« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Историческая личность /


Версия для печати

Реферат: Карл Ясперс


Министерство топлива и энергетики РФ

Сургутский Нефтяной техникум

Сообщение :

Карл Ясперс.



Студента

I-го курса группы


Бух 99-II

Фролова Юры

г. Сургут

2000 г.

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года; его отец, юрист, впоследствии
- директор банка, происходил из семьи купцов и крестьян, мать - из
местного крестьянского рода.

В 1901 году Ясперс окончил классическую гимназию и поступил в
Гейдельбергский университет на юридический факультет. Однако,
проучившись три семестра, он перешел на медицинский факультет, который
окончил в 1908 году; в 1909 году Ясперс получил степень доктора
медицины.

Во все периоды жизни, в том числе и в годы студенчества, у Ясперса были
немногие, но близкие друзья; так, на медицинском факультете он дружил с
одаренным студентом Эрнстом Майером, братом своей будущей жены Гертруды
Майер. Характерно, что и брат, и сестра живо интересовались философией,
причем Гертруда Майер изучала философию профессионально. Ясперс
познакомился с ней в 1907 году, а спустя три года молодые люди
поженились. С тех пор одиночество не мучило Ясперса: в жене он нашел не
только любящую душу, но и близкого по духу человека. В значительной мере
интерес к философии развился и у молодого естествоиспытателя - ведь
медицина принадлежала к естественным наукам - не без влияния его жены, и
"философствование на уровне экзистенции", о котором позднее так много
писал Ясперс, составляло одну из самых больших духовных радостей в его
семейной жизни.

Окончив медицинский факультет и получив профессию врача-психиатра,
Ясперс с 1909 по 1915 год работал научным ассистентом в психиатрической
и неврологической клинике в Гейдельберге. Здесь он написал свою первую
большую работу "Всеобщая психопатология" (1913), которую защитил в
качестве диссертации, и получил степень доктора психологии. После зашиты
диссертации Ясперс начал читать лекции по психологии в Гейдельбергском
университете; среди его первых тем была

психология характеров и дарований (еще студентом

Ясперс увлекался характерологией и слушал в этой связи лекции Л.
Клагеса), а также патография выдающихся личностей (модная в то время
тема - гений и болезнь). Впоследствии Ясперс опубликовал об этом
несколько работ: о Стриндберге и Ван Гоге, о Сведенборге и

Гельдерлине, о болезни Ницше в связи с его творчеством.

В 1919 году Ясперс издал плод многолетнего труда - "Психологию
мировоззрений", которая затрагивала уже собственно философские проблемы
и принесла ее автору широкую известность. Два года спустя Ясперс
становится профессором философии в Гейдельбергском

университете.

В 1931-1932 годах вышло трехтомное сочинение Ясперса "Философия", над
которым он работал

больше десяти лет. В нем нет изложения философской системы в традиционно
академическом стиле,

а сделана попытка систематизации и упорядочения всех тех идей и
размышлений, которые составляли содержание экзистенциального
философствования мыслителя. Ясперс становится одним из ведущих философов
Германии, и его право занимать философскую кафедру ни у кого

больше сомнений не вызывает.

Однако с приходом национал - социализма наступает тяжелый, драматический
период в жизни философа. В 1937 году его отстраняют от преподавания и
лишают права издавать в Германии свои работы: женатый на еврейке, Ясперс
терял все права на своей родине. Находясь на пенсии, в тревожном
ежедневном ожидании "стука в дверь", философ долгие восемь лет
продолжает

работать - писать "в стол". И только в 1945 году, после разгрома
нацизма, Ясперс возвращается к преподаванию - сначала в Гейдельберге, а
затем, с 1947 года, - в Базельском университете. Публикуются работы
философа, часть которых была написана в годы вынужденного молчания: "Об
истине" (1947), "Вопрос о вине" (1946), "Ницше и христианство" (1946),
"О европейском духе" (1946), "Истоки истории и ее цель" (1948),
"Философская вера"

(1948). На первый план выходят проблемы философско-исторические и
мировоззренческие: как преодолеть те катаклизмы, которые постигли
европейскую цивилизацию в ХХ веке? Какие духовные ориентиры остаются у
европейского человека и как их обрести в современном индустриальном
обществе?

В послевоенные годы Ясперс - один из духовных лидеров Германии. Он
обращается к соотечественникам не только в своих книгах и статьях, но и
в выступлениях по радио, и везде его главная мысль - как спасти
человечество от тоталитаризма, этой главной опасности ХХ века,
ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны.

Он все отчетливее формулировал тему своей философии. Ею в конце концов
оказались человек и

история как изначальное измерение человеческого бытия; не случайно
понятие ситуации оказывается ключевым у Ясперса при анализе человеческой
экзистенции: ситуация с ее неповторимой констелляцией событий, задающих
историческую уникальность определенной человеческой судьбы, формирующей
ее болевые точки, ее радости и надежды, ее горе и ее вину, - это и есть
содержание того, что Ясперс связывает со словом "время", "эпоха"; мир
есть

для Ясперса "фактическая действительность во времени".

Экзистенциальная философия Ясперса с самого начала привлекла к себе
внимание новой манерой выражения: в отличие от академических философских
направлений, преобладавших в начале века в немецких университетах,
Ясперс избрал форму окрашенного личной интонацией

свободного размышления, лишенного стремления вывести все содержание
мысли из единого общего принципа. Организация материала у Ясперса носит
скорее характер классификации по определенным темам, чем строго
систематического вывода, к какому стремились неокантианцы,
неогегельянцы, неопозитивисты. Именно в таком свободном стиле,
приближающемся к философской

публицистике, написаны многие важные работы Ясперса. При этом у него нет
эклектики: единство мировоззрения, единство авторского видения самых
разных проблем заменяет Ясперсу традиционное для немецкой философии
систематическое единство, которое всегда отождествлялось

с научностью (вспомним Фихте, Гегеля, Когана, Наторпа и др.). Ясперс во
многом возвращает философии ту форму свободного размышления о жизненно
важных вопросах, которая была характерна для писателей-гуманистов эпохи
Просвещения - Лессинга, Гердера, Гумбольдта, Гете и которая в ХХ веке
возродилась отчасти в "философии

жизни" и "философии культуры" - у Зиммеля, Шпенглера, Хейзинги и других.


Умер Ясперс 26 февраля 1969 года, дожив до глубокой старости.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат