Cтановление рукопашного боя неразрывно связано с развитием общества.
Ведь вся история цивилизации изобилует военными конфликтами. Наиболее
ранние упоминания о рукопашном бое встречаются в эпосе стран Ближнего
Востока, Индии и Китая. А первые памятники изобразительного искусства со
сценами
поединков датируются рубежами IV-III тысячелетий до нашей эры.
Например, изображение двух борющихся мужчин на известняковой плите для
жертвоприношений найденное в Месопотамии. Или плита, на которой
показан поединок с использованием копий. Известен рельеф со сценой
кулачного боя, относящийся ко второйполовине III тысячелетия (В.Оливова
,1985). Наиболее ранним памятником, культуры Египта связанным с борьбой,
является изображение серии движений, обнаруженное в гробнице Фиоххотена
(середина IIIтысячелетия до н.э.) в Саккаре. Это свидетельствует о
владении Фараоном техникой борьбы.
История египетской культуры делится на 4 основные эпохи
расцвета государства, отмеченные правлением 31 царских династий: Древнее
царство (ХХVII-ХХIII в.в. до н.э.), Среднее царство (ХХI-ХVIII в.в. до
н.э.), Новое царство (ХVI-ХI в.в. до н.э. поздний периоды. Каждая
эпоха являлась определенным этапом в развитии древней культуры и имела
свои характерные особенности.
В эпоху Древнего царства среди детей были популярны игры,
напоминающие военные действия и захваты пленников.
На изображениях периода Среднего царства, игры детей
сменились играми молодежи. У юношей на первый план выходит борьба.
Изображение серий приемов свидетельствует, что борьбе предшествовала
специальная подготовка, а многие поединки проводились с участием
судьи.
В эпоху Среднего царства численность войск увеличивается, что
связано с походами в Переднюю Азию. Имеются данные, что борьба стала
применяться и для тренировки войск.
В период Нового царства появляются воины профессионалы. Кроме
того, существует гипотеза, что в составе войск имелись специальные
отряды бойцов. Об этом свидетельствует рисунок (примерно 1410 г до
н.э.), изображающий группу нубийских воинов со штандартом, где
нарисовано два борца .
Анализ исторического материала показывает, что в Древнем Египте
существовали отдельные виды атлетических состязаний. Самыми
распространенными из них были борьба, кулачный бой, единоборство на
палках, бег, а также лодочные состязания, целью которых было
перевернуть лодку с неприятельским экипажем при помощи специальных
длинных палок .
Кулачный бой, борьба, акробатические упражнения были чрезвычайно
популярны в другом районе Средиземноморья - на острове Крит, где в III
тысячелении до н.э. Зарождалась минойская культуры. Единоборства были
непременным атрибутом всех празднеств Причем, какпоказывают фрески,
снаряжение бойцов кулачного боя было подобно воинскому. Металлический
шлем защищал голову и лицо. Специальные кожаные полоски и кожаная обувь
предохраняли руки и ноги от травм. Вершиной атлетических представлений
на Крите, бесспорно, являлось культовое единоборство с быком, которое
велось в форме акробатической игры - прыжков через разъяренное животное
или на него с последующим спрыгиванием. Эти игры под час заканчивались
трагически.
Таким образом можно констатировать что в этот временный период
(до 1 тысячелетия н.э. единоборства играли важную роль в становлении
систем физического воспитания Египта и сопредельных стран. Однако
утверждения,
что единоборства существовали как сложившиеся системы воинского
обучения и воспитания, неверны. Это произошло только после VIII Века до
н.э. Причем интересно , что практически одновременно в Европе (в Греции)
и в Азии (в Индии, Китае).
Однако системы РБ формировались и развивались обособленно и имели
существенные отличительные черты, которые объясняются различными
климато-географическими этническими культурологическими и религиозными
фактами.
Как свидетельствует сборник трактатов Аюр-Веда-Гарахи в период
между 2000 и 1200 гг. до н.э. население древней Индии располагало
ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики,
танца и самообороны без оружия, причем в древнеиндийских описаниях
впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и
единоборства, стиль которых характеризуется нанесением удара рукой и
ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также
проведением удушающих приемов. С завоеванием Индии кочевыми племенами
индо-арийцев (1200-600 до н.э.) происходит кастовое разграничение.
Арии выделяют себя в арийскую касту и монополизируют, физическую
культуру. Людям неарийского происхождения запрещено было заниматься
упражнениями с оружием, йогой и верховой ездой. В древнеиндийских верах
и эпосах, таких как Махабхарата и Рамаяна, описывает очень высокий
уровень подготовки арийских каст. "Согласно законам Ману записанным в 1
в до н.э. они были способны успешно сражаться с превосходящими по
численности противником на равнинах - на боевых колесницах и верхом, на
участках местности, залитых водой на слонах и лодках, на лесистой и
поросшей кустарником местности применяя лук, на гористо-холмистой
местности - с мечом и щитом. 0ни также признавали за поединками с
оружием и даже голыми руками роль фактора, решающего судьбу сражения"
Невзирая на запреты арийцев, в индийском народе продолжали жить,
сохраняться и совершенствоваться упражнения c самообороной без оружия.
Однако они не нашли массового распространения и имели место в форме
тайных обрядов, скрытых от посторонних глаз, к которым допускались лишь
посвященные. Способы обучения в таких условиях были чрезвычайно суровые.
Для всесторонней подготовки использовались, прежде всего, упражнения,
способствующие выработке психологической устойчивости, уверенности в
собственных силах. С этой целью обучение упражнениям, связанным с
самообороной, осуществлялось под потоком воды, обрушивающейся с
водопада, на краю отвесной скалы или ущелья, возле горящего пламени,
упражнения чередовались с прыжками через пламя. Кроме этого
практиковалось нахождение под проливным дождем длительное время, сон на
голой земле, принятие боевых поз или стоек и нахождение в боевых позах
по несколько часов, выстаивание в течение длительного времени на
кончиках пальцев или удержание собственного веса, зацепившись за
каменный уступ или ветку дерева. Также использовались упражнения,
связанные с трансцендентальным (выходящим за пределы сознания)
аутогенным погружением. Впоследствии такая система физических упражнений
не получила широкого распространения в самой Индии однако бродячими
монахами-миссионерами была занесена в Китай Тибет, Японию и другие
пограничные с ними страны. В Японии они появились в средние века в виде
Буддийских сект Ямабуси и тайных кланов Ниндзя.
Наряду с Индией в период относящийся к 111 тысячелетию до
н.э в долине рек Хуанхэ и Янцзы в Китае появляется первые ростки
систематизированных физических упражнений. Как пишет Л.Кун (1982),
"Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в
китайских храмах часто ссылаются на написанную предположительно в 2698
г. до н.э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были
систематизированы квалифицированные описания распространенных среди
народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа,
ритуальных танцев, исцеляющих от бесплодия, а также "боевых танцев".
Тем не менее, точных свидетельств, подтверждающих эту информацию, пока
не существует, однако модно предположить, что речь идет о "Книге
Перемен" ("И-цзин") - священном писании которое на протяжении более 3
тысяч лет являлось базой для развития даосской философии, исторической
науки, астрономии, медицины и боевых искусств востока. Книга Перемен
состоит из закодированных математических и образных символов, в которых
содержатся достижения древней восточной мысли о мире и человеке. Для
боевых искусств ее значение не утратило актуальность и в наше время.
Достоверным фактом, освещающим боевые танцы, турниры борцов и
кулачные поединки является китайский эпос в виде народных песен Юэ-фу,
записанных в хроники примерно в начале 11 века до н.э. В них описывается
жизнь героев-полубогов, которые изгоняли враждебные племена, не проливая
крови, а только лишь побеждая вождей противников, состязаясь с ними на
борцовских турнирах, в боевых танцах и кулачных поединках. Одним из
важнейших факторов, обеспечившим широкое и свободное развитие
дальневосточных единоборств и в первую очередь в Китае было то, что
начиная с VI века до н.э. боевые искусства опирались в своем развитии
на естественно-философские воззрения, в частности даосизма,
конфуцианства, а позднее (примерно с 1 века н.э) - буддизма. Большое
влияние на развитие боевых искусств оказали Лао-Дзы (VI1-V в.в. до
н.э.), Кун-Цзы ( Конфуций, в.в. до н.э. ), Ле-Цзы (VI-V в.в. до н.э.),
Сунь-Дзы (VI-V в.в. до н.э.), а позднее, в VI в. н.э. легендарный
буддийский патриарх Бодхидхарма. Причем важно иметь в виду, что, к
примеру, конфуцианство являлось официально признанной государственной
этико-политической доктриной.
Серьезной систематизации лечебно-терапевтические движения и
военная подготовка, в которую, кроме владения оружием, входило и
обучение рукопашным схваткам без оружия подверглись уже в период
правления первой династии китайских императоров - Шан (Инь - ХIV-ХI в.в.
до .н.э.).Исторические источники свидетельствуют, что основу военной
подготовки составляли следующие элементы: состязания на колесницах,
стрельба из лука, охота, метание копья и рукопашный бой без оружия. При
проведении кулачных боев, особенно высоко ценилось умение не только
наносить точные и сильные удары, но и не менее ловкое увертывание от
них, чтобы вызвать у противника внутреннее смятение, т.е. убедить его в
неспособности противостоять и вести поединок.
Таким образом, примерно с VI в до н. э. дальневосточные
единоборства стали складываться как комплексные системы, имеющие не
только воинскую направленность, но также философско-религиозную,
этико-культурную и даже медицинскую.
В периоде VIII-IV в.в. до н. э. достигают высокого развития
единоборства в Древней Греции, и в первую очередь, в Спарте. Постоянные
войны и оценка воинской доблести как высшего достоинства человека
привели в Спарте к созданию управляемой государством системы физического
воспитания молодежи (юношей и девушек). Физическое воспитание юношей
основывалось на таких упражнениях как борьба, бег, метание копья и
диска, и дополнялось различными военными, охотничьими играми, а также
танцами, наиболее популярным среди которых был военный танец в полном
боевом снаряжении. Учебные площадки назывались палестрами (от слова
"пале" - борьба). В дальнейшем формируется такое понятие как палестрика,
включающее в себе многие элементы физического воспитания. Из числа
упражнений, относящихся к палестре, наибольшее значение имели рукопашные
схватки, кулачный бой, борьба вольным стилем, борьба и метание камней.
Чуть позже, кулачный бой, борьба вольным стилем и просто
рукопашные схватки трансформировались в панкратион - "страшную" борьбу,
как ее называли древние греки. Он объединил в себе кулачный бой и
борьбу. Как комплексная система, имеющая большое военно-прикладное
значение, панкратион получил широкое распространение в Греции и был
включен в программу олимпийских, Пифийских и Истмийских игр. Боевые
действия между воюющими сторонами, которые имели на вооружении легко
тупящееся и зазубривающееся оружие, не могли обойтись без борьбы и
панкратиона, тем более что воюющие стороны стремились не к уничтожению
живой силы противника, а в большей степени к ее пленению. Следует
отметить, что в Древней Спарте рукопашный бой был настолько неотъемлем
от физического воспитания, что именовался не иначе как "спартанской
гимнастикой". Рукопашный бой в виде борьбы, кулачных поединков и
панкратионе преподавался в так называемых гимназиях (учебных заведениях
древнегреческих городах). Степень физической подготовленности юношей
проверялась во время празднеств. Молодые спартанцы проверяли силу и
ловкость во время криптий - ночных походов, в которых они ловили и
убивали беглых илотов На празднике в честь богини Артемиды юноши должны
были выдержать серьезное испытание воли и мужества - они подвергались
бичеванию.
О популярности борьбы, кулачных боев, панкратиона в Древней
Греции можно судить даже по тому, что выдающийся философ и мыслитель
Платон (настоящее имя Аристокл, 427-347 г.г. до н.э.) был победителем в
соревнованиях по борьбе на Истмийских играх, а Пифагор победителем
Олимпийских игр в кулачном бою.
Ксенофон (570-480 г.г. до н.э.) в элегии, посвященной
олимпийским играм, пишет: "тот, кто в беге проворном или в бою
пятиборцев смог добиться победы - где зевсова роща, на равнине Олимпа, у
Тифа,- в поединке борцов, или в схватках кулачных, иль в
побоище страшном, что недаром зовется
панкратион, тот пред городом все еще более славном
предстанет..." .
Следует сказать также, что обучение рукопашному бою в
Греции велось комплексно, и было
направлено на развитие большой физической силы, ловкости,
быстроты, выносливости. Так помимо
регулярного обучения обращению с оружием, кулачному бою,
борьбе, широко практиковались бег,
прыжки, скалолазание.
С завоеванием Греции Македонией (337 г. до н.э.) дальнейшее
развитие рукопашного боя было
связано с Александром Великим (Македонским). Однако сами виды
борьбы, существенных
изменений не претерпели, хотя следует признать, что вследствие
завоевания Александром
Македонским значительной части Древнего Востока они
распространились далеко за пределы
Эллады.
Со 11 века до н.э. Греция попадает под зависимость Рима. Но
римские завоеватели не внесли
никаких изменений в существовавшие виды борьбы, кулачного боя,
панкратиона. В целом у римлян
тренировка тела имела прикладную направленность и была связана
с военной подготовкой. В
кулачных поединках бойцы, использовавшие ранее только мягкий
ремень, которым обматывали кисти
рук, стали употреблять железные накладки и медные обручи.
Рукопашные схватки стали проходить
более ожесточенно с большим количеством травм, увечий и
повреждений. Однако чувство боязни
получить травму или смертельный удар предъявляли более
серьезные требования к технической
подготовленности бойцов.
Ценилась не только грубая победа, но и знание техники, техники
боя. "Златоустый ритор" 1 века н.э. Дио
Христосомос, а также известный софист Темистиос Ефрадес, с
огромным восхищением отзывались о
стиле кулачного бойца Мелонкомоса, добивавшегося побед над
своими соперниками не нанося им
никаких повреждений. "Был среди наших предков кулачный боец -
Меланкомос, который прославился
благодаря прекрасному и великолепному искусству движения.
Согласно преданиям, император Тит
также очень любил Меланкомоса так, как тот никогда никого не
ранил и даже не бил, а лишь с помощью
позиции и вытянутых вперед рук побеждал своих соперников,
уходивших с поля боя, радуясь
снисходительности, даже если терпелив схватке поражение" (по
материалам Л.Куна,1982).
Рукопашному бою большою место отводилось владению холодным
оружием. Приблизительно до 100
г. до н.э. служба в армии принадлежала к числу основных прав и
обязанностей римского гражданина, а
после падения республики произошла замена гражданского войска
наемным. Римляне создают военные
лагеря и переносят туда обучение воинов. Их подготовка
основывалась на систематической тренировке,
включавшей и физические упражнения, главным В период Римской
республики (У1-1 в.в. до н.э.) в
обучении образом борьбу и учебные поединки на деревянных палках.
Кроме того, проводились
тренировки в беге, прыжках, в плавании и преодолении
препятствий. Немаловажная деталь - вначале
обучение воинов велось в обнаженном виде, и лишь после при
полной боевой выкладке. Это
способствовало развитию выносливости, закалке тела и снижению
чувствительности к ударам (С.Diem,
1987; Ы.М.Выдрин, 1956; Л.Кун, 1982).
Начиная с Ш века до н.э. в Риме устраиваются поединки
гладиаторов, охватившие всю республику.
Умение фехтовать, владеть копьем и трезубцем, вести поединки
имея щит и короткий меч или кинжал,
равно как использования других видов холодного оружия,
достигалось жесткими, а порой и
беспощадными методами подготовки. Это способствовало развитию
техники и тактики рукопашного боя.
Кроме того, гладиаторы достигали высокого уровня
подготовленности. Об этом можно судить хотя бы по
тому, что всего 70 восставших гладиаторов под руководством
Спартака разгромили во много крат
превосходящий их римский отряд. Впоследствии армия под
предводительством Спартака,
использовавшая при подготовке воинов методы тренировок
гладиаторов, на протяжении многих лет
наносила ощутимые удары по военной силе величайшего государства
древнего мира.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат