« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Финансовое право /


Версия для печати

Реферат: Понятие и значение государственного кредита


Тверской филиал Московского международного университета бизнеса и
информационных технологий

Реферат

Предмет: Финансовое право

Тема: Понятие и значение государственного кредита.

Выполнил студент 502 гр.:
Белов А.Е.

Проверила:
Пастушенкова Л.И.

Тверь 1998

Понятие государственного кредита.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права
деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е.
взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на
условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В
порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных
средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как
должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному
кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и
других государств поступают в распоряжение органов государства,
превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть
использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для
пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный
ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах
используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним
выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в
отдельную сроку1. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита
государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга,
т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых
займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно
свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не
предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных
условиях население может сознательно идти на ограничение потребления,
как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного
государства ограничение текущих расходов часто происходило
принудительно, и население должно было подписываться на государственные
займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей,
которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний
выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он
размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа
облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а
покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей,
которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального
процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от
состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения
правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей
стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству,
облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита
могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства
других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они
выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а
также органам государственной власти и управления за счет бюджетных
средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на
условиях срочности, платности и возвратности. В государственной
экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать
финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех
предприятий и отраслей промышленности, в которых государство
заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в
дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской
тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели,
а является средством поддержки важных для государства экономических или
властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа,
выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты
процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную
ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для
каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или
отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных
бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством
финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не
государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею
денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или
нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность
этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия
только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или
хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств
и государством проверены порядок ее образования, величина уставного
капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по
ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О
государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону
государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства
Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и
физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами
Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР
включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой
на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и
вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ
обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства
РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных
Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством
выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых
обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ
определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением
государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации
производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не
установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего
долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых
обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним
или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О
мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где
предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим
лицам осуществляется с 1 июля 1993 года по первому требованию клиентов
без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам
бывшего Союза ССР использовать : средства республиканского бюджета РФ;
100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными
решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими
лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это
предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по
наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов
Союза ССР от 28 мая 1992 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед
российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями
банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и
Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска
государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных
условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары
США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций -
от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению
внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство
ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже
принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в
сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству.
Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в
конце концов, надо надеяться, будут решены.



Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются
государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и
государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим
признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный
характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и
долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются
в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать
30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством,
правительствами национально-государственных и
административно-территориальных образований и органам местного
самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут
подразделяться на :

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для
населения был выпущен от 19 февраля 1992 года, который назывался о
государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске
российского выигрышного займа 1992 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить
внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые
государство намерено продавать не только коммерческим и государственным
структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств
процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов
или один раз при погашении займа путем зачисления процента к
начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в
момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем
облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы
беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов
держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара,
спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения. Они делятся на
добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас
используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных
государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому
также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами.
Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения,
договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых
обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных
соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и
погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени
государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами.
За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1
года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас
используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был
выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не
основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92.

На 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем
1992 года - с 1 октября 1992 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения
и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг.
Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию
государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции
государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что
Указом Президента РФ от 27.02.1995 года. Комиссия по ценным бумагам и
фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу
к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по
размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в
виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ
занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств
РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется
представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”.
Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года,
сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий
финансовый год.

Список литературы.

Горбунова О.Н. “Финансовое право”, М.; Юристъ,1996

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат