« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Военное дело /


Версия для печати

Реферат: Оптимизация пути выхода Украины на мировой рынок вооружений и военной техники


Оптимизация пути выхода Украины на мировой рынок вооружений и военной
техники.

ктн Черешанский В.А.

В наследство от бывшего СССР Украина получила почти одну треть
производственных мощностей ВПК, экспортный потенциал, которых мог
составить $ 8 – 10 млрд. в год. Однако следует учесть то, что
предприятия ВПК Украины имели ограниченные возможности по выпуску ВВТ с
законченным циклом производства (3 – 4 % номенклатуры оружия советского
производства). Можно отметить, что Украина производила широкий спектр
различных боеприпасов, таких как авиационные бомбы, различные мины,
ракеты, артиллерийские снаряды, однако ни к одному из видов боеприпасов
не производила взрывателей. И не производит их в настоящее время.

Украина сделала большой вклад в разработку и производство
экспортируемого бывшим СССР вооружения. В настоящее время значительное
количество вооружений и военной техники (ВВТ), произведенного в СССР,
находится в ряде стран Африки, Азии и Южной Америки. От 30 до 70 %
импорта оружия этих стран приходилось на ВВТ советского производства.
Указанными странами приобретено ВВТ советского производства
приблизительно на 70 млрд. $ из которых около 20 % приходится на
боеприпасы.

Со второй половины 90-х годов проблема проведения модернизации
вооружения, закупленного ранее в бывшем СССР, стала неизбежной
реальностью и наибольшую остроту она приобретет в начале нового
столетия, когда основная масса ВВТ потребует замены, в виду окончания
сроков хранения и недопустимости дальнейшего применения. Следует
отметить, что большинство указанных импортеров оружия советского
производства в настоящее время не могут его заменить на новые образцы
из-за финансовых затруднений. Между тем, путем небольших вложений
средств (20…40 % первоначальной стоимости вооружения) импортер ВВТ может
значительно увеличить их эффективность действия, жизненный цикл и
затормозить процесс морального старения.

При этом, исходя из политических причин не все развитые государства
поставят им вооружение западного производства. И, кроме того
тактико-технические характеристики модернизированных советских образцов
ВВТ зачастую превосходят вновь разработанные образцы западных стран по
важнейшему параметру – эффективность, стоимость.

Такое положение вещей предоставляет редкую, исключительную возможность
занять ключевые позиции в модернизации вооружений за рубежом, путем
продажи им разработанных и изготовленных в нашей стране принципиально
новых узлов и блоков интеллектуальных систем для ВВТ.

Проведение модернизации ВВТ за рубежом силами Украинского ВПК может
стать одним из ведущих направлений, поддержания требуемого уровня
боеспособности национальных армий ряда стран. Это дополнительно увеличит
их интерес к научно-технической и промышленной продукции Украинского
ВПК.

Украина должна срочно занять свою, особо важную, нишу технологического
партнера в области модернизации ВВТ и подготовки специалистов за
рубежом.

В качестве одной из таких, еще не занятой Россией ниши я вижу
производство в Украине нового поколения взрывателей к боеприпасам
массового применения, которые заменят устаревшие механические,
производимые в бывшем СССР. Если наша страна немедленно возьмет на себя
разработку и такое производство, то существует возможность стать лидером
в модернизации самого массового товара в ВВТ – боеприпасов.

Замена взрывателя в боеприпасе - есть его модернизация, ведущая к
повышению отношения эффективность / стоимость.

Что касается модернизации ВВТ по другим направлениям, то неизбежны
осложнения с Россией, как с бывшим совместным производителем ВВТ. Однако
выбор экономически целесообразных сфер взаимодействия возможен. Здесь
слово остается за советом специалистов и решением Комитета.

Модернизация ВВТ также крайне необходима и для ВС Украины.

Анализ качественного и количественного состояния вооружения и военной
техники в ВС Украины свидетельствует о тенденциях к их быстрому
моральному и физическому старению, а также резкому росту необходимых
эксплутационных расходов, что в ближайшее (2000……2005 г.г.) время
приведет к невозможности поддержания боеготовности войск на требуемом
уровне.

В сложившейся ситуации, с учетом экономических условий становления ВПК
Украины не обладающего в полном объеме опытом разработки и производства
многих видов вооружения и военной техники, становиться экономически
целесообразным проведение частичной модернизации существующих систем
вооружения и техники с целью повышения их эффективности, а также
продления сроков эксплуатации. Один из вариантов возможной организации
финансирования работ, связанных с модернизацией существующего и
разрабатываемого вооружения можно осуществить по предполагаемой схеме.
Создается финансово-промышленная группа с правом бесплатного
приобретения вооружения и техники выработавшей свой ресурс или их
излишков. Финансово-промышленная группа частично возвращает ВС Украины
модернизированную технику, утилизирует и реализует излишки. Полученные
финансовые средства направляются на разработку и производство
перспективных систем вооружения и развитие ВПК Украины. Такая схема
позволяет обходиться без госбюджетных средств и даст возможность
пополнять госбюджет.

Модернизацию целесообразно проводить путем оснащения вооружения и
техники узлами и модулями отработанными или быстро прорабатываемыми в
рамках программ создания перспективных систем вооружений и военной
техники.

Мировая практика показывает, что размер прибыли от модернизации
занимает существенный удельный вес в объемах внешней торговли ВВТ. Опыт
Израиля, Польши и других стран показал, что в условиях экономического
кризиса за счет организации производства и последующей продажи
зарубежным партнерам запасных частей для ВВТ, находящихся на вооружении
национальных армий, возможно найти средства не только для инвестирований
оборонных, но и гражданских сфер промышленного производства.

В настоящее время это единственно правильное решение для реанимирования
ВПК нашего государства.

В существующих условиях оружейный бизнес следует рассматривать как
источник дополнительных (а может быть и основных) средств, остро
необходимых для проведения структурных преобразований ВПК Украины.

До недавнего времени Украина обладала высоким научным потенциалом в
области разработки образцов ВВТ 90-х годов. Начавшиеся в 80-е годы НИР
по разработке интеллектуального оружия создали колоссальный
научно-технический задел. Реализация этого задела по прогнозам ученых в
широких масштабах должна была осуществляться к середине 90-х годов.
Финансовый эквивалент этого задела – огромен!

Уже в 1997 году на всемирной выставке ВВТ IDEX –97 – Украина
продемонстрировала разработки интеллектуальных взрывателей к различным
видам боеприпасов, аналогов которым не было ни в одной стране мира.
Действительно мы представили интегрированный научно-технический
потенциал, уровень которого не был превзойден ни одной страной и
соответствущий высоким критическим технологиям 21-го века. Все
вышесказанное выдвигает перед нами задачу восстребовать гигантский
финансовый эквивалент предыдущего научно-технического задела для нашего
государства. Выполнение этой задачи будет еще одним шагом к
научно-техническому прогрессу и благосостоянию Украины. К сожалению,
почти семилетние, попытки инициативных украинских ученых и конструкторов
не привели к созданию современного, конкурентно способного ВПК Украины.
Результат оказался не нулевой, а отрицательный и вызван он размыванием
средств по многочисленным бесплодным организациям, финансирование
которых соизмеримо с пособиями по безработице. Выделение малых средств
губительно как для науки так и для бюджета

Итак, в настоящее время собственное производство по замкнутому циклу
интеллектуальных систем вооружения и защиты еще не создано. Может быть
дело в том, что нам мешает этот пресловутый “замкнутый цикл”. Между тем
в 1999 году уже появились сообщения о близких разработках в странах
НАТО.

А нужны ли Украине разработка и производство ВВТ и в частности
интеллектуальных боеприпасов и средств защиты от современного оружия,
когда большая часть населения просто борется за выживание? Нужны и
очень! Дело в том, что экономическое здоровье, мощь страны, ее место в
международном разделении труда – все это определяется уже не количеством
стали и чугуна на душу населения и даже не количеством выпускаемых
компьютеров, а уровнем и масштабом современного производства и обладания
“передовой научной и технологической информацией”. Промышленно развитые
страны спокойно передают конечные продукты “передовых технологий” в том
числе и военных. Компьютеры и их компоненты – интегральные схемы, пушки
и снаряды производят в Индонезии, на Тайване. Следует принять во
внимание, что до 50% военных программ в мире носит в настоящее время
интернациональный характер. Например Франция, пытаясь облегчить бремя
расходов на государственные научно-технические военные программы берет
курс на более широкую военно-промышленную кооперацию с другими странами
Европы (прежде всего с Германией, Англией и Италией).

Зато конструируют и разрабатывают эти схемы и технологии в США,
опытные образцы делают тоже в американских лабораториях. Такие, как
например, Лос-Аламосская национальная лаборатория только за собой
сохраняет разработки по противокосмической обороне и средствам контроля
за системами вооружений в любой точке земного шара.

Все это еще раз доказывает необходимость тщательно продуманной
концепции разделения труда при разработке и производстве вооружений в
Украине, что безусловно возможно только при наличиии стратегии и
долгосрочной программы развития науки в военно-технической сфере.

Как ни печально, однако процесс деградации научно-технической сферы
Украины в области оборонных технологий разворачивается на фоне активного
формирования в промышленно развитых странах запада научной и
материально-технической базы третьего тысячелетия – базы
постиндустреального общества, основу которого составляют наукоемкие
технологии шестого поколения (Гражданские технологии Украины
соответствуют четвертому поколению и в области военных технологий к
началу 90-х годов мы подошли к пятому поколению).

Мир по существу находится в предверии новой военно-технической
революции, которая таит в себе огромные возможности реализации
кардинально новых подходов в развитии военной теории и стратегии.

Поэтому в промышленно развитых странах первоочередное внимание
уделяется долгосрочным программам развития науки и техники.

К важнейшим программам относятся:

построение робототизированного, интеллектуального оружия высокоточного
действия;

оптико-электронных систем управления, наведения, принятия решения и
обработки сигналов;

супер быстродействующих оптико-электронных компьютеров;

машинный интелект и робототехника;

интеллектуальные принципы имитации и моделирования;

гибкие автоматизированные производства;

импульсные источники энергии;

материалы с высокой энергетической плотностью.

Можно с уверенностью сказать, что совокупные радикальные изменения в
целом ряде отраслей науки, техники и производства неизбежно ведут к
формированию материальной основы для качественного скачка в развитии
средств и методов вооруженной борьбы.

Начавшееся освоение принципиально новых технологий в импульсной
энергетике, сверхпроводимости и композиционных материалах ведут к
созданию систем высокомощных источников направленной энергии,
гиперскоростных снарядов, способных привести к крупным подвижкам в
создании нового оружия и сценариев боевых действий.

В этих странах постоянно нарастает эксплуатация стратегии
организационного механизма технологий двойного использования и
реинвестирования в перспективные научные направления и технологии.

Краткий, вышеизложенный материал со всей очевидностью свидетельствует о
катастрафическом расширении технологического и научно-технического
разрыва Украины не только с промышленно развитыми государствами мира, но
и с Россией, которая начала восстанавливать свои позиции на мировом
рынке вооружений.

Основные НИОКР оборонной тематики Украины, в чем их суть и
необходимость?

В настоящее время мне известны около трех десятков НИОКР. Все они
практически заморожены из-за полного отсутствия финансирования. Может
быть это даже хорошо, что они не продолжаются. Постановка задач в этих
работах перенесена из 80-х годов и, если бы даже они были выполнены, то
в 21-ом веке они не нужны. Во всех этих работах отсутствует
научно-исследовательский поиск, соответствующий достижениям науки нашего
времени. Многие из поставленных задач не только решены, но их
результаты находятся в производстве ряда стран мира. Это еще раз
доказывает, что нам необходим координирующий научно-технический и
маркетинговый орган, который позволит из десятков направлений выбрать
важнейшее, что и предопределит оптимальную тактику выхода Украины на
международный рынок ВВТ.

Для создания современных видов вооружений нам нужны поисковые НИР,
которые не проводились уже почти 10 лет, и по результатам которых
возможно осуществить прыжок в 21 век и прорыв на мировой рынок. Догонять
западные страны – бесперспективно!

Для того чтобы мы были в числе равных производителей ВВТ, нам в НИОКР
необходимо заниматься теми направлениями научно-технического развития
ВВТ, которыми не занимается никто! И такие направления уже подготовлены
и сформированы, как для прикладных так и для фундаментальных НИР. Это
единственно правильный путь научно-технического развития государства.
Этот путь позволит Украине в кратчайшие сроки извлечь колоссальные
финансовые ресурсы, которые сегодня находятся в потенциале, как в
имеющейся технике, так и в опыте и знании наших ученых.

Известно, что вложение денег в науку приносит большие дивиденды – 300 и
более процентов от вложенных средств!

Тем не менее, еще остался один шанс изменить создавшуюся в
научно-технической и производственной сфере Украины ситуацию и
нейтрализовать угрозу ее технологической безопасности в условиях жестких
реально существующих финансовых ресурсных и временных ограничений.

Начать, по всей видимости, надо с немедленного создания Комитета
перспективных военно-технических разработок при кабинете министров
Украины, с его отделениями в Министерстве промышленной политики и
Министерстве обороны Украины.

Комитет должен первоочередное внимание уделить определению
научно-технических приоритетов относительно финансовых возможностей
государства с целью обеспечения высокой концентрации финансов и ресурсов
на разработки по масштабам, не уступающим аналогичным в высоко развитых
странах.

Следует учесть главное, что прорыв может быть только по направлениям,
которые отличаются минимально возможными затратами и временем достижения
положительного результата.

Для этого нужна государственная поддержка прямых связей с разработчиками
других государств в различной форме деятельности, что позволит улучшить
финансовое состояние разработок в пользу нашего государства.

Совершенствование современных ВВТ неразрывно связанно с развитием
элементной базы электроники и смежных с ней областей. Особенно это
касается интеллектуального оружия. Однако собственной элементной базы
электроники, соответствующей требованиям военных стандартов и высоких
технологий, Украина не имеет. С другой стороны, мы рассматриваем
возможность производства элементной базы и комплектующих для
модернизуемых ВВТ, что не одно и тоже, что элементная база электроники.
Поэтому Украина с успехом может производить у себя блоки и узлы для
комплектации модернизируемых ВВТ, используя самую современную
иностранную элементную базу электроники. Такая постановка вопроса
позволит нашей стране на этапе становления ВПК сэкономить гигантские
средства необходимые на перевооружение электронной промышленности. Как
уже отмечалось, на такой основе работают многие промышленно развитые
страны мира.

Не исключено, что в будущем мы создадим мощную электронную
промышленность. Но пока мы можем, кроме стандартной элементной базы,
закупать заказные интегральные схемы и другие элементы электроники с
помощью которых создавать на нашем производстве уникальные приборы,
покупать которые можно будет только в нашей стране. Монополия на
производство нашей страной таких изделий гарантирована имеющимся у нас
приоритетным научно-техническим заделом.

Для более эффективного использования денежных средств, направленных на
военно-технические разработки, кроме принятия решения по направлениям
приоритетных разработок необходимо провести реструктуризацию ВПК Украины
и на период около 10 лет создать региональные научные
военно-промышленные комплексы, которым значительно легче определиться и
кооперироваться в условиях рынка. Для организации разработчиков ВВТ
создать режим наибольшего благоприятствования во всех видах их
деятельности. Создать на время выполнения работ льготы. Заказы на
разработку ВВТ должны исходить от военных в исключительных случаях, и
только на конкурентной основе. В основном, региональные НВПК всю
инициативу и подготовку производства берут на себя, что значительно
уменьшает финансовое бремя госбюджета.

Серьезные разработки высокого научно-технического, военно-прикладного и
экономического уровня в дальнейшем могут расширятся за счет средств
госбюджета. Общее центральное научно-техническое сопровождение всех
работ будет осуществляться через комитет с целью создания единого
информационного поля государства способствующего оптимальной кооперации
и ценовой политики на рынке ВВТ.

Одно из направлений позволяющее в кратчайшие сроки (1…1,5 года) выйти
масштабно на мировой рынок вооружений при минимальных финансовых
затратах и максимальной прибыли определяется как «Выполнение работ по
созданию взрывателей и подготовка их производства», как для
модернизируемых так и для перспективных видов боеприпасов
интеллектуального оружия.

Организация модернизации некоторых видов современных боеприпасов в
Украине, учитывая реалии нашего времени, является наиболее осуществимой
задачей, способной быстро восполнить затраты и дать возможность занять
нашему государству достойное место на мировом рынке вооружений.

Боеприпасы высокоточного оружия (ВТО), при минимальных затратах, по
сравнению с построением новых видов вооружений, позволяют многократно
увеличить могущество оружия.

Модернизация некоторых существующих видов боеприпасов - наиболее
технологичный метод получения в кратчайшие сроки качественно новых видов
вооружений и соответственно ВТО.

Математические модели и методики оценки эффективности боеприпасов,
оборудованных специальными, интеллектуальными взрывателями, подтверждают
военно-экономическую целесообразность применения взрывателей нового
поколения, как в существующих боеприпасах, так и в перспективных
разработках.

В настоящее время научно-техническая программа подготовки производства
по замкнутому циклу взрывателей к боеприпасам ВТО ГНИТИ «Темп»,
согласована с основными разработчиками вооружений и конкретно с Главными
конструкторами направлений.

ВЫВОДЫ:

Что срочно необходимо сделать:

установить приоритеты направления работы;

закон;

особый статус в работе разработчикам ВВТ;

комитет перспективных военно-технических разработок;

финансы от продаж ВТ на развитие ВПК;

координационный совет;

закон о зарубежных отношениях в совместном производстве;

региональные ВПК;

создание нормативно-правовых актов (статус разработчика ВВТ).





Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат