Бюджет – это план деятельности предприятия в числовом выражении на
определенный период времени, т. е. Прогноз будущих финансовых операций.
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях
планирование становится центральным звеном управления. Рынок не
отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на
рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность
управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между
подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной
ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных
предприятиях используется термин "бюджетирование".
Составление бюджетов преследует следующие цели:
Планирование и контроль.
Бюджет является воплощением долгосрочного плана в текущем периоде.
Контроль за результатами деятельности предприятия осуществляется путем
сопоставления бюджетируемых и фактических результатов деятельности и
последующим детальным анализом причин отклонений.
Распределение ответственности – делегирование ответственности за
понесенные издержки, полученные доходы и прибыль.
Оптимизация.
Бюджет обеспечивает наилучшее использование ограниченных ресурсов.
Мотивация персонала.
Бюджет предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в
количественном выражении и обеспечивает возможность оценить
эффективность их работы.
Функции бюджета:
Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;
Координирование различных видов деятельности и подразделений.
Согласование интересов отдельных работников и групп в целом по
организации;
Стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих
центров ответственности;
Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
Основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их
руководителей;
Средство обучения менеджеров.
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Его структура
зависит от того, что является предметом составления бюджета; размера
организации; степени в которой процесс формирования бюджета интегрирован
с финансовой структурой организации; квалификации и опыта разработчиков.
Бюджет не имеет стандартизированных форм, которые следует соблюдать.
Теоретически бюджеты могут быть двух видов:
Простые - каждому элементу соответствует одна сумма. Привычная форма
простого бюджета выглядит так:
№ п/п Элемент Сумма
1
...
n
ИТОГО
Сложные - элемент может быть разбит по аналитике, каждому виду аналитики
определенного элемента соответствует сумма.
Привычная форма сложного бюджета:
№ п/п Элемент Аналитика ИТОГО
1 ... N
1
...
n
ИТОГО
Подходы к разработке бюджетов
На предприятии для каждого центра ответственности составляется отдельный
бюджет, при этом используется особый подход, уместный именно для
рассматриваемого центра.
Существуют различные подходы к разработке бюджетов:
Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном
объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В
зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты
меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете
указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост
смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть
норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С
помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно
разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности.
Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью
регулируемых затрат, а также для центров выручки (см. Пункт "Выделение
ЦФО"), так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем
выпуска и реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По
принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные
материалы, сдельную зарплату и др.
Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня
деловой активности, поэтому его используют для планирования частично
регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема
выпуска и для которых взаимосвязь "вход -выход" носит не столь явный
характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров
частично регулируемых затрат, а так же для других видов центров
ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план
затрат на НИОКР, на рекламу и др.
Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:
Бюджеты "от достигнутого" составляют на основании статистики прошлых
периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия
(поэтому их иногда называют приростными).
Бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных
приростных бюджетов анализом различных вариантов. Этот подход является
промежуточным между бюджетом "от достигнутого" и бюджетом "с нуля".
Бюджеты "с нуля" разрабатывают исходя из предположения о том, что для
данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это
избавляет от груза прошлых ошибок.
Структура основного бюджета
Основной бюджет - это финансовое, количественно определенное выражение
маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения
целей.
Основной или общий бюджет состоит из трех обязательных финансовых
документов:
Прогноза отчета прибылей и убытков
Прогноза отчета о движении денежных средств
Прогноза балансового отчета
Процесс бюджетирования условно может быть разделен на две составные
части:
Подготовка операционного бюджета;
Подготовка финансового бюджета.
Подготовка операционного бюджета
Этот бюджет называется текущим, периодическим бюджетом. Он показывает
планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной
функции организации. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы
продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и
расходов для каждого из действующих подразделений организации.
Операционный бюджет состоит из:
Бюджета реализации
Бюджет производства
Бюджета производственных запасов
Бюджета прямых затрат на материалы
Бюджета общепроизводственных расходов
Бюджета прямых затрат на оплату труда
Бюджета коммерческих расходов
Бюджета общехозяйственных расходов
Бюджета прибылей и убытков
Подготовка финансового бюджета
Финансовый бюджет - это план, в котором отражаются предполагаемые
источники финансовых средств и направления их использования.
Финансовый бюджет состоит из:
Инвестиционного бюджета;
Плана денежных потоков;
Прогнозного баланс.
Принципы формирования основного бюджета
1. Планирование продаж
Процесс тактического планирования начинается с определения объема
продаж. Практически вся система внутрифирменного планирования базируется
на этом показателе. Даже незначительное отклонение запланированного
объема продаж от фактического может привести к серьезным отклонениям
основного бюджета от факта.
Прогноз объема продаж - необходимый предварительный этап работы по
подготовке бюджета продаж. Прогноз объема продаж превращается в бюджет
продаж в том случае, если руководство считает, что прогнозируемый объем
продаж может быть достигнут. Прогноз объема продаж осуществляется на
основании анализа и обсуждения различных микро- и макроэкономических
факторов, в том числе описываемых статистическими данными. Во многих
случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными
мощностями.
На прогноз объема продаж влияют следующие факторы:
объем продаж предшествующих периодов;
производственные мощности;
зависимость продаж от общеэкономических показателей, цен, уровня личных
доходов и т.д.;
относительная прибыльность продукции;
изучение рынка, рекламная компания;
ценовая политика, качество продукции;
конкуренция;
сезонные колебания;
долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;
Бюджет продаж и его товарная структура, предопределяют уровень и общий
характер всей деятельности организации.
Бюджет продаж должен отражать месячный или квартальный объем продаж в
натуральных и стоимостных показателях.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо соблюдать
коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной
продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и
т.д. с учетом безнадежных долгов.
2. Планирование коммерческих расходов
В бюджете коммерческих расходов детализируются все предполагаемые
расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде.
Некоторые расходы, такие, как комиссионные и транспортные затраты, могут
быть переменными, другие, например расходы на рекламу и заработная плата
старших контролеров, являются постоянными.
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов,
транспортные услуги) должен соотноситься с объемом продаж. Не следует
ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение
мероприятий, направленных на стимулирование сбыта.
Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении
к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за
складские помещения. Величина планируемого процента зависит от
жизненного цикла продукции.
Коммерческие расходы могут группироваться по многим критериям, основными
из которых являются:
типы продукции
типы покупателей
география сбыта
Значительную часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и
продвижение товаров на рынок; поэтому необходимо четко определить где,
когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить
на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
При составлении бюджета коммерческих расходов также необходимо выделять
затраты на упаковку, транспортировку, страхование, хранение,
складирование товаров.
3. Планирование производства
После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении
можно определить количество единиц продукции или услуг, которые
необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и
необходимый уровень запасов.
На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции и
количестве единиц продаж разрабатывается бюджет производства.
Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных
показателях.
Бюджет производства учитывает производственные мощности, увеличение или
уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину
внешних закупок.
Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый
запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный
период и минус запас готовой продукции на начало периода.
4. Планирование производственных запасов
Бюджет производственных запасов содержит информацию необходимую для
подготовки двух заключительных финансовых документов основного бюджета:
прогноза отчета о прибылях и убытках - в части подготовки данных о
производственной себестоимости реализованной продукции
прогноза балансового отчета - в части подготовки данных о состоянии
нормируемых оборотных средств (сырья, материалов и запасов готовой
продукции) на конец планируемого периода объем незавершенного
производства определяется, исходя из технологических особенностей
изготовления продукции.
5. Планирование прямых затрат на материалы
Плановые потребности закупки материалов и их использования могут быть
подготовлены как в одном документе, так и в отдельных самостоятельных
бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
Все затраты подразделяются на прямые и косвенные; к прямым затратам
относятся, например, сырье и материалы, заработная плата основного
производственного персонала, большая часть общецеховых расходов.
Прямые затраты на сырье и материалы - это затраты на сырье и материалы,
из которых производится конечный продукт.
Бюджет прямых затрат на материалы составляется на основе
производственного бюджета и бюджета продаж.
В бюджете прямых затрат на материалы определяются сроки закупки и
количество сырья, материалов и полуфабрикатов, которое необходимо
приобрести для выполнения производственных планов. Использование
материалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми
изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц
материалов на их оценочные закупочные цены, получают бюджет закупки
материалов.
Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом
сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.
6. Планирование прямых затрат на оплату труда
Прямые затраты на оплату труда - это затраты на заработную плату
основного производственного персонала.
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается, исходя из бюджета
производства, данных о производительности труда и ставок оплаты труда
основного производственного персонала.
В бюджете заработной платы основного производственного персонала
необходимо выделять две составные части:
фиксированную часть оплаты труда
сдельную часть оплаты труда
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская
задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть
график ее погашения.
График погашения задолженности по заработной плате составляется по тому
же принципу, что и график погашения задолженности за материалы.
7. Планирование общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных расходов представляет собой детализированный
план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат
материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для
выполнения производственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
Интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанные
менеджерами по производству и его обслуживанию;
Аккумулируя эту информацию, предоставить данные для вычисления
нормативов этих расходов на предстоящий учетный период.
Общепроизводственные расходы включают в себя постоянную и переменную
части. Постоянная часть планируется, исходя из потребностей
производства, переменная часть - как норматив, например, от трудозатрат
основных производственных рабочих.
8. Планирование общехозяйственных расходов
Бюджет общих и административных расходов представляет собой
детализированный план текущих операционных расходов, отличных от
расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, но
необходимых для поддержания деятельности в целом в будущем периоде.
Разработка такого бюджета нужна для обеспечения информации к подготовке
бюджета наличных средств, а также для целей контроля этих расходов.
Большую часть элементов этого бюджета составляют постоянные затраты,
переменная часть затрат, если она и присутствует, планируется как
процент (например, от объема продаж).
9. Прогноз отчета о прибылях и убытках
На основе подготовленных периодических бюджетов можно начать
разрабатывать прогноз себестоимости реализованной продукции согласно
данным бюджетов использования материалов, трудовых затрат и
общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета
продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости
реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих,
общих и административных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о
прибылях и убытках.
Отчет о прибылях и убытках - первый из документов основного бюджета,
показывающий, какой доход заработала компания за отчетный период и какие
затраты были понесены.
10. Прогноз отчета о потоке денежных средств
Движение денежных средств - один из наиболее важных аспектов
операционного цикла организации. Бюджет денежных средств разрабатывают
после того, как все периодические бюджеты и прогнозный отчет о прибылях
и убытках уже завершены.
Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) представляет собой
план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В нем
суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на
всех фазах формирования общего бюджета. В целом эта смета (бюджет)
показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и
финансовое положение для каждого месяца, для которого ее разрабатывают.
Таким образом могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего
наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств
означает, что средства не были использованы с наиболее возможной
эффективностью. Низкий уровень может указывать на то, что организация не
в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Вот почему
необходимо тщательно планирование денежных средств.
Поступления от основной деятельности рассчитываются с учетом изменений в
дебиторской задолженности, расходы - с учетом изменений в кредиторской
задолженности.
При прогнозе движения денежных средств прямым методом из суммы всех
затрат исключается амортизация.
Отдельно рассчитываются доходы и расходы от финансовой и инвестиционной
деятельности. Определение направлений капитальных вложений и получение
инвестиционных ресурсов для них является комплексной задачей всего
управленческого учета. Проблема состоит в том, чтобы решить, какие
долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного
критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций.
Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет
наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный
отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя
сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов.
Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться
и включаться в общий бюджет.
11. Прогноз баланса
Последним шагом в процессе подготовки основного бюджета является
разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского
баланса для организации в целом.
Именно на этом этапе руководство должно решить, принять предлагаемый
общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части.
Для прогноза баланса используется величина нормируемых оборотных активов
(сырья и материалов, незавершенного производства и готовой продукции) и
величина дебиторской задолженности, которые рассчитываются при
подготовке соответствующих бюджетов.
Инвестиционные проекты служат основой для прогноза стоимости основных
средств.
Пассивная часть баланса формируется, исходя из предполагаемой
оборачиваемости кредиторской задолженности и прочих текущих пассивов.
В первом приближении никаких изменений в постоянном капитале (кредиты
банков плюс собственный капитал) не планируется.
После подготовки бюджета денежных средств, уже зная прогнозное сальдо
начальных средств и определив чистый доход и сумму капитальных вложений,
можно подготовить прогнозный бухгалтерский баланс, который является
конечным продуктом всего процесса составления бюджета. Расхождение в
прогнозах активной и пассивной частей баланса дает представление о
нехватке (избытке) финансирования. Решение о способе финансирования
принимается на основании дополнительного анализа.
Изменение структуры баланса сказывается на потоке денежных средств.
Практическая часть
Оценка эффективности инвестиционного проекта
Исходные данные.
Таблица 1.
Показатели Сумма
1. Уставный капитал предприятия (тыс. руб.) 3500
2. Затраты на приобретение, транспортировку и монтаж оборудования (тыс.
руб.) 10000
3. Величина кредита (тыс. руб.) 10000
4. Годовая процентная ставка за кредит ( %) 23
5. Срок погашения кредита (год) 3
6. Возврат кредита по годам (тыс. руб.)
1 год
2 год
3 год
4000
3000
3000
7. Годовой объем реализации (тыс. шт.)
1 год
2 год
3 год
17,6
19,2
19,2
8. Цена единицы изделия без НДС (руб.) 870
9. Величина транспортной партии (тыс. шт.) 16
10. Затраты на материал на 1000 шт. (тыс. руб.) 170
11. Постоянные затраты за месяц (тыс. руб.), в том числе
З/П
Амортизация оборудования
Аренда здания
РСЭО, прочие 200
44
83,3
10
62,7
12. Ставка налога на прибыль ( %) 30
13. Ставка налога на имущество ( %) 2
14. Длительность установки и монтажа оборудования (нед.) 4
15. Время накопления транспортной партии (дней) 30
16. Сроки оплаты после отгрузки продукции (дней) 30
Дата Остаточная стоимость основных фондов Среднегодовая величина запасов
и затрат Среднегодовая стоимость имущества Средняя стоимость для расчета
величины налога Налог на имущество
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат