« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / История политичиских учений /


Версия для печати

Реферат: История политических и правовых учений


История

политических

и правовых

учений

Софисты

5 в. До н.э. - укрепление и расцвет античной демократии. “Софос” -
мудрый. Платные учителя мудрости, в т.ч. в вопросах государства и права.
Не составляли единой школы, а развивали различные философские,
политические и рпавовые взгляды. Различали 2 поколения софистов: старших
(Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт и др.) и младших (Фрасимах,
калликл, ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в
целом демократических воззрений, среди младших встречаются приверженцы и
аристократии и тирании.

Протагор (481-411 гг. До.н.э). правомерность и справедливость
демократического строя, признавал равенство всех людей - по одинаковой
причастности их к мудрости, добродетелям и искусству государственной
жизни. Существование государства предполагает причастность всех его
членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость,
рассудительность и благочестие.

Горгий (ок. 483-375 г.до.н.э.). приверженец писанных законов, но
справедливость ставит выше их. Мир - друг прекрасного и хорошего.

Гиппий (460-400 г.до.н.э.). природа (вещей) в качестве естественного
права противостоит ошибочному искусственному полисному закону. Закон,
властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе.

Антифонт (ок. 400 г.до.н.э.). равенство всех людей по пророде (эллинов и
варваров, благородных и простых - те же естественные потребности)
различает “законы полиса” и “законы природы” и предпочитает 2-е.
Воспитание людей в духе требований природы.

Фрасимах. Политика - область проявления человеческих сил и интересов,
сфера человеческого, а не божественного действования. Выгода
сильнейшего. Власть устанавливает законы в свою пользу: демократия -
демократические законы, тирания - тиранические и т.д. установив подобные
законы, власти объявляют их справедливыми. Отметил роль насилия в
деятельности государства.

Пол Агригентский. Интересовала практическая политика. Лучше самому
творить несправедливость, реализуя свои желания и цели, чем претерпевать
не справедливость от других. Оправдывал произвол тирана.

Калликл. Законы устанавливают слабосильные. Сильный стоит выше слабого
и им повелевает.

Ликофрон. Государственное общение - результат договора людей между собой
о взаимном союзе. Закон - простой договор, гарантия личных прав. Основа
- естетсвенное равенство людей.

Алкидам Элейский (1 пол. 4 в.до.н.э.). равенство людей, включая рабов.
Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом.

Политико-правовое учение Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679). Выдающийся английский мыслитель,
политико-юридическая доктрина которого содержится в его трудах:
“Философское начало учения о гражданине”(1642 г.), “Левиафан, или
Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”(1651 г.).

Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных
способностей и каждый имеет наравне с другими одинаковое “право на все”.
Но жадность и эгоизм человека приводят к неизбежной войне “всех против
всех”. И это - “естественнное состояние рода человеческого”. В природе
людей заложены свойства, которые побуждает людей находить выход из
естественного положения - страх смерти и инстинкт самосохраннения,
естественный разум.

Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и
следовать ему. Все остальное - средства для этого. Второй естевенный
закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют
интересы мира и самозащиты. Право переносится по договору на
определенное лицо или на группу лиц. Третий закон: люди обязаны
выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не
будут иметь никакого значения - источник и начало справедливости. Есть
еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, которые можно свести
к правилу: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было
сделано по отношению к тебе.

Обмен и договор выстапают предпосылками установления мира в человеческом
общежитии.

Естественные законы сами по себе к исполнению не обязательны.
Естественный закон - свобода что-либо делать или не делать, позитивный
закон - предписание делать или не делать что-либо.

Абсолютная власть государства - гарант мира и реализации естественных
законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские
законы, которые опираются на силу.

Государство учреждается людьми для того, чтобы покончить с “войной всех
против всех”. Путем взаимной договоренности между собой индивиды
доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную
власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и
средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей
защиты. Носитель такого лица - суверен, который обладает верховной
властью, а всякий другой является его подданным.

Однажды заключив договор, индивиды устачивают возсожность изменить
избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной
власти. Обладатель же верховной власти никаким договором со своим
народом не связан и потому ответственности перед ним в принципе не
несет.

Гоббс выделяет 2 пути возникновения государства: через добровольное
согласие индивидов (основанные на установлении или политические
государства), или приобретение верховной власти силой (основанные на
приобретении).

Суверн сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир,
разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т.д.
прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому - Гоббс против
разделения властей. Верховная власть не может быть по праву уничтожена
людьми, согласившимися ее установить.

Государство выполняет полицейско-охранительные функции, поощряет
развитие экономики, совершает воспитательно-просветительскую
деятельность.

Свобода - право делать все то, что не запрещено гражданским законом.
Единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья
- законодатель.

Долг суверена - хорошо управлять народом, ибо государство установлено не
ради самого себя, а ради граждан.

Существует 3 форму государства: монархия, демократия (народоправство) и
аристократия. Отличаются они друг от друга не природой и содержанием
воплощенной в них верховной власти, а различиями в пригодности к
осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Народ имеет право на восстание тогда, когда суверен обязывает индиваида
убивать или калечить самого себя или запрещает защищаться от нападения
врага. Защита своей собственной жизни опирается на высший закон всей
природы - закон самосохранения. Этот закон не вправе преступать и
суверен. Иначе он рискует потерять власть.

Локк о государстве и праве

Джон Локк (1632-1704) - идеолог социального компромисса, учение которого
изложено в “Два трактата огосударственном правлении”(1690).

Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного
суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей,
законности восстания против тирана. Но он дополнил ранее известные
учения и создал доктрину раннебуржуазного либерализма.

До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, не
завися ни от чьей воли свободно распоряжаются своей личностю и своей
собственностью, господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения,
действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила
каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их
соответствующим наказаниям. Однако в естественном состоянии отсутствуют
органы, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. Все
это порождает обстановку неуверенности. В целях надежного обеспечения
емстественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности
люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить
государство.

Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно
целое под эгидой или же установленного общего закона и создавших
судебную инстанцию, правомочную улаживать кофликты между ними и
наказывать преступников. Государство воплощает политическую власть, то
есть право во имя всеобщего блага создавать законы и право применять
силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от
нападения извне.

Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не
отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые
ценности - окончательные границы власти и действия государства,
преступать которые ему заказано.

Главная цель политического сообщества - чтобы все и каждый согли
обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы:
жизнь, здоровье, свободу и “владение такими внешними благами, как
деньги, земли, дома, домашняя утварь и др. (Локк - “собственность”).
Средства, призванные содействовать осуществлению данной цели -
законность, разделение властей, оптимальная для нации форма правления,
право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и др.

Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает резумному существу
поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему
благу. Закону обязательно должны быть присущи стибальность и
долговременность действия.

Кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, от должен
управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным
народом, а не путем импровизированных указов.

Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый
политический организм, подвластный односу правительству, берет на себы
обязательство подчиняться решению большинства и считать его
окончательным.

Принцип разделения властей. Законодательная власть - представительное
учреждение всей нации - парламент. Исполнительная - монарх, кабинет
министров. Они ведают также сношениями с иностранными государствами -
федеративная власть.

Принципы связи и взаимодействия отдельных ветвей власти: законодательная
власть - верховная. Другие власти оказывают на нее активное влияние - с
помощью комплекса официальных нормативно закрепляемых сдержек и
противовесов.

Форма государства должна выростать из общественного договора и
добровольного согласия людей, иметь надлежащую структуру правления,
охранять естественные права и свободы индивида, заботиться об общем
благе всех. Лок отдавал предпочтение конституционной монархии.

Суверенитет народа выше суверенитета созданного им государства. Народ
имеет право на восстание против нарушивших общественный договор
правтелей.

Европейское Просвещение

Специфику содержания Просвещения более всего характеризуют два момента.
Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план
осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на
земле “царство разума”, в котором люди будут совершенными во всех
отношениях, восторжествет гармония интересов свободного индивида и
справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.

Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального
знания, преодаление темноты и невежества масс, на внедрении в
общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого
достоинства. Исключительная роль отводилась процессу политического,
сорального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей
в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

Политические и правовые взгляды Вольтера

Вольтер (1694-1778) - великий французский мыслитель и литератор.

Главным оплотом и виновником засилья невежества, предрассудков,
суеверия, подавления разума является церковь и католицизм. Бог - тиран,
сеющий злобу и слепой в своей ярости. Церковь умерщвляет жизненное
начало всякой свободы - свободу совести и слова. Но вольтер не отвергает
религию, а считает, что религич должна оставаться необходимой уздой для
народных масс.

У Вольтера свобода - свобода личности, индивида, частная свобода, а не
свобода общества в целом. Стержень личной свободы - свобода слова,
печати, труда (продавать свой труд тому, кто за него дает наибольшую
плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой
собственности.

Подлинная свобода наступает тогда, когда люди перестают быть формально
зависимыми друг от друга, становятся автономными субъектами. Но
отношения зависимости, определенной связанности действий индивидов
остаются. Свобода в том, чтобы зависеть только от законов - идея
господства права.

Вольтер не противопоставляет свободу и равенство друг другу. Свобода
дополняется и подкрепляется равенством. Равенство людей - обретение
всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех
граждан от закона и одинаковая защита их законом.

Обладание имущества складывается на положении человека в обществе. Право
голоса имеют лишь собственники.

Вольтер внес предложения по реформированию феодального общества:
уничтожить сословные привелегии и упразднить церковные суды,
аристократию заменить бюрократией. Надежды на проведение реформ
возлагались на сильную и просвещенную государственную власть.

Из форм государственног устройства Вольтер предпочитает абсолютную
монархию, но хочет сделать ее “просвещенной”. На троне должен быть
“просвещенный” монарх - милостивый государь, внемлющий нуждам людей,
своих подданных.

Вольтер первостипенное значение придавал не формам управления
государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам,
реализуемым с помощью этих институтов и процедур - свободе,
собственности, законности, гуманности.

Политико-правовое учение Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из ярких представителей
французского Просвещения, выдающийся юрист и политический мыслитель.
Тремы основными его произведениями являются “Персидские письма” (1721),
“Размышления о причинах величия и падения римлян” (1734) и “О духе
закона” (1748).

Миром управляет не божественный промысел или фортуна, а действующие в
любом обществе объективные общие причины морального и физического
порядка, определяющие “дух народа”.

Главная ценность - политическая свобода, условия обеспечения которой -
справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Закон выражает присутствие разумного в отношениях. Общим понятием закона
охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире
физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных
существ. Человек управляется неизменными естественными законами, но
нарушает как их, так и изменчивые человеческие законы. Естественные
законы - стремление к миру, добыванию себе пищи, к отношению с людьми на
основе взаимной просьбы, желание жить в обществе (из-за того, что
человек вначале крайне боязлив). Как только люди соединяются в обществе,
они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между
ними равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами
и между народами. Появление этих двух видов войны побуждает установить
законы между людьми. Появляются законы, определяющие отношения между
народами (международное право), законы, определяющие отношения между
правителями и управляемыми (политическое право), законы, которые
определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах обуславливает
необходимость образования государства. Такое соединение силы отдельных
людей предполагает наличие уже единства их воли, т.е. гражданское
состояние.

Необходимым законообразующим фактором является характер и свойства
народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для
данного народа. Только в редких случаях законы одного народа могут
оказаться пригодными для другого народа.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат