« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Менеджмент (теория управления и организации) /


Версия для печати

Реферат: Управленческая деятельность


Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности,
спицифика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей –
необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении
достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.
Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и
развивалось вместе с эволюцией оргонизации, постепенно выделяясь в
самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности
можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному
явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации
друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия,
кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому
принято считать, что ”управление старо как мир”. Оно зарождается вместе
с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее
важнейших факторов.

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций
древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования
практики управления.

Итак, возникновение теории управления - это сложный и противоречивый
процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и
негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все
же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и
привести к прорыву в этой области - к оформлению теории управления, к
осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И
это произошло в 1911г., когда Ф.Тейлор, считающийся основателем научного
управления, опубликовал книгу “Принципы научного управления”.
“Предыстория” науки об управление заканчивается, начинается ее история.
Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на
стадию собственно теоретического развития. Как отмечает М.Мескон и др.,
“появление и оформление управления как науки, как области научных
исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса,
частично - попыткой воспользоваться преимуществами техники, созданной в
период промышленной революции, а частично – достижением небольшой
группы, горстки любознательных людей, имеющих горячее желание открыть
самые эффективные способы выполнения работы”.

С момента появления науки управления эволюция ее как самостоятельной
дисциплины является не строгой последовательностью некоторых основных
этапов, а развитием ряда подходов, которые частично совпадали по
времени. Выделяют четыре основных подхода в развитии теории управления:
подход с точки зрения основных школ в управлении, процессный, системный
и ситуационный подходы. Существует четыре школы управления;-

-школа научного управления (1885-1920)

-административная (“классическая”) школа в управлении (1920-1950)

-школа “человеческих отношений” (1930-1950); подход с точки зрения науки
о повидении (1950г. – по настоящее время)

-школа “количественных методов в управлении” (1950г.- по настоящее
время).

Прежде чем перейти к систематическому рассмотрению основных
управленческих функций, необходимо охарактеризовать тот
общеорганизационный контекст, в котором они реализуются. Им является
структура организации в целом, содержание процессов ее функционирования.
Различия в структуре организации, в особенности их функционирования
накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность,
а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того,
деятельность руководителя, ее психологические особенности зависят не
только от типа организационной структуры, но и от его иерархического
места в этой структуре. В связи с этим необходимо определить, каковы
основные типы организационных структур управления, какими понятиями они
характеризуются и как они влияют на управленческую деятельность. Понятие
организации имеет два основных значения. Во-первых, это процесс
согласования множества индивидуальных деятельностей в плане достижения
определенных общегрупповых целей; это – сама деятельность управления.
Во-вторых, организация это одновременно и определенная структура,
“каркас”, состоящая из ряда основных компонентов и устойчивых,
стабильных связей между ними. В этом плане она является и результатом
управленческой деятельности, и одновременно основой ее осуществления.

В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных
принципов – иерархического (субординационного, “вертикального”) и
координационного (паритетного, “горизонтального”).

Важнейшей организационной характеристикой строения системы управления
производством, является структура системы управления производством. По
особенности строения различают : линейную, функциональную, штабную,
матричную.

Наибелее известной разновидностью иерархического типа структуры,
является – линейно-функциональная организация управления. Основу
линейно-функциональных структур составляет так называемый шахтный
принцип построения. Согласно ему, организация разделяется по
функциональному признаку, т.е. по специализированным видам работ внутри
нее ( например, производству, финансам, персоналу, маркетингу и др.).
Далее по каждому из них формируется иерархия служб (“шахта”),
пронизывающая всю организацию сверху донизу. По этим вертикальным линиям
передаются управленческие полномочия. Но у данной структуры есть свои
недостатки – удлиняется процесс выработки команд управления; возникает
несогласованность в деятельности работников функциональных подразделений
на предприятии, т.к. ответственность за один и тот же объект
производства дробится между различными подразделениями, что приводит к
дополнительным взаимным согласованиям, а следовательно, и к удлинению
процесса выработки и принятия решения.

Проектная организация – это временная структура, созданная для решения
конкретной задачи и объединяющая наиболее квалификационных сотрудников
организации для максимально эффективного ее решения. Она, конечно, не
предназначена для построения организации в цедом, однако существенно
облегчает решение многих и притом наиболее сложных внутриорганизационных
задач, а тем самым и содействует деятельности организации в целом.
Главные ее преимущества – концентрация лучших сил на каком – либо
участке работы, задачах, создание “ориентированной-на-цель команды”.

Матричная организация - самый, пожалуй, известный вариант проектной
организации и всего класса адаптивных структур, получивший наибольшее
распространение .Она имеет форму таблицы и разграничения обязанностей и
прав в аппарате управления. Порядок разработки матричной организации
состоит в следующем: специальная группа организационного проектирования
с привлечением работников аппарата управления определяет функции
управления, составляющие содержание процесса управления. Далее по каждой
функции управления определяется круг работ, перечень должностных лиц и
структурных подразделений (звеньев ).Главная черта матречной
организации – это двойное подчинение проектной группы. Эти группы
подчиняются одновременно и руководителю проекта и руководителю того
функционального отдела, в котором они работают постоянно. Руководитель
проекта обладает так называемыми проектными полномочиями, а руководители
функциональных служб сохраняют свои линейные полномочия.

Матричные структуры в целом более гибки, используют преимущества
функциональных и дивизиональных структур в сочетании с преимуществами
свободных структур, открывают большие возможности для координации работ.
Однако им присущи и недостатки, главный из которых – их сложность и, как
следствие, трудная для руководителя и непонятная для исполнителя форма
организации. Большие проблемы возникают из-за наложения вертикальных и
горизонтальных полномочий, что не вполне отвечает фундаментальному
принципу управления – принципу единоначалия. Это, в частности, является
источником конфликтов как между линейными и проектными руководителями,
так и между членами проектных групп. Менее зримым и измеримым становится
результат работы каждого исполнителя, затрудняется его оценка.
Дополнительные трудности возникают и в налаживании межличностных
отношений. Особо необходимо подчеркнуть , что в собственно
психологическом плане матричная структура ставит исполнителей в “двойное
подчинение” , т.е. вынуждает подчиняться одновременно двум системам
требований, которые далеко не всегда согласуются между собой, и даже
могут противоречить друг другу.

Литература: А.В.Карпов «Психология менеджмента», Москва,

1999г. Гардарики.

Под редакцией профессора О.В.Козловой,
«Управление социалистическим производством», Москва 1983г. Экономика.



Задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая
лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим
на нее внутренним и внешним факторам. Функция построния организции
(включая выбор типа ее структуры) локализуется в общем процессе
управления вслед за этапом стратегического планирования. Структура
выбирается и создается на основе результатов планирования. В связи с
этим в теории управления А. Чандлером сформулирован тезис, ставший
сегодня ее аксиомой, - «Стратегия определяет структуру». Широко
распространенными являются иерархические структуры. Однако и они по мере
усложнения и увеличения масштабов организационного функционирования
потребовали модификаций, поиска новых принципов и структур построения
организаций. Так, например, управление крупной фирмой хотя и можно, но
трудно, а главное- вредно пытаться «втиснуть» в 5-6 функциональных
подразделений. Они при этом будут вынуждены координировать столь большие
участки работ, что для этого потребуется множество дополнительных
уровней, подотделов, «подподотделов» и т.д. Линейная скалярная цепь
станет очень длинной, громоздкой и неэффективной. В связи с этим
возникает новый принцип – принцип дивизиональных структур (от лат.
Divisio –отдел). Сохраняя иерархичность структуры, этот тип организации
предполагает ее разделение на элементы и блоки другими, не
использовавшимися ранее способами. Например, по видам товаров и услуг,
по группам потребителей продукции, по географическим регионам и т.д. В
первом случае организация разделяется по основным видам товаров
(продуктов), производимых ею, а полномочия по их производству передаются
соответствующим руководителям.

Руководители каждого отдела (дивизиона) имеют в своем подчинении ряд
вторичных функциональных служб. Аналогичный принцип дивизионализации
может осуществляться по другому критерию – типу потребителя. Тогда
возникает разновидность дивизиональных структур, называемая
«организационной структурой, ориентированной на потредителя», например,
большие издательства имеют отдельные подразделения, занимающиеся
литературой для взрослых, юношеской литературой, учебниками для высшей и
средней школы и т.д. Каждое из этих подразделений ориентируется на
своего покупателя и действует как практически независимая компания.
Соответственно каждое из них имеет рекадционный отдел, отделы
маркетинга и финансов, производственный отдел. Другим критерием
дивизионализации является региональный признак, который приводит к еще
одной разновидности – к организационным структурам территориального
типа. При этом сами региональные отделы выступают, фактически, как
филиалы фирмы (организации).

Дивизионная структура, является разновидностью класса иерархических
структур, в основу которого положен главный –субординационый признак.
Стройность и четкость этой структуры очевидна, однако, очевидны и те
недостатки, которые свойственны любой иерархии, как бы совершенна она не
была.

Литература: А.В.Карпов «Психология менеджмента», Москва,

1999г. Гардарики.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат