« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Уголовный процесс /


Версия для печати

Контрольная: Уголовная ответственность несовершеннолетних. Мошеничество


Содержание

I. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

1. Общая характеристика преступлений,

совершаемых несовершеннолетними

и условия их уголовной ответственности

Вопросам уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
посвящен самостоятельный раздел нового УК РФ и соответствующая ему
глава. В первую очередь это обусловлено значительной спецификой
преступности несовершеннолетних как составной части преступности в
целом. Специфика эта зависит от особенностей социально-психологического
развития подростков и несовершеннолетних: подчас недостаточного уровня
социализации, недостаточной психофизической, возрастной и социальной
зрелости, искаженных представлений о нравственных приоритетах,
специфических черт характера (вспыльчивость, неуравновешенность),
подверженности влиянию со стороны «неформальных лидеров» и взрослых и
т.д.

Согласно статистическим данным преступность несовершеннолетних имеет
ярко выраженную тенденцию к росту. Удельный вес преступлений,
совершаемых несовершеннолетними или при их соучастии (в общей массе всех
преступлений), характеризовался следующими данными: 1985 г.–10%;
1986 г.–9,4%; 1987 г.–11,0%; 1988 г.–15,4%; 1989 г.–18,0%;
1990 г.–17,2%; 1991–17,0%; 1992 г.–16,4%; 1993 г.–16,0%.

Снижение удельного веса этих преступлений в России начиная с 1990 г.
объясняется значительной латентностью преступности несовершеннолетних,
не попадающей в официально регистрируемую. По данным МВД РФ, за
10 месяцев 1994 г. количество преступлений, совершенных
несовершеннолетними, по сравнению с аналогичным промежутком 1993 г.
возросло на 0,6%.

Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких
корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи
также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих
преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме
соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также
отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье
преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели
законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной
ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и
начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством
предусмотрены особые условия установления видов наказания для
несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от
уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и
погашения судимости.

Раздел УК РФ об ответственности несовершеннолетних предваряет ст.87,
определяющая, что несовершеннолетними признаются лица, которым к моменту
совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось
восемнадцати лет. При рассмотрении дел о преступлениях. совершенных
несовершеннолетними, суд обязан принимать меры к точному установлению
возраста (число, месяц, год рождения) несовершеннолетнего. В
постановлении Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами
законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о
вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность» от
3 декабря 1976 г. (с последующими изменениями) устанавливаются следующие
правила, которыми и в настоящее время руководствуются российские суды,
органы следствия и дознания. Лицо считается достигшим определенного
возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. При
установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рождения
подсудимого надлежит считать последний день того года, который назван
экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным
количеством лет суду следует исходить из предлагаемого экспертизой
минимального возраста такого лица. При наличии данных, свидетельствующих
об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, суды в
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством должны выяснять
степень умственной отсталости несовершеннолетнего, определять, мог ли он
полностью сознавать значение своих действий и в какой мере он мог
руководить ими. В необходимых случаях для установления этих
обстоятельств по делу должна быть произведена экспертиза специалистами в
области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или указанные
вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психиатра.

Как уже отмечалось, общий возраст, с которого наступает уголовная
ответственность, устанавливается в шестнадцать лет. Лица, которым до
совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, подлежат уголовной
ответственности за преступления, перечисленные в ст.20 (убийство,
умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью,
изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража,
грабеж, разбой, вымогательство и др.). При этом законодатель исходит из
того, что лица, достигшие 14-летнего возраста, как правило, могут
сознавать общественную опасность этих преступлений. Однако если
несовершеннолетний хотя и достиг возраста уголовной ответственности (14
или 16 лет), но вследствие отставания в психическом развитии, не
связанного с психическим расстройством, был неспособен в полной мере
осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной
ответственности.

Несовершеннолетним, совершившим преступления, может быть назначено
наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры
воспитательного воздействия.

2. Виды наказания для несовершеннолетних

и особенности их назначения

Количество видов наказаний для несовершеннолетних по сравнению с общим
числом наказаний, входящих в систему, сокращено более чем в два раза.
Это обусловлено тем, что остальные виды наказаний неприменимы к
несовершеннолетним из принципиальных соображений, объясняемых как
спецификой преступлений, ими совершаемых, так и особенностями целей,
стоящих перед наказанием в отношении несовершеннолетних преступников.
Видами наказания для несовершеннолетних являются:

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

арест;

лишение свободы на определенный срок.

Содержание каждого из указанных наказаний применительно к
несовершеннолетним также имеет свою специфику. Так, штраф назначается
только при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или
имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф назначается в
размере от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или
размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего
осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы в соответствии с назначаются на срок от сорока до
ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для
несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной
работы время. Продолжительность исполнения данной меры наказания для лиц
в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а для
лиц в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет – трех часов в день.

Исправительные работы несовершеннолетним осужденным назначаются на срок
до одного года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту
вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от одного до четырех
месяцев (в данном случае сокращается как минимальный, так и максимальный
предел этого наказания).

Еще более значительно сокращаются для несовершеннолетних сроки лишения
свободы. Это наказание назначается несовершеннолетним на срок не свыше
десяти лет. Отбывается оно в воспитательных колониях общего и усиленного
режимов. Первый вид таких колоний предназначен для отбывания наказания
несовершеннолетних мужского пола, осужденных впервые к лишению свободы и
несовершеннолетних женского пола (независимо от того, осуждались ли они
ранее к лишению свободы). Второй – для отбывания наказания
несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде
лишения свободы.

Учитывая при назначении наказания несовершеннолетним особую важность
достижения воспитательных целей, суд может дать органу, исполняющему
наказание, указание об учете при обращении с несовершеннолетним
осужденным определенных особенностей его личности.

Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть назначено
несовершеннолетнему, достигшему 16-летнего возраста, а в исключительных
случаях 15 лет, при наличии у него постоянной работы.

При назначении наказания несовершеннолетнему помимо общих начал
назначения наказания учитываются условия жизни и воспитания
несовершеннолетнего, уровень его психического развития, иные особенности
его личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Как уже
указывалось, несовершеннолетие виновного является обстоятельством,
смягчающим наказание. Однако этому обстоятельству не должно придаваться
какое-то исключительное решающее значение. Несовершеннолетний возраст
как обстоятельство, смягчающее наказание, учитывается в совокупности с
другими обстоятельствами смягчающими и отягчающими наказание.

Наличие других обстоятельств, смягчающих наказание, и уровень
психического развития виновного, условия его жизни могут послужить
основанием либо для освобождения несовершеннолетнего от уголовной
ответственности или наказания с применением к нему принудительных мер
воспитательного воздействия; либо для условного осуждения к наказаниям в
виде исправительных работ или лишения свободы; либо для назначения менее
строгого наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи УК.

Отягчающие обстоятельства влияют на назначение более строгого из
наказаний, содержащихся в санкции статьи, установленной за совершенное
преступление, либо на отказ в условном осуждении или в освобождении от
наказания или уголовной ответственности.

3. Особенности освобождения несовершеннолетних

от уголовной ответственности и применение принудительных мер

воспитательного воздействия

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или сред
ней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если
будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем
применения мер воспитательного воздействия. Такими мерами являются:

предупреждение;

передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо
специализированного государственного органа;

возложение обязанности загладить причиненный вред;

ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия на несовершеннолетних
являются самостоятельной формой индивидуализации ответственности за
совершенное преступление, одним из видов освобождения от уголовной
ответственности или от наказания. Они могут быть применены к
несовершеннолетним при наличии совокупности трех критериев:

совершения преступления впервые;

совершения преступления, относящегося к категории небольшой или средней
тяжести;

возможности исправления несовершеннолетнего без уголовной
ответственности или без наказания.

При наличии указанных критериев, а также с учетом мотивов совершенного
преступления и поведения виновного после совершения преступления, а
равно при выяснении вопросов о том, применялись ли к нему ранее
принудительные меры воспитательного воздействия и какие именно, вопрос о
применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного
воздействия может быть поставлен как на стадии предварительного
следствия, так и на стадии судебного разбирательства.

На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с
согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и
передаче его материалов в специализированный государственный орган,
который назначает несовершеннолетнему принудительные меры
воспитательного воздействия в соответствии с положениями настоящей
статьи.

На стадии судебного разбирательства суд сам выносит постановление об
освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и
назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного
воздействия.

Принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и
дополнительные. Орган, назначающий эти меры несовершеннолетнему, сам
определяет продолжительность их срока, основываясь на данных о личности
виновного и всех обстоятельствах дела. Целесообразно устанавливать
продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного
воздействия в виде передачи под надзор и ограничения досуга от шести
месяцев до двух лет – за преступления небольшой тяжести; от шести
месяцев до пяти лет – за преступления средней тяжести.

Принудительные меры воспитательного воздействия являются особой мерой
государственного принуждения, применяемой к несовершеннолетним за
совершение ими преступлений. В отличие от наказания они не влекут за
собой судимости, назначаются прежде всего на основе данных о личности
виновного и условиях его жизни в целях исправления несовершеннолетних.

Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер
воспитательного воздействия является возможность привлечения его к
уголовной ответственности по представлению специализированного
государственного органа и направления им материалов в суд.

Большое воспитательное значение для виновного имеет сам процесс
судебного разбирательства и провозглашения судом постановления о
применении принудительной меры воспитательного воздействия.

В Уголовном кодексе Российской Федерации раскрывается содержание
принудительных мер воспитательного воздействия.

Предупреждение как мера воспитательного воздействия реализует цели
исправления и превенции посредством разъяснения подростку характера и
степени опасности совершенного им деяния, размера причиненного
преступлением вреда и возможных последствий.

В практике суда имел место случай, когда данная мера принудительного
воздействия была применена к несовершеннолетнему, положительно
зарекомендовавшему себя в школе, из благополучной семьи с обоими
родителями за впервые совершенное им преступление, предусмотренное
ст. 213.4 УК РСФСР (ст.207 УК РФ), – заведомо ложное сообщение об акте
терроризма. Это преступление относится к категории средней тяжести.
Оглашая постановление о применении принудительной меры воспитательного
характера в виде предупреждения, судья обратил особое внимание на то,
сколько материальных средств и времени было затрачено и сколько
задействовано людей для проверки поступившего сообщения, какой
материальный ущерб был нанесен государству и моральный вред людям. В
постановлении подчеркивалось, что в случае совершения нового
преступления несовершеннолетнему будет назначено наказание.

Назначая несовершеннолетнему принудительную меру воспитательного
воздействия в виде передачи его под надзор родителей или лиц, их
заменяющих, судам необходимо выяснить возможности родителей или лиц, их
заменяющих, осуществлять надзор за несовершеннолетним (характер их
работы, образ жизни и проч.) и оказывать на него воспитательное
воздействие.

Закон не содержит рекомендаций относительно получения согласия от
родителей либо лиц, их заменяющих, на осуществление надзора за
несовершеннолетними. Однако необходимость получения такого согласия
органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия,
вытекает из смысла и целей назначения данной меры. При этом форма
выражения согласия на осуществление надзора не имеет принципиального
значения, но с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная
форма получения согласия.

Имущественное положение несовершеннолетнего в случае возложения на него
обязанности загладить причиненный вред определяется наличием у него
самостоятельного заработка, трудовых навыков и достижением 15-летнего
возраста.

Под самостоятельным заработком следует понимать не только плату,
полученную за выполнение постоянной или временной работы, доходы от
предпринимательской деятельности, но и стипендию, другие выплаты.

Трудовые навыки несовершеннолетнего в целях возмещения вреда,
причиненного преступлением, используются с учетом положений ст. 43, 46,
48, 175, 177, 179 КЗоТ РФ (о сокращении продолжительности работы; о
запрещении работы в ночное время; о работах, на которых запрещается
применение труда лиц моложе 18 лет; о запрещении привлекать работников
моложе 18 лет к сверхурочным работам; о нормах выработки для молодых
рабочих).

Содержание ограничения досуга и установления особых требований к
поведению несовершеннолетнего связано с его окружением, условиями жизни
и прочими обстоятельствами, например характером трудовой деятельности,
учебой, материальной, служебной или иной зависимостью, взаимоотношениями
с потерпевшим и др.

4. Особенности освобождения несовершеннолетних от наказания,

исчисления сроков давности и погашения судимости

Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или
средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением
принудительных мер воспитательного воздействия: предупреждение; передача
под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного
государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный
вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению
несовершеннолетнего.

Несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления средней
тяжести, может быть освобожден судом от наказания, если будет признано,
что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в
специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для
несовершеннолетних. При этом срок пребывания в указанном учреждении не
может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за
преступление, совершенное несовершеннолетним.

Пребывание в указанном учреждении может быть прекращено до истечения
срока, предусмотренного частью второй настоящей статьи, если по
заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего
исправление, несовершеннолетний не нуждается более для своего
исправления в дальнейшем применении данной меры. Продление пребывания в
специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для
несовершеннолетних после истечения срока, предусмотренного частью второй
настоящей статьи, допускается только в случае необходимости завершить
общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ст.92,
отличаются от аналогичных мер, применяемых в соответствии с ч.1 ст.90
УК РФ, юридической природой, критериями назначения.

Юридическая природа принудительных мер воспитательного характера,
назначаемых в соответствии с ч.1 ст.92, заключается в их значении как
особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних,
выражающейся в освобождении их судом от наказания, предусмотренного в
санкции инкриминируемой им статьи.

Несовершеннолетний, осужденный за преступление небольшой или средней
тяжести, может быть освобожден от наказания и в том случае, если ранее
он уже совершал преступления указанных категорий, но суд придет к выводу
о возможности его исправления путем применения принудительных мер
воспитательного воздействия и самого факта осуждения, отрицательной
оценки как содеянного, так и личности виновного.

Имеется возможность изоляции несовершеннолетнего от общества без
применения к нему наказаний в виде ареста или лишения свободы путем
помещения его в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное
учреждение для несовершеннолетних.

Как вид освобождения от наказания помещение несовершеннолетнего в
воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение осуществляется при
наличии следующих оснований:

совершения им преступления средней тяжести. В законе нет каких-либо
оговорок относительно количества совершенных преступлений,
следовательно, помещение виновного в специальное учреждение может иметь
место и в случаях неоднократного совершения преступлений;

признания судом, что цели наказания могут быть достигнуты в условиях
изоляции несовершеннолетнего с особыми воспитательными или
лечебно-воспитательными приемами обращения с ним.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение – наиболее
строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Она связана с
существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних,
установлением специальных требований режима, учебы, организации труда
или лечения. Ее назначение оправдано в отношении виновных, вышедших
из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, либо лиц, которых
целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды, в которой
они постоянно находились, или лиц с психическими отклонениями и
нуждающихся в специальном лечении.

В настоящее время специальными воспитательными учреждениями для
несовершеннолетних являются спецшколы и специальные
профессионально-технические училища (СПТУ) полуоткрытого типа отдельно
для мальчиков и для девочек.

В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с
физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.) и с психическими
отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными
заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе.

В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в
специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за
совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания
несовершеннолетнего в специальном воспитательном или
лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения
свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо
минимальному сроку наказания в виде лишения свободы – шести месяцам.

Закон допускает возможность как сокращения определенного судом срока
пребывания виновного в специальном учреждении по достижении поставленных
целей, так и его продления по причине необходимости завершения
общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть
применено к несовершеннолетним, осужденным к исправительным работам или
к лишению свободы, после фактического отбытия:

не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление
небольшой или средней тяжести;

не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое
преступление;

не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое
преступление.

Для несовершеннолетних (как и для взрослых) установлены единые основания
для условно-досрочного освобождения их от отбывания назначенного судом
наказания: если они не нуждаются в полном отбывании наказаний в виде
исправительных работ или лишения свободы и доказали свое становление на
путь исправления соблюдением в течение фактического отбытия наказания
предъявляемых к ним требований режима.

Факт несовершеннолетия осужденного служит основанием существенного
сокращения сроков фактического отбытия наказания, по истечении которых
исполняющие его органы вправе обращаться в суд с ходатайством об
условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Сроки
фактического отбытия наказания установлены дифференцированно в
зависимости от категории преступления.

Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на
осужденного обязанности: не менять постоянного места жительства, работы,
учебы без уведомления специализированного государственного органа,
осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места,
пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или
венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи.
Суд может возложить на условно осужденного исполнение и других
обязанностей, способствующих его исправлению, которые должны им
исполняться в течение оставшейся неотбытой части наказания.

На осужденных несовершеннолетних, условно досрочно освобожденных от
отбывания наказания, распространяются положения ч.7 ст.79 УК РФ.

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 УК РФ, при освобождении
несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания
наказания сокращаются наполовину.

УК РФ в отличие от УК РСФСР вдвое сокращает сроки давности освобождения
от уголовной ответственности или отбывания наказания лицам, совершившим
преступление в несовершеннолетнем возрасте. Это обусловлено, во-первых,
презумпцией исправления лица, совершившего в прошлом преступление, и
тем, что оно перестало быть общественно опасным, и, во-вторых,
социально-психологической характеристикой личности несовершеннолетних,
их переориентацией, о чем свидетельствует их примерное поведение после
совершения преступления или после вступления приговора в законную силу.

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати
лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86
настоящего Кодекса, сокращаются и соответственно равны:

одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или
средней тяжести;

трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое
преступление.

Для несовершеннолетних, отбывших наказание в виде лишения свободы,
установлены льготные по сравнению с совершеннолетними сроки погашения
судимости. Они в три раза меньше в случае отбытия лишения свободы за
преступления небольшой или средней тяжести; в два раза меньше за тяжкие
преступления и почти в три раза меньше за особо тяжкие преступления.

В соответствии с ч.4 ст.18 УК РФ судимости за преступления, совершенные
лицом в возрасте до 18 лет, а также погашенные в порядке,
предусмотренном ст.95 УК, не учитываются при признании рецидива
преступлений.

Лицо может освободиться от отбывания наказания в совершеннолетнем
возрасте, однако правила ст.95 УК РФ применяются исходя из возраста лица
на момент совершения преступления.

В случае осуждения несовершеннолетнего к лишению свободы или к другому,
более мягкому наказанию, сроки погашения судимости исчисляются по
правилам п. »а» и «б» ч.3 ст.86 УК.

Статья устанавливает для несовершеннолетних только погашение, а не
снятие судимости, что связано со значительным сокращением ее сроков. В
исключительных случаях судимость с несовершеннолетних может быть снята
по правилам, предусмотренным ч.5 ст.86. Погашение судимости аннулирует
все правовые последствия, связанные с ней.

В исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и
личности суд может применить положения настоящей главы к лицам,
совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет,
кроме помещения их в специальное воспитательное или
лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

Распространение положений ст. 87 – 96 УК на лиц, совершивших
преступление в возрасте от 18 до 20 лет, возможно лишь в исключительных
случаях: стечение семейных и личных обстоятельств; возмещение виновным
вреда, причиненного преступлением; наличие особенностей
социально-психического развития личности; необходимость завершения
образования; возможность достижения целей уголовной ответственности
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия или
льготных условий назначения и отбывания наказания и др.

В целях эффективности применения к лицам в возрасте от 18 до 20 лет
принудительных мер воспитательного воздействия вопрос об их назначении
должен решаться в стадии судебного разбирательства. Назначать
принудительные меры воспитательного воздействия лицам этой возрастной
группы необходимо на основании положений ч. 1 ст. 92 УК и только в
исключительных случаях.

Направление лица в возрасте от 18 до 20 лет в воспитательную колонию при
назначении наказания в виде лишения свободы может иметь место в случаях
возрастной инфантильности таких лиц, главным образом при совершении ими
преступлений небольшой и средней тяжести.

В целях завершения общего образования и профессиональной подготовки, а
также для закрепления результатов исправительного воздействия в
соответствии со ст. 139 УИК осужденные к лишению свободы, достигшие
возраста 18 лет, как правило, остаются в воспитательной колонии, но не
более чем до достижения ими 21 года.

Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной
колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии,
санкционированному прокурором.

Так, заместитель Генерального прокурора РФ опротестовал постановление
судьи Металлургического районного народного суда г. Челябинска от
4 августа 1994 г. по делу Петрикевича, отбывавшего наказание за
преступление, предусмотренное ч.3 ст.144 УК РСФСР, в виде 2 лет и
9 месяцев лишения свободы в воспитательно-трудовой колонии и
переведенного с октября 1993 г. в исправительно-трудовую колонию общего
режима, мотивируя свой протест необоснованным решением. Судебная
коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 1 ноября 1994 г. протест
удовлетворила, а дело направила на новое судебное рассмотрение по тем
основаниям, что судом не исследованы все материалы, представленные в
обосновании ходатайства администрации ВТК, как этого требуют положения
ст.364, 369 УПК РСФСР, не учтено то обстоятельство, что осужденный
Петрикевич должен был продолжить обучение в 10-м классе, т.е. получить
среднее образование, не дана оценка объяснению старшего воспитателя
отряда о возможности оставления Петрикевича в воспитательно-трудовой
колонии.

II. Мошенничество

Мошенничество является формой хищения, поэтому ему присущи все признаки
этого понятия.

Предметом мошенничества, помимо имущества, является также право на чужое
имущество как юридическая категория. Оно может быть закреплено в
различных документах, например в завещании, страховом полисе,
доверенности на получение тех или иных ценностей, в различных видах
ценных бумаг. Имущественные права, удостоверенные именной ценной
бумагой, передаются в порядке, установленном для уступки требований
(цессии). Права по ордерной, т.е. с указанием лица, которому или по
приказу которого должно быть произведено исполнение, передаются путем
совершения на этом документе передаточной надписи – индоссамента.
Индоссамент, совершенный на ценной бумаге, переносит все права,
удостоверенные ею, на лицо, которому они передаются. Бланковый
индоссамент вообще не содержит указания на лицо, которому переданы
имущественные права.

При получении мошенником документа, на основании обладания которым он
приобретает право на имущество, преступление признается оконченным
независимо от того, удалось ли мошеннику получить по нему
соответствующее имущество в натуре или в денежном эквиваленте.

С объективной стороны специфика мошенничества состоит в способе его
совершения. В отличие от многих других преступлений, которым присущ
физический (операционный) способ, при мошенничестве способ действий
преступника носит информационный характер либо строится на особых
доверительных отношениях, сложившихся между виновным и потерпевшей
стороной. В качестве способа завладения имуществом или приобретения
права на имущество закон называет обман или злоупотребление доверием,
которые и характеризуют качественные особенности данной формы хищения.

Своеобразие данного преступления состоит в том, что с внешней стороны
оно проявляется в «добровольном» отчуждении имущества самим
собственником и передачи его преступнику. Последний же, прибегая к
обману или злоупотреблению доверием, непосредственно не изымает
имущество из чужого владения. Но фальсифицируя таким путем сознание и
волю потерпевшего или злоупотребляя его доверием, мошенник достигает
цели безвозмездного обращения переданного ему имущества в свою пользу.
Обман или злоупотребление доверием выступают здесь в качестве внешних
форм самого преступного поведения мошенника.

По особенностям способа совершения преступления закон выделяет две
разновидности мошенничества: а) хищение путем обмана и 2) хищение путем
злоупотребления доверием.

Понятие обмана выработано теорией и практикой. Так, президиум
Куйбышевского (ныне Самарского) областного суда в постановлении по делу
ч. сформулировал: «Обман – умышленное искажение или сокрытие истины с
целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество,
и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а
также сообщение с этой целью заведомо ложных сведений».

Обман – это прежде всего умышленное искажение действительного положения
вещей, сознательная дезинформация контрагента, преднамеренное введение
его в заблуждение относительно определенных фактов, обстоятельств,
событий в целях побудить его по собственной воле, фальсифицированной,
однако, ложными сведениями или умолчанием об истине, передать имущество
мошеннику. Поэтому если не установлен предумышленный характер искажения
истины или сами сведения, которые сообщило лицо, не могут быть расценены
как ложные, состав мошенничества отсутствует.

Мошенничество, связанное с подделкой и использованием подложных
документов, следует отличать от случаев устройства на работу на
основании фальшивого диплома и получения соответствующей заработной
платы за выполнение обязанностей по должности, которое лицо не имело
права занимать.

Например, А. предъявил поддельный диплом о высшем медицинском
образовании, был назначен на должность главного врача санатория и
успешно выполнял его обязанности в течение определенного времени. В
данном случае состав хищения отсутствует, поскольку здесь нет
безвозмездного получения государственных денежных средств.

Иное дело, когда подделываются и используются документы, дающие право на
получение повышенной заработной платы или процентной надбавки к окладу.
К числу таких документов относятся, например, дипломы кандидата и
доктора наук, аттестаты доцента и профессора, справки о стаже работы в
районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, о выслуге лет
работы врачом, преподавателем, на подземных работах и т.п., на основании
которых работник в соответствии с законодательством получает более
высокую оплату труда или процентную надбавку к должностному окладу.
Такие действия, будучи частично безвозмездными и корыстными, отвечают
всем признакам хищения. Однако его размер составляет не вся сумма
полученных денежных средств, а только та ее часть, которая равна
процентной надбавке или разнице между обычной и повышенной заработной
платой, например должностными окладами преподавателя государственного
вуза, не имеющего ученой степени, и кандидата наук.

Изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных государственных ценных
бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо в
иностранной валюте полностью охватывается признаками ст. 186 УК РФ и
дополнительной квалификации по ст.159 УК РФ не требует. Вместе с тем
получение выигрыша по поддельным лотерейным билетам образует состав
мошенничества, так как эти документы не содержат в себе кредитного
обязательства государства или коммерческой организации выплатить
держателю билета его нарицательную стоимость, а дают лишь право на
участие в розыгрыше призов.

Второй, значительно менее распространенной формой способа совершения
мошенничества является злоупотребление доверием. Здесь преступник
использует особые доверительные отношения, сложившиеся между ним и
собственником или владельцем имущества, в основе которых лежат, как
правило, гражданско-правовые либо трудовые отношения, вытекающие из
договора, соглашения. Например, лицо, получившее по трудовому соглашению
для выполнения какой-либо работы определенное имущество или денежный
аванс, подотчетные суммы с намерением безвозмездно, без фактического
выполнения принятых на себя обязательств обратить их в свою пользу,
совершает мошенничество.

Разновидностью хищения имущества путем злоупотребления доверием является
безвозмездное, с корыстной целью обращение виновным товаров в свою
пользу, полученных по договору бытового проката либо приобретенных на
предприятиях розничной торговли в кредит без внесения соответствующих
платежей и взносов собственникам имущества.

Мошенничество следует отличать от кражи, поскольку при ее совершении
виновные тоже могут прибегать к обману с целью проникновения в
помещение, жилище, иное хранилище и тайного хищения имущества. Однако
при совершении кражи обман является всего лишь условием, облегчающим в
дальнейшем тайное изъятие имущества, и в силу этого не обусловливает
переход ценностей от собственника к преступнику. Совершенно иную роль
играет обман в составе мошенничества, выступая здесь как основная
причина передачи имущества субъекту, который и обращает его в свою
пользу. Следует отметить: при краже имущество тайно похищается помимо и
вопреки воле потерпевшего, при мошенничестве присутствует «добровольная»
передача имущества собственником или владельцем преступнику.

Кроме того, важной особенностью мошенничества является передача
имущества в собственность или, во всяком случае, в титульное владение
лица с наделением его в отношении этого имущества определенными
правомочиями. Поэтому корыстное завладение имуществом, переданным лицу
для осуществления чисто технических операций (помочь поднести чемодан,
присмотреть за ненадолго оставленными вещами и т.д.) без наделения
субъекта соответствующими правомочиями образует кражу, а не
мошенничество.

Квалифицирующие признаки состава мошенничества:

совершение его группой лиц по предварительному сговору;

неоднократно;

с причинением значительного ущерба гражданину полностью совпадают с
одноименными признаками состава кражи.

Однако ч.2 ст.159 УК РФ, не указывая такой признак, как хищение с
проникновением в жилище, помещение или иное хранилище, дополняет его
квалифицированный состав признаком: мошенничество, совершенное лицом с
использованием своего служебного положения. Это могут быть не только
должностные лица федеральных и муниципальных государственных
организаций, но и работники коммерческих структур, использующие свое
служебное положение для хищения путем обмана чужого имущества.
Конкретные проявления этой разновидности мошенничества могут быть самыми
разнообразными. Главное, необходимо установить, что, обманывая
собственника или владельца имущества, виновный использовал при этом свое
служебное положение как работник того или иного предприятия, организации
или учреждения. Такие случаи характерны для предприятий авторемонтного
сервиса, ателье обслуживания бытовой техники, в коммунальном хозяйстве.
Надо, однако, иметь в виду, что обмеривание, обвешивание, обсчет или
иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию
товаров или оказывающих услуги населению со стороны их работников при
определенных условиях, образуют не состав мошенничества, а обман
потребителей, ответственность за который предусмотрена ст.200 УК РФ.

Часть 3 ст.159 УК РФ предусматривает особо квалифицированный состав
мошенничества, если оно совершено:

организованной группой;

в крупном размере

лицом, ранее два и более раза судимым за хищение или вымогательство.

Эти признаки полностью совпадают с одноименными признаками в составе
кражи.

III. Задача

Водитель Винокуров управлял транспортным средством ВАЗ-2101. Двигался он
за городом со скоростью более 100 км/ч, около автобусной остановки сбил
потерпевшую Петрову, остановившись и, выйдя из транспортного средства,
подошел к Петровой. Убедился что Петрова жива, но заметил, что у нее
сильное кровотечение, решив что потерпевшая выживет, сел в автомобиль и
уехал. От потери крови и сотрясения головного мозга (тяжкий вред
здоровью) потерпевшая через 4 часа скончалась.

Решение задачи :

В действиях водителя Винокурова усматривается ст.264 ч.2 УК РФ
«Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств». (Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо
другим механическим средством, правил дорожного движения или
эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть
человека.)

Наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, с лишением права
управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного
движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем
определенные последствия .

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет,
фактически управляющее транспортным средством.

Так же далее в действиях водителя Винокурова усматривается ст. 265 УК РФ
«Оставление места дорожно-транспортного происшествия.» (Оставление места
дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным
средством и нарушившим правил а дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных
ст.264 УК РФ.

Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет.

Объективная сторона преступления состоит из двух элементов :

1) оставление водителем, нарушившим правила дорожного движения или
эксплуатации транспорта, места дорожно-транспортного происшествия ;

2) наступление последствий, названных в диспозиции ст.264 ч.2 (гибель
человека).

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной по
отношению к наступившим последствиям. При этом следует учитывать, что
эти последствия происходят именно из-за оставления места происшествия и
неоказания помощи пострадавшему (иначе пострадавший оказался бы жив).

Можно предположить, что гр. Винокуров будет осужден к лишению свободы
сроком от трех до пяти лет, либо к такому же сроку, условно.

Прежде вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних были
посвящены статьи, помещенные в разные главы и разделы УК РСФСР.

Преступность и правонарушения в СССР. 1990. Статистический сборник. М.,
1991. С. 29. Преступность и правонарушения. 1993. С. 53.

ч.1 ст.87 УК РФ.

ч.1 ст.20 УК РФ

ч.2 ст.20 УК РФ

ч.3 ст.20 УК РФ.

ч.2 ст.87 УК РФ.

ст.88 УК РФ.

ст.44 УК РФ.

ч.2 ст.88 УК РФ.

ч.3 ст.88 УК РФ.

ч.4 ст.88 УК РФ.

ч.5 ст.88 УК РФ.

ч.6 ст.88 УК РФ.

ч.7 ст.88 УК РФ.

ч.1 ст.89 УК РФ.

п.»б» ч.1 ст.61 УК РФ.

ч.2 ст.89 УК РФ.

ч.2 и 3 ст.15 УК РФ.

п.»б» и «г» ч.2 ст. 90 УК РФ.

ч.4 ст. 90 УК РФ.

ст. 91 УК РФ.

ч.1 ст. 92 УК РФ.

ст. 93 УК РФ

ч.5 ст.73 УК РФ.

ч.6 ст.86 УК РФ.

ст.146 ГК РФ.

-

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат