Морское право Украины можно определить как совокупность правовых норм,
которые регулируют отношения, возникающие из торгового мореплавания и в
связи с использованием мирового океана в процессе человеческой
деятельности.
Использование мирового океана означает:
использование и развитие морских путей плавучими и стационарными
морскими сооружения;
использование и развитие дна моря для добычи полезных ископаемых и
химических веществ, опреснение воды;
использование морской среды для добычи полезной рыбы и морских животных.
Особенностями морского права Украины являются:
участие морского права Украины в международных конвенциях на
равноправных началах;
использование рыночной экономики в Украине на переходный период;
наличие ответственности морских перевозчиков, грузоотправителей,
судовладельцев
Морское право Украины нельзя рассматривать отдельно от международного
морского права, ввиду того, что все моря и океаны не принадлежат одной
какой-то стране, а в равной мере принадлежат всем странам, берега
которых они омывают и субъекты морского права Украины так же нельзя
рассматривать отдельно от общего морского права. Так как, даже если суда
ходят по морю в пределах страны, то находясь в водах мирового океана или
моря они подчиняются законам международного морского права.
Значение морского права Украины состоит в том, что на судах, находящихся
в дальнем плавании действуют законы государства и порта, к которому
приписано данное судно. Но соблюдение норм международного морского права
является главной задачей экипажа любого судна. Мы знаем, что в экипаж
судна могут входить моряки различных национальностей, которые являются
подданными разных стран. Так вот, на судне они все подчиняются одному –
международному морскому праву.
Комплексный характер морского права и его особенности.
Комплексность морского права выражается в том, что морское право – это
именно совокупность правовых норм, которые регулируют отношения,
возникающие из торгового мореплавания и в связи с использованием
мирового океана в процессе человеческой деятельности: а это совершенно
различные отрасли права. Морское право, являясь отраслью международного
права вобрало в себя регулировку общественных отношений, связанных с
перевозкой грузов, регулированием финансовой сферы, черты торгового
права, права охраны природы, гражданского и гражданско-процессуального
права. В этом его отличие от остальных отраслей права, т. е. особенность
как подотрасли права.
Такая отрасль права как право уголовное регулирует общественные
отношения в области охраны жизни и здоровья граждан, имущества и т. п.
от противоправных посягательств. Право экологическое регулирует
общественные отношения в области охраны природы: вод, воздуха, земли,
недр, лесов и т. п. Административное право регулирует общественные
отношения в области управления. Трудовое право регулирует отношения
между трудовыми коллективами и работодателями. Морское же право вобрало
в себя все эти отрасли, в основном базируясь на конвенциях,
ратифицированных несколькими странами. В которых и затрагиваются
вопросы, касающиеся того или иного направления мореплавания. Это
известная «Конвенция ООН по морскому праву 1982 года», «Конвенция о
продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов
экипажами», «Международная конвенция по охране человеческой жизни на
море 1974 г.», «Международная Конвенция о подготовке и дипломировании
моряков и несении вахты», и т. д.
Понятие международного морского права и его
правовые нормы
Международное морское право — это отрасль международного права,
состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и
регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их
деятельностью в Мировом океане.
Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен
Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в
удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов
мира.
В течение долгого времени обычное право составляло основу данной
отрасли, регулируя прежде всего отношения, связанные с мореплаванием и
рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на
ранних стадиях развития международного морского права, но довольно
редко. Так, в VI, V и IV вв. до н. э. были заключены договоры между
Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в
заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии.
Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование
международно-правового режима территориальных вод.
По римскому праву море в общем признавалось свободным для судоходства и
рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось вещью,
общей для всех, вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императора.
Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении своих
граждан, но не для других народов.
Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от
Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать,
что в античном международном праве не существовал принцип свободы
открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского
права в качестве системы норм, определяющих режим морских пространств и
правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических
отношений и отсутствием единого мирового рынка.
В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно
распространение власти монарха и его права владения на значительные
водные пространства. Так, Португальская корона претендовала на
Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия — на Тихий
океан и Мексиканский залив, Английские короли — на северную Атлантику,
Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя —
Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап
Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие
норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и
учитывало местные условия и традиции. Таким образом появились
региональные источники морского права: Родосский морской кодекс,
Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др.
В основном эти источники представляли собой свод местных законов,
обычаев и обыкновений, сложившихся и действовавших в странах и портах
определенного морского региона. Несмотря на региональный характер,
многие положения этих источников оказали существенное влияние на
развитие международного морского права.
Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, приведшее к
великим географическим открытиям, способствовало утверждению принципа
свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий на морские
пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки
международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго
Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма
Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит
Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии» утверждал, что ни
Португалия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать
исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие
потребности человечества и интересы международной торговли требуют
признания открытости морей. В то же время он признавал возможность
установления пояса территориальных вод прибрежным государством и право
мирного прохода по нему судов других государств.
Великая французская революция и утверждение капиталистических
производственных отношений во многих европейских странах способствовали
широкому признанию принципа свободы открытого моря. В 1661 г.
итальянский юрист А. Джентили писал, что море — часть суши, имея в виду
пояс территориальных вод, за пределами которых должен действовать
принцип свободы морей.
История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы
и принципы международного морского права складывались и развивались при
непосредственном взаимодействии двух тенденций — защиты своих интересов
прибрежными государствами и необходимости свободного использования
открытого моря в интересах всех субъектов международного права.
XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами развития
промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и
мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в
Мировом океане. Все эти изменения потребовали развития норм и институтов
международного морского права, их кодификации.
Правовые нормы международного морского права записаны как уже
упоминалось в международных конвенциях, регулирующих отношения в области
судоходства.
Кодификация международного морского права.
В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота
государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане
обычно-правовой характер норм международного морского права перестал
удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла
острая необходимость разработки и принятия международных морских
соглашений.
Первая попытка кодификации норм международного морского права, не
увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской
конференции по кодификации международного права.
Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности
приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного
морского права. В период 1949 — 1956 гг. Комиссия международного права
ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и
разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по
морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре
конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне;
континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого
моря.
В результате этой большой работы международного сообщества удалось
кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного
морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу
судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов,
полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное
море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме
континентального шельфа и др.
Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине
территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была
созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II
Конференция не дала желаемых результатов.
Тем временем вопросы, связанные с шириной территориального моря,
рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими
правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами
международного сообщества в целом, становились все более актуальными.
Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные
научно-технической революцией, — загрязнение морей и океанов,
возможность использования мощных технических средств в деле разведки и
добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение
научных исследований морских пространств.
К этому времени весомым политическим фактором международных отношений
стали развивающиеся государства, которые заявили о своих интересах в
освоении Мирового океана.
Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой
дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая
началась под эгидой ООН в 1967 г.
В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции
по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на
море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства. В
результате появились такие международно-правовые акты, как Конвенции по
охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о
международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.;
Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенция о
вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению
нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами
отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о предотвращении
загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря
из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атлантических
тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых операций в
Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических
тюленей 1972 г. и др.
Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного
морского права в конкретных областях, указывали на необходимость
разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву — хартии
современного международного морского права. Среди прочих первостепенную
важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной
зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны
морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в
соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17
декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III
Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.
Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие
задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого
форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было
«джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия
решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был
принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в
совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем
Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и
исключений.
Всего было проведено 11 сессий, причем начиная с 7-й сессии каждая из
них имела дополнительные («возобновленные») части сессии. В них
принимали участие делегации 164 государств. Приглашены также были 12
специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и
ряд неправительственных организаций.
На Конференции проявили себя силы, за которыми стояли определенные
политические и экономические интересы, такие, как «Группа 77»
(развивающиеся государства, которых было на самом деле около 120);
группа западных капиталистических государств; группа социалистических
государств; группа архипе-лажных государств; группа государств, не
имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных
географических условиях; группа проливных государств и др. Несмотря на
такое разнообразие интересов участвующих в конференции государств в
конце концов удалось вынести на единственное за все годы голосование
согласованный текст Конвенции ООН по морскому праву. 30 апреля 1982 г.
Конвенция была принята:
«за» проголосовали 130 делегаций, «против» — 4 и 17 воздержались. Вместе
с Конвенцией были приняты 4 резолюции, составившие Приложение I к ней.
Заключительный акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в
Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по
морскому праву 1982 г. была открыта для подписания.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат