РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ
CCCР В ПОСЛЕВОЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
студента
группы 07-101
МОСКОВСКОГО
АВИАЦИОННОГО
ИНСТИТУТА
Мартынова Владимира
преподаватель
Боечин
1993@
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
3. НОВОЕ СООТНОШЕНИЕ СИЛ В ЕВРОПЕ
4. НАЧАЛО "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
5. СОВЕТСКО-ЮГОСЛАВСКИЙ РАЗРЫВ
6. АПОГЕЙ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международное положение СССР после войны, в которой он
победил ценой больших потерь, было в высшей степени |
парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры |
имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового |
сообщества. Бесспорно, на Советский Союз тогда работал |
своеобразный "эффект Сталинграда" как в общественном сознании, |
так и среди элиты стран-союзников. Но все же соотношение сил было
для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он |
извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части |
Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире. |
В то же время в области военной технологии и США, и |
Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал |
которого в западных регионах к тому же понес огромные потери. |
Таким образом, налицо было острое прротиворечие между
видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские |
руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их |
испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они |
считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым |
включение Советского Союза в международную сферу |
характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации |
возможны были два подхода: первый предполагал усилия по |
сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и |
получение передышки для реконструкции и развития экономики;
второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения |
"залогов безопасности" посредством расширения сферы советского |
влияния. Эти два взаимоисключающие подхода, прредполагавшие |
противоположные восприятия "других", отражались в позициях, |
дискутирующихся в партийном руководстве. Первый, защищавшийся в |
1945 г. группой Жданова-Вознесенского, исходил из традиционного |
тезиса о неизбежности развития в мирное время |
"межимпериалистистических противоречий", прежде всего между |
Великрбританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в
довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном |
мире и препятствовать образованию "единого империалистического |
фронта". Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым, |
исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет |
капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное |
будущее, признавал существование возможности урегулирования |
отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во |
главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и |
подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними. |
Из-за некоторой пассивности запдных держав второй подход, |
непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов |
безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за |
Ялтинской конференцией,-вероятно, при личном содействии Сталина,
полностью поддерживавшего концепцию зон влияния, ободренного |
успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавшего добиться |
окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы. |
В условиях все более поляризующегося мира эта политика |
привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в |
первую очередь вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в |
Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в |
свою активную фазу летом 1947г., когда мир раскололся на два
антагонистических блока. Впрочем, усиление напряженности всегда |
умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от |
того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою |
волю к сопротивлению. Так, СССР проявлял большую осторожность и |
даже робость (Сталин признает это через несколько лет) в своей |
политике по отношению к китайским коммунистам в 1945-1948 гг., |
полагая, что американцы рассматривают этот регион как часть |
своей сферы влияния. Натолкнувшись на твердую позицию США и |
Англии, он отказался от своих претензий на Иран и Турцию. |
Напротив, поняв буквально заявление Рузвельта в Ялте о том, что |
американские войска в течение двух лет будут выведены из Европы, |
Советский Союз пошел на риск в Берлине и проявил непоколебимую |
решимость строго контролировать, чего бы это ни стоило, режимы, |
которые он создал на своих восточноевропейских рубежах. |
Ялтинская конференция |
В начале 1945 г., когда близость победы над Германией уже не |
вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете |
новой политической и военной ситуации окончательно определить |
основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы |
стали предметом переговоров на Ялтинской конференции |
(4-11 февраля 1945 г.), во время которой, как и в Тегеране Сталин |
ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и |
на доверии, которое питал к нему Рузвельт. В течение недели был |
решен, чаще всего в пользу СССР, ряд фундаментальных вопросов, |
прежде всего затрагивающих принципы деятельности ООН, |
учредительная конференция которой должна была открыться 25апреля |
в Сан-Франциско. Советский Союз, требовавший для себя на всем |
протяжении проходивших в Думбартон-Окс предварительных |
переговоров о формировнии этой международной организации 16 мест |
(по числу союзных республик), заявил, что довольствуется |
четырьмя, а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия). |
Он также согласился с американским предложением о том, что |
"никакой постоянный член Совета Безопасности не может |
пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он |
участвует". По мнению Рузвельта, советская позиция "была большим |
шагом вперед, который будет положительно воспринят народами всего |
мира". В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского |
Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца |
довести свой проект ООН, как важнейшего элемента нового |
равновесия, реалистичного и мирного, для послевоенного мира, |
советская сторона добилась желаемых результатов почти по всем |
остальным пунктам: |
=Восточная граница Польши пройдет по "линии Керзона".
Люблинский комитет, к которому будут добавлены "другие
демократические польские лидеры в Польше и за границей", составит |
ядро будущего правительства национального единства. Это |
правительство займется скорейшей организацией свободных выборов. |
Весь процесс будет осуществляться под надзором-из |
Москвы-комиссии, включающей в себя Молотова и послов США и |
Великобритании в СССР. |
=Не вызвал больших споров принцип военной оккупации
Германии. По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение |
французской зоны за счет английской и американской оккупационных |
зон. Напротив, вопрос о будущем Германии, о ее возможном |
расчленении, по которому имелись разногласия между Рузвельтом(за |
раздел) и Черчиллем(против раздела), был передан на рассмотрение |
специальной комиссии. |
=Опасаясь возможного затягивания войны с Японией, Рузвельт
предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР |
военных действий против Японии через три месяца после капитуляции |
Германии: присоединение к СССР Курильских островов и южного |
Сахалина, право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта |
Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии. |
=Наконец западные союзники признали обоснованность
предъявленных СССР требований по репарациям: $10 млрд.,(половина |
общего объема репараций с Германии), получение которых состояло |
бы в вывозе товаров и капиталов, использовании рабочей силы. |
Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия, которая работала в |
Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе. |
Вскоре после Ялтинской конференции Запад был поставлен |
советской стороной перед несколькими свершившимися фактами: в |
Польше "поляки из Лондона" получили в "коалиционном |
правительстве" лишь второстепенные министерские портфели; |
предусмотренные же решениями конференции выборы проведены не |
были. В Румынии король Михай был вынужден создать правительство, |
в котором домиинировали коммунисты. В Чехословакии Бенешу, после |
его визита в марте 1945 года в Москву, пришлось включить в |
правительство несколько коммунистов. |
На состоявшейся 17 июля - 2 августа 1945 года Потсдамской |
конференции западные участники уступили совместному давлению СССР |
и Польши и согласились, что польско-германская граница пройдет по |
линии Одер-Нейсе. Вопрос о репарациях был решен также в пользу |
СССР, который получил право вывозить не только все, что пожелает, |
из своей оккупационной зоны, но и забрать четверть оборудования в |
западных зонах. США и Великобритания с удивлением обнаружили |
появление новых советских требований: пересмотр заключенной в |
Монтре конференции о режиме черноморских проливов; возвращение |
СССР Карского и Ардаханского округов, граничивших с Советской |
Арменией и отошедших в 1921 г. Турции; получение военно-морской |
базы Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море. |
Лондонское совещание министров иностранных дел пяти
стран-членов Совета Безопасности ООН в сентябре 1945 года выявила |
новые источники напряженности между СССР и Западом. Западные |
страны поставилм Советский Союз в известность, что они не |
подпишут мирные договоры с Румынией и Болгарией до проведения там |
свободных выборов. Советская сторона итолковала эту позицию как |
отказ от соглашений, заключенных с Черчиллем в октябре 1944 года, |
о сферах влияния в Восточной Европе. К тому же СССР |
продемонстрировал на этом совещании новоприобретенный "комплекс |
великой державы", потребовав исключение Китая и Франции из всех |
переговоров о мирных договорах и предоставления себе протектората |
над Триполитанией с тем, чтобы, как подобает великой державе |
обеспечить свое присутствие в Средиземном море. После 3-х недель |
переговоров СССР и Западные участники были вынуждены |
констатировать свое несогласие по большинству вопросов и |
договорились снова встретиться в декабре в Москве. |
В Москве министры иностранных дел трех великих держав пришли |
к компромису по вопросу о Болгарии и Румынии после того, как СССР |
согласился на проведение там новых выборов, тем самым неявно |
признав, что предыдущие, давшие "отечественным фронтам" |
большинство в 90%, были фальсифицированы. Советский Союз |
согласился также на участие "малых стран" в Мирной конференции, |
которая должна была состояться в Париже летом 1946 года. |
Тем не менее несколькими неделями позже Советская дипломатия |
подтвердила свое намерение решать крупные международные проблемы |
только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между |
Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра |
Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале |
1946 года Молотов в частности, заявил, что СССР-одна из двух |
крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может |
быть решен без ее участия. |
Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер |
влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной |
безопасности, который отводил ООН центральное место в |
урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции |
в Иране, так как до этого моменте политика получения "залогов |
безопасности" приносило свои плоды. |
С 1941 года Иран находился под совместной оккупацией |
Великобритании и СССР, обязавшихся вывести свои войска в течение |
шести месяцев после окончания войны. Однако Советский Союз |
высказывал явное намерение надолго обосноваться в Иране. В |
сентябре 1944 года он безуспешно пытался создать смешанную |
советско-иранскую нефтяную компанию. В то же время Советский Союз |
поддерживал партию Туде, об'единявшую значительную часть |
противников режима, и сепаратистские движения Курдов и |
Азербайджанцев, имея ввиду либо ослабить центральную власть в |
Тегеране и поставить ее в полную зависимость от Туде, либо |
аннексировать граничащие с Советским Азербайджаном северные |
провинции. В декабре 1945 года при советской поддержке на севере |
Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и |
Курдская Народная Республика. Не добившись в Совете |
Безопастности, где рассматривался этот вопрос, приемлимого для |
себя решения Великобритания направила дополнительные воинские |
контингенты на ог Ирана. В обмен на создание смешанной |
советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился |
вывести свои войска (май 1946). В конце 1946 года Иран |
денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над |
северной частью своей территории, подавив курдских и |
азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочел не |
реагировать, чтобы не втягиваться в этом районе в силовой |
конфликт с США и Англией. |
Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта
1946 года), Черчилль произнес в Фултоне(Миссури) в присутствии |
президента Трумана свою знаменитую речь о "железном занавесе". |
Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не |
всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими |
лейбористами, тем не менее свидетельствовала о начале нового и |
важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского |
экспансионизма". Перед лицом этой опасности только твердая |
политика-такая, к которой Великобритания прибегла в последующие |
недели в Иране, -имела шансы оказаться результативной. |
Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная |
конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15 |
октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию |
германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению |
западных и советских позиций, за исключением вопроса о |
репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте, |
что, по мнению американского правительства, настал момент |
передать немецкому народу ответственность за ведение своих |
собственных дел, предоставить Германии возможность обрести |
самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже |
заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме |
никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии. |
Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей |
оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных |
предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий, |
которыу работали исключительно на СССР(после неразберихи, |
созданной вывозом оборудования с немецких заводов, предпочтение |
было отдано этому варианту). Хотя СССР неизменно подтверждал свою |
приверженность идее воссоединения демократизированной и |
демилитаризированной Германии, растущее несоответствие |
политических и экономических структур в западных и советской |
оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной. |
После провала Мирной конференции отношение между западными |
странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи, |
оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в |
зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению |
в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский |
Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов, |
"чтобы помешать их использованию другими государствами в целях, |
враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали |
на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный |
сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная |
Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную |
монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция |
Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете греческий и |
турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль , |
которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны |
конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником |
доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских |
обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО. |
Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной
конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел |
собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения |
Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным |
народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны |
вооруженного меньшиства, или внешнему давлению".(Первыми получили |
американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия |
развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской |
проблемы. Молотов отверг американское предложение о заключении |
договора о нейтралитете Германии. Генерал Маршалл, которого |
Трумэн только что поставил во главе госдепартамента, отклонил |
новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против |
политики превращения Германии в "приют для бедных в центре |
Европы". Стороны не пришли к согласию и по вопросу о |
государственном устройстве будущей Германии. Из провала |
московской конференции американцы сделали для себя бесспорный |
вывод о необходимости без промедления связать западные |
оккупационные зоны с западноевропейскими государствами |
экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршалл |
изложил в Гарварде основные направления экономического плана, |
призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое |
здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир". В |
июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех |
стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня |
во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации, |
количество членов которой и их ранг давали пищу для |
оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители |
выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом: |
они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных |
условий и контроля, но возражали против коллективного |
предприятия, способного поставить под сомнение исключительное |
влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной |
Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить |
психологическийй эффект, произведенный предложением Маршалла, |
путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных |
возможностей США. В конце концов 2 июля Молотов прервал |
переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские |
страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых |
великих держав" свою экономическую и национальную независимость. |
Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе
Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в |
международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для |
обсуждения плана Маршалла. |
Однако через несколько дней под давлением СССР сначала |
Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут |
представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже |
контролировали, помимо поста председателя Совета Министров, |
Министерство Внутренних Дел и Национальной Обороны и могли в |
любой момент захватить всю власть в государстве. Да и |
общественное мнение в стране после Мюнхена больше доверяло |
славянскому старшему брату, чем западным демократиям. 10 июля |
чехословацкое правительство объяснило, что его участие в |
конференции могло быть истолковано "как акт, направленный против |
СССР". 11 июля Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия также |
заявили освоем отказе; таким образом, именно июлем 1947 года |
следует датировать раскол Европы: с одной стороны-клиенты США, с |
другой-сателлиты Советского Союза. |
Ухудшение международного климата продолжалось в течение |
всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием |
восточноевропейских стран в орбиту СССР. В 1947 году оформление |
режимов "народной демократии" вступило в свою вторую фазу: после |
интермедии "коалиционных правительств" (1945-1946 гг.) власть |
переходила к коммунистам. В Румынии в декабре король Михай |
отрекся от престола в пользу народной республики. В Болгарии, где |
бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР, |
создал в ноябре 1946 года правительство с коммунистическим |
большинством, летом 1947 года была принята Конституция, |
скопированная с советской. В конце августа был казнен лидер |
Партии болгарских крестьян Н.Петков, герой антифашистского |
Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году коалиционное |
правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 года; |
коммунист Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал |
пост Генерального Секретаря Коммунистической партии. Выборы в |
Венгрии (август 1947 года), искусно проведенные |
коммунистом-министром внутренних дел Л.Райком, завершились |
поражением крестьянской партии. Коммунисты решили, что полученные |
на выборах 22% голосов, сделавшие их первой партией в стране, |
дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что |
они и сделали. Только Чехословакия, хотя и уступившая советскому |
давлению по вопросу о плане Маршалла, продолжала, казалось, |
сопротивляться установлению коммунистами своего полного контроля |
над государством. |
Следующая фаза формирования блоков прошла в конце сентября
1947 года, когда представители шести компартий стран Восточной |
Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических |
партий (Франция и Италия) собрались по иннициативе СССР в замке |
Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ-совместное |
информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное |
обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию |
деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе |
известие о создании Коминформа было, естественно, воспринято как |
возрождение Коминтерна. На деле же есть серьезные основания |
полагать, что, по замыслу Сталина, этот шаг уже тогда |
подготавливал и "отлучение" Югославии, сея семена раздора между |
ее представителями, специально поставленными на второе место в |
иерархии международного коммунизма, и всеми остальными. |
Как бы то ни было, Советский блок выглядел впечатляющим |
монолитом, а рождение Коминформа-объявлением войны западной |
цивилизации. Кстати, именно таким образом звявление, |
опубликованное по окончении встречи и повторявшее основные тезисы |
доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно |
ему в мире сформировались два лагеря: с одной стороны, |
империалистический и антидемократический лагерь, с другой, |
антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель |
которого заключается в ослаблении империализма, в усилении |
демократии и ликвидации остатков фашизма. Заявление резко |
критиковало тех коммунистических лидеров, которые "скрывали |
разбойничий характер империалистической политики под маской |
социалистической фразеологии". Теория "двух лагерей" похоронила |
попытки Бенеша и Масарика сохранить хорошие отношения с обоими. |
Парламентские выборы в Чехословакии должны были состояться |
в мае 1948 года. Все ожидали отступления коммунистов, на которых |
часть общественного мнения возлагала ответственность за тяжелый |
продовольственный кризис. Сознавая нависшую над ними угрозу, |
коммунисты постарались еще более упрочить свое господство в |
профсоюзах, армии и полиции. В начале февраля 1948 года министр |
внутренних дел коммунист Нозек назначил нескольких коммунистов на |
высшие посты в государственной безопасности. В знак протеста и |
желая заставить правительство провести досрочные выборы 12 |
министров из умеренных подали в отставку. Председатель Совета |
Министров коммунист Готвальд обратился за помощью, согласовав |
этот шаг с заместителем министра иностранных дел СССР Зориным, |
находившимся тогда в Праге, к вооруженной рабочей милиции, чье |
выступление обеспечило окончательную победу коммунистов. 25 |
февраля Бенеш уступил давлению улиц,отдав коммунистам все важные |
посты в правительстве, за исключением портфеля министра |
иностранных дел, оставленного за Масариком (но тот покончил жизнь |
самоубийством 10 марта). На прошедших 30 мая по единому списку |
выборах победили коммунисты. 8 июня Бенеш подал в отставку. Хотя |
"пражская операция" и не внесла каких-либо значительных изменений |
в сложившуюся геополитическую ситуацию, она получила огромный |
резонанс в мире. 5 марта 1948 года генерал Клей отправил из |
Берлина телеграмму, весьма характерную для тревожнрй обстановки, |
которая царила в тот момент: "Уже несколько недель я чувствую, |
что в советской позиции происходят подспудные изменения, |
заставляющие меня думать, что война может разразиться с |
драматической внезапностью." Центральному разведывательному |
управлению США потребовалось 10 дней, чтобы подготовить для |
Трумэна доклад с заключением о невозможности возникновения войны |
в ближайшие 60 дней. |
Конфронтация СССР и Запада поднялась еще на одну ступень |
летом 1948 года из-за событий, связанных с блокадой Берлина. |
Провал конференции "последнего шанса" по германской проблеме |
(Лондон, ноябрь-декабрь 1947 года) ускорил процесс создания
Западной Германии. В знак протеста против решения Западных держав |
об организации выборов в западногерманское учредительное собрание |
маршал Соколовский, советский представитель в межсоюзническом |
Контрольном Совете по управлению Берлином, 20 марта вышел из |
этого органа, что привело к ликвидации четырехсторонней |
администрации Берлина. Была сохранена только комендатура, |
управляющая муниципальной деятельностью. 31 марта советская |
сторона установила контроль за коммуникациями между Западным |
Берлином и Западной Германией, чтобы заставить западные державы |
оставить бывшую столицу. |
Западные страны ответили на это выпуском новой марки общей |
для их трех зон. В свою очередь СССР через несколько дней ввел |
новую денежную единицу в своей зоне, заявив, что она будет иметь |
хождение во всем Берлине. На следующий день (24 июня) советская |
сторона полностью блокировала западные зоны в Берлине. Маршал |
Соколовский открыто заявил, что "технические трудности" в |
передвижении между Берлином и Западной Германией сохранятся до |
тех пор, пока Вашингтон, Лондон и Париж не откажутся от своего |
приекта создания "трехзонного" правительства. Запад был вынужден |
организовать "воздушный мост", который снабжал город около года, |
до 12 мая 1949 года, когда блокада была наконец снята. На Совете |
четырех министров иностранных дел, проходившем в Париже с 22 мая |
по 20 июня 1949 года, заменивший Молотова на посту руководителя |
советской дипломатии Вышинский отверг проект самостоятельности |
трех западных зон. В ответ на создание 23 мая Федеративной |
Республики Германии созванное в Восточном Берлине народное |
собрание приняло конституцию "демократической неделимой Германии. |
Через несколько месяцев, 7 октября 1949 года, была провозглашена |
Германская Демократическая Республика, которой Советский Союз |
передал все гражданские правомочия. |
|
|
|
В мире, развивавшемся, казалось, в сторону создания
монолитных "блоков", внезапный разрыв между СССР и Югославией, о |
котором стало известно весной 1948 года, выявил наличие сильной |
напряженности и расхождения интересов внутри "социалистического |
лагеря". Советско-югославское согласие, очень тесное в момент |
окончания войны, символизировавшееся Договором о дружбе и |
взаимопомощи от 11 апреля 1945 года,с конца 1947 года начало |
давать трещины. Сталина раздражала независимость Тито, чья |
сильная индивидуальность контрастировала с серой безликостью |
других коммунистических лидеров Восточной Европы. Не был лишен |
Тито и определенных амбиций. Он не только оспаривал |
принадлежность Триеста Италии, юга Каринтии--Австрии и части |
Македонии--Греции, но и добился того, что Албания почти полностью |
находилась под его влиянием. Тиото расчитывал на создание |
балканской федерации, которая объединила бы для начала Югославию |
и Болгарию. В случае успеха замысла и присоединения других стран |
к федерации возникла бы реальная возможность того, что Тито |
станет ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрения у |
Сталина. В конце 1947 года Тито и Димитров объявили в Бледе о |
своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. |
28 января 1948 года "Правда" опубликовала статью, где |
утверждалось, что вышеназванным странам не нужна никакая, в |
любом случае ошибочная и искусственная федерация. 10 февраля |
Сталин созвал советско-болгарско-югославское совещание, на |
котором, заняв позицию, противоположную высказанному две недели |
назад "Правдой" мнению, настаивал на создании |
болгарско-югославской федерации, несомненно расчитывая, что с |
помощью более поддатливых болгар он получит возможность лучше |
контроллировать действия Белграда. 1 марта Югославия советское |
предложение о создании федерации с Болгарией. С марта по июнь |
кризис, сопровождавшийся обменом секретными нотами, проолжал |
обостряться: Тито вывел из правительства двух просоветских |
министров и отказался предстать в качестве обвиняемого перед |
Коминформом; Сталин в свою очередь отозвал из Югославии своих |
специалистов и пригрозил прекратить экономическую помощь. |
Наконец, 28 июня был опубликован документ, в котором остальные |
члены Коминформа, собравшись в Бухаресте, осуждали |
Коммунистическую партию Югославии. Совместное заявление особо |
подчеркивало нетерпимость"позорного, чисто деспотического и |
террористического режима" Тито и призывало "здоровые силы" КПЮ |
заставить своих руководителей "открыто и честно признать свои |
ошибки и исправить их", в случае же отказа--"сменить их и |
выдвинуть новое интернационалистическое руководство КПЮ". Однако |
Югославские коммунисты сохранили единство и пошли за своим
лидером. Последствия разрыва были тяжелы для Югославии, так как |
все ее экономические соглашения с восточноевропейскими странами |
были аннулированы и она оказалась в блокаде. Тем не менее на |
состоявшемся в июле 1948 года V съезде КПЮ советские обвинения |
были единодушно отвергнуты, а политика Тито получила полную |
поддержку. Видя, что его надежды на капитуляцию не оправдываются, |
в августе 1949 года Сталин решил денонсировать договор, |
заключенный в апреле 1945 года. Теперь югославское правительство |
во главе с "гитлеровско-троцкистским агентом" рассматривалось как |
"противник и враг". 25 октября 1949 года дипломатические |
отношения между СССР и Югославией были разорваны. |
Обвинения в "титоизме" сыграли--как и "холодная |
война"--важную роль в сплочении советского блока, росте |
исключений и процессов против коммунистов, многие из которых были |
участниками движения Сопротивления, обвиненных в национализме. |
"Отношение к СССР--пробный камень для каждого |
коммуниста",--заявил в декабре 1949 года Сланский, генеральный |
секретарь Компартии Чехословакии. С1949 года по 1952 год в |
странах народной демократии под контролем или при прямом участии |
"советников" из сталинского МГБ прошли две волны чисток. Первая |
была направлена протв "национальных" политических лидеров, |
замененных "москвичами"--людьми, своим прошлым более тесно |
связанными с СССР. Вторая, в которой "косиополитизм" был главным |
критерием для осуждения и арестов, ударила по коммунистам |
преимущественно еврейской национальности; их основное |
преступление состояло в том, что, будучи в прошлом членами |
интербригад или работая в Коминтерне, они были свидетелями |
сталинских методов "чистки" конца 30-х годов, примененных теперь |
в коммунистических партиях восточноевропейских стран. |
Во время первой волны (лето 1948-1949) были "вычищены": в |
Польше--Гомулка, замененный на посту первого секретаря компартии |
Берутом; в Венгрии--Райк (казнен) и Кадар (заключен в тюрьму); в |
Болгарии--Костов (казнен); в Словакии--Клементис (казнен). |
Вторая волна "вычистила": в Чехословакии--Сланского (казнен с |
тринадцатью другими обвиняемыми, из которых одиннадцать были |
евреями, после открытого процесса, напоминавшего московские); в |
Румынии--видную деятельницу Анну Паукер, еврейку по |
национальности, несмотря на то что в предыдущие годы она |
пользовалась активной поддержкой Москвы и сыграла важную роль в |
борьбе против Тито. Ежедневная критика "гитлеровско-фашистского |
титоизма", охота за уклонистами всех мастей, ведшиеся с таким же |
истерическим ожесточением, что и борьба с троцкизмом в 30-х |
годах, должны были показать невозможность любого другого пути к |
социализму, кроме избранного СССР. |
|
|
|
1949--1950 гг. стали, несомненно, кульминацией "холодной |
войны", ознаменованной подписанием 4 апреля 1949 года |
Североатлантического Договора, чей "открыто агрессивный характер" |
неустанно разоблачался СССР, войной в Корее и перевооружением |
Германии. 1949 год был "крайне опасным" годом, поскольку СССР уже |
не сомневался, что американцы надолго останутся в Европе. Но он |
же принес советским руководителям и удовлетворение: успешное |
испытание первой советской атомной бомбы (сентябрь 1949 год) и |
победа китайских коммунистов. |
В отличие от своей политики, проводимой в других районах
мира, на Дальнем Востоке СССР с 1945 года действовал крайне |
осторожно. Вступление Красной Армии в войну против Японии в |
августе 1945 года позволило ему восстановить в этом регионе |
позиции, утраченные в 1905 году цаской империей. 15 августа 1945 |
года Чан Кайши согласился с советским присутствием в Порт-Артуре, |
Дайрене и Манчьжурии. При советской поддержке Манчьжурия стала |
автономным коммунистическим государством, возглавляемым Као |
Каном, который, видимо, был тесно связан со Сталиным. В конце |
1945 года последний призвал китайских коммунистов найти общий |
язык с Чай Канши. Эта позиция была несколько раз подтверждена в |
1946-1948 годах. Тот факт, что начиная с лета 1947 года |
политическая и военная ситуация изменилась в пользу китайских |
коммунистов, в целом не изменил сдержанное отношение советского |
руководства к китайским коммунистам, которые не были приглашены |
на совещание, посвященное основанию Коминформа. Этой сдержанности |
можно дать несколько объяснений: понимая американские намерения в |
отношении Японии, советское руководство рассматривало Дальний |
Восток как преимущественную сферу влияния США (в отличие от |
Европы). Но не опасалось ли оно также, что в случае победы |
китайских коммунистов возникнет новый полюс коммунизма? В этом |
смысле следует признвть непоследовательность политики, боровшейся |
против Тито, но позволявшей укреплять свою независимость Мао |
Цзедуну. Показательно, что советская пресса почти не заметила |
решающее наступление китайских коммунистов летом 1949 года, |
поскольку была слишком занята отчетами о разоблачении |
бесчисленных "гитлеровско-троцкистско-титоистских" заговоров в |
Восточной Европе. |
Энтузиазм СССР по поводу "китайских братьев по оружию" |
проявился только после окончательной победы Мао Цзедуна. 23ноября |
1949 года СССР установил дипломатические отношения с Пекином, и |
Вышинский заявил в ООН, что теперь его страна не признает |
националистический Китай. После трудных двухмесячных переговоров |
14 февраля 1950 года в Москве Мао Цзедун подписал со Сталиным |
Договор о взаимопомощи сроком на 30 лет. Советский Союз обязался |
отказаться в двухлетний срок от всех своих прав в Манчьжурии и |
вернуть Дайрен и Порт-Артур, предоставить Китаю заем в $300 млн. |
на 5 лет, освоить Синьцзян силами смешанных фирм с советским |
финансовым и техническим преобладанием. Длительность переговоров, |
скромная сумма кредита, срок, предусмотренный для передачи |
манчьжурской железной дороги и портов, подкрепляют гипотезу, |
согласно которой Москва, прежде чем принять на себя более |
серьезные обязательства, хотела увидеть, какую политику выберет |
Мао. Общая враждебногсть по отношению к США была одним из |
основных факторов согласия. Это было открыто подтверждено |
несколькими неделями позже: когда Совет Безопасности отказался |
исключить националистический Китай из ООН, СССР вышел из всех ее |
органов (до августа 1950 года). |
Именно из-за отсутствию СССР Совет Безопасности смог 27 июня |
1950 года принять резолюцию о вводе американских войск в Корею, |
где северные корейцы за два дня до этого пересекли 38-ую |
параллель. Когда Китай вступил в войну на стороне Северной Кореи, |
СССР, натолкнувшись на твердую позицию США, постарался сохранить |
локальный характер конфликта. После смещения воинственного |
генерала Макартура напряженность вокруг корейских событий |
уменьшилась. 23 июня 1951 года постоянный представитель СССР в |
ООН Малик прдложил, чтобы "воюющие стороны начали дискуссию о |
прекращении огня и достижении перемирия". Переговоры по этому |
вопросу увенчаются успехом только через два года, после смерти |
Сталина. |
В большей степени, чем конфликт в Корее, "головной болью" |
советской внешней политики в начале 50-х годов был вопрос об |
интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее |
перевооружении. Используя глубокие расхождения между западными |
державами по этой проблеме, советская дипломатия имела |
возможность ловко маневрировать. 23 октября 1950 года собравшиеся |
в Праге министры иностранных дел восточноевропейского лагеря |
предложили подписать мирный договор с Германией, |
предусматривающий ее демилитаризацию и вывод из нее всех |
иностранных войск. В декабре западные страны в принципе |
согласились на встречу, но потребовали, чтобы на ней были |
обсуждены все проблемы, по которым имело место противостояние |
Запада и Востока. Продолжавшиеся с 5-го марта по 21-ое июня 1951 |
года в Париже переговоры не привели стороны к соглашению. |
Причиной неуспеха стал весьма второстепенный вопрос: Советский |
Союз настаивал на том, чтобы речь шла и об Атлантическом пакте, |
чему противились страны Запада. На следующий год СССР предпринял |
еще одну попытку. 10 марта 1952 года, через несколько дней после |
Лиссабонской конференции руководителей стран НАТО, на которой был |
принят план перевооружения Европы, в том числе и ФРГ, Советский |
Союз направил западным державам ноту, содержащую предложение |
заключить мирный договор с демилитаризованной и нейтральной |
Германией. По сравнению с предыдущими проектами--как советскими, |
так и западными--этот план содержал новые моменты, которые должны |
были соблазнить немцев (разрешение Германии иметь необходимые для |
обороны национальные вооруженные силы, общая амнистия для всех |
офицеров вермахта и функционеров НСДАП, за исключением виновных в |
военных преступлениях). Однако, чтобы соблазнить немцев в 1952 |
году Москве следовало заплатить больше: прежде всего отказаться |
от требования признать в качестве предварительного условия |
границу по Одеру-Нейсе и согласиться с образованием нового |
общегерманского правительства по итогам свободных выборов. В |
сложившейся ситуации западные державы не преминули |
воспользоваться случаем, чтобы заявить, что заключение мирного |
договора предполагает прежде создание правительства, полномочного |
его подписать, и что, следовательно, для начала необходимо |
договориться об организации свободных выборов. |
В интервью, опубликованном 24 декабря 1952 года в "New-York
Times" Сталин высказал готовность к сотрудничеству в возможной |
дипломатической акции, "исходя из того факта, что СССР желает, |
чтобы Корейской войне был положен конец", и к встрече с |
Эйзенхауэром. Тем не менее Эйзенхауэр дождался смерти Сталмна, |
чтобы, говоря словами президента США, "сделать первые шаги к |
созданию взаимного доверия, основанного на совместных усилиях". |
В течение следующих нескольких лет отношения между
Советским Союзом и западными странами достигли большой |
напряженности. 14 июня 1955 года, в ответ на действия Запада, |
Болгария, Венгрия, Чехословакия, СССР, Польша, Румыния, ГДР, |
Албания подписали Варшавский договор "с целью обеспечения |
безопасности стран участниц и поддержания мира в Европе". |
Серьезную опасность для мира представляла все расширяющаяся гонка
вооружений. Как США, так и СССР из года в год увеличивали свои |
военные бюджеты, тысячи ученых и инженеров трудились над |
созданием самых совершенных видов оружия массового уничтожения. |
Начиная с 1958 года проводились попытки положить начало |
сокращению вооружений, но они оказывались неудачными. Итак, к |
концу 50-х мир стал значительно более полярным, и никто не видел |
выхода из "холодной войны". |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Краткая история СССР, отв.редактор А.М.САМСОНОВ,
"Наука",1978 г.
2. История совеиского государства,1900-1991 Верт Н.,
Прогресс,1992
3. От "Барбароссы" до "Терминала": Взгляд с Запада
Ю.И.Логинов, Политиздат,1988
4. Сталин. Рузвельт. Черчилль. Де Голль : Полит.портреты,
сост. В.Велесько "Беларусь",1991