« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Охрана окружающей среды, экология /


Версия для печати

Реферат: История природы и история человечества.


Тема № 30:

“История природы и история человечества”

ПЛАН.

Природа - универсум, охватывающая все сущее.

Историческое развитие представлений о природе.

Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.

Географическая среда - зона обитания человека.

Сфера всего живого - биосфера.

Ноосфера - ступень развития биосферы.

Создание “второй природы”.

Экологические проблемы.

Осознание человечества, как единого целого с природой.

Список использованной литературы:

Введение в философию. Учебник в двух частях./ П/р Фролова С.М.- М.:
1989г.

Философия. Курс лекций. Учебное пособие./ П/р Бычко. - К.: 1993г.

Философские проблемы взаимодействия общества и природы./ Воронович Б.А.
- М.: 1982г.

Человек, цивилизация, общество./ Сорокин П. - М.: 1992г.

История человеческого общества в определенном смысле являет собой
картину его изменяющегося взаимодействия с природой.

Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее, в
том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в
этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа -
это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь
частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.

В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько
противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его
частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу
охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом
космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только
всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом
считалась жизнь в согласии с природой.

Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой
христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа
рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам
человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим
началом - душой. Более того, природа нередко понималась как источник
зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом
выступала как творение Божественного начала - души с греховным природным
началом - телом. И это служило оправданием для негативного отношения к
природе и даже обоснованием применяемого к ней насилия. Подобная
система взглядов не могла стимулировать интерес к научному познанию
природы.

В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для
себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней
источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее
развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо
утверждал, что переход человека от природного естественного начала к
социальному является источником всех наших несчастий.

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не
оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым
образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе
труда и общения формировался как социальное существо. Этот процесс имеет
своим исходным пунктом выделение человека из животного царства. В силу
вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те
древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись
определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи,
заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм.
Социально значимое закреплялось и естественным отбором и передачей
опыта. Образно говоря, человек в своем развитии постепенно становился на
рельсы социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей.
В преобразовании в человеческое общество большую роль играли социальные
закономерности на фоне активного действия биологических. Это
осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно
совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем
самым, вещественно фиксированную “культурную” традицию. Процесс труда
начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может
происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл
и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность
наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением
социальной деятельности и формированием зачатков производственных
отношений.

Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс,
в котором человек своей деятельностью опосредствует, регулирует и
контролирует обмен веществ между собой и природой.” (Маркс К., Энгельс
Ф., Соч., том 23, стр.188).

Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса, обусловивший
могучий прогресс в развитии человеческого мышления.

Между природным и общественным нет пропасти - общество остается частью
более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей
спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки -
географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения
его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло
окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою
очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая
богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни.
Человек не только переместил в другие климатические условия различные
виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на
природу обуславливается развитием материального производства, науки и
техники, общественных потребностей, а также характером общественных
отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на
природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение
некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную
географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и
поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не
сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс
этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на
развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как
условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или,
напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере,
в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой
природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках
необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как
ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной
необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности
общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию
стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической
средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера
всего живого- биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю
часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы.
В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная,
внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается
неизменной, а будучи самоорганизующейся системой развивается вместе с
эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете
показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и
качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов
животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы
имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает
в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние
ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более
могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее
развитием науки и техники.

С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos - ум,
разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера - не
отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития
биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с более
глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия общества на
природу. Она предполагает не только использование достижений наук, но и
разумное сотрудничество государств, человечества и высокие
гуманистические принципы отношения к природе - родному дому
человечества.

Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и есть
наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его
населяет. Экология - комплексное научное направление, изучающее
закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с
целью поддержания динамичного равновесия системы “общество-природа”..

В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный характер,
человек брал от природы столько, сколько позволяли его собственные
производственные силы. Но взаимоотношения человека с естественной средой
обитания все более опосредовались созданием им “второй природы”, человек
повышает свою защищенность от стихийного буйства природы.

Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с
природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие цивилизации
оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов железных руд, от их
хозяйственного использования. В наши дни эта зависимость нередко
обнаруживается крайне динамическим образом, поскольку масштабы
применения многих видов ресурсов приводят к исчерпыванию имеющихся на
планете запасов этих ресурсов.

Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа
зависит от него.

Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в
результате бурного роста промышленного производства во всем мире
достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об угрозе
самому существованию человечества вследствие исчерпания природных
ресурсов и загрязнения среды его обитания.

Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним части
природы. Человек - часть и порождение великой “Матери- природы”.
“Человек, - писал Маркс - живет природой. Это значит, что природа есть
его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного
общения, чтобы не умереть. Общество есть законченное сущностное единство
человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный
натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.” (Маркс К.,
Энгельс Ф., Соч., т.42, стр. 92).

“Тело человека” уже не может ограничиваться его биологическим
параметрами, а включает так же и то, что ранее воспринималось, как
“внешняя природа”. Человек в своем природно-биологическом качестве - это
не просто “часть” природы, а ее органический элемент, находящийся во
взаимодействии с другими элементами и частями, составляющими некоторое
динамически противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие
общества и природы, человека и среды его обитания, составляет существо
экологической проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек,
океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий, неизвестных
ранее болезней, нарушений температурного баланса.

Острое осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к
необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе “техника -
человек - биосфера”.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека
иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического
сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе.

Тема № 30: “История природы и история человечества”

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат