« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Конституционное право России /


Версия для печати

Реферат: Политические партии и общественные организации


Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский технологический колледж

Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

“ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ”

Составила Калашникова Я.А.

2001 г.





П Л А Н

В В Е Д Е Н И Е

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Сущность и характерные черты политических партий

Функции политических партий

История становления партий

Типология политических партий

II. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

Определение партийной системы

Классификация партийных систем

2.1. Однопартийная система

а) однопартийность в СССР

2.2. Двухпартийная система

а) “жесткая” и “мягкая” двухпартийность

б) недостатки двухпартийной системы

2.3. Многопартийная система.

а) трехпартийность

б) четырехпартийность

в) недостатки многопартийности

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ

История возникновения политических партий в России

Многопартийность в России

а) правовая база многопартийности

б) становление многопартийности

в) классификация политических партий

IV. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

Сущность и функции групп интересов

Типология групп интересов

Массовые демократические организации

Международные организации

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Л И Т Е Р А Т У Р А

П Р И Л О Ж Е Н И Е

В В Е Д Е Н И Е

Политическая жизнь - специфическая область человеческого общества, одна
из важнейших сторон общественного бытия. Без политической жизни
немыслимо существование современного общества.

Политическая жизнь общества - это совокупная деятельность социальных
слоев, групп, классов и других общностей, посредством которой происходит
формирование, функционирование и преобразование политической системы
общества. Возникновение политической жизни явилось закономерным
результатом поступательного развития человеческого общества. Главную
роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со
времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей
классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими,
подчиненными и господствующими классами на различных ступенях
общественного развития.

Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и
социальных групп, слоев, наций и народностей. Это именно та сфера, где
люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем
выражения доверия или недоверия власть имущим. Особенно это проявляется
в период избирательных кампаний: при выборе главы государства,
парламентских выборов.

Политическая жизнь - это непрекращающийся процесс деятельности множества
человеческих индивидов, которые, образуя различного рода объединения,
группы и т.д., направляют свои совместные усилия на решение всевозможных
политически значимых задач с помощью особой системы политических
средств.

Политическая жизнь, как и любая форма общественной жизни, многогранна и
разнообразна. Можно выделить следующие структурные компоненты
политической жизни общества: государство (представительные и
исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция,
органы государственной безопасности и др.); политические партии и
политические движения; общественные организации и иные ассоциации и
объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические
отношения, в том числе и международные политические отношения; средства
массовой информации и многое другое.

I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

1. Сущность и характерные черты политических партий

Наряду с государством важнейшим субъектом политического процесса в
качестве института политической системы выступает политическая партия.
Термин “партия” ведет свое происхождение от латинского “partis” -
группа, часть. Политические партии представляют собой наиболее активную,
организованную часть населения.

Партиям, как и другим общественным объединениям, присущи три основные
черты: 1) солидарность, основанная на осознании коллективной
принадлежности к одному объединению; 2) общая цель; 3) согласие в
отношении средств и способов достижения этой цели. Однако в отличие от
других общественных объединений, политические партии нацелены на борьбу
за завоевание и использование власти.

Политическим партиям присуща организационная структура, закрепленная в
уставных документах, членство, внутрипартийные отношения,
партийно-политическое лидерство, наличие программных и уставных
документов, в которых заключаются идейно-политические и организационные
основы партии.

2. Функции политических партий

Партия выполняет определенные функции:

Агрегирование социальных интересов: одна из главных задач политической
партии состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов
граждан, социальных групп в их совокупный политический интерес.
Деятельность партии направлена на выявление, обоснование и формирование
интересов тех граждан, социальных групп и слоев населения, которые
составляют социальную базу партии.

Артикуляция, представительство социальных интересов. Между политическими
партиями и их социальной основой существуют отношения представительства.
В идеале цель партии состоит в реализации представительства в
политической системе общества тех социальных групп, слоев, классов,
интересы которых она выражает.

Политическая социализация граждан, социально-политическое просвещение,
сплочение и активизация граждан на основе общности их коренных
интересов, отражение этих интересов в политической идеологии и программе
развития общества, планах решения перспективных и текущих задач;
разъяснение массам сложившейся ситуации и предлагаемой платформы
действий; постоянная забота о расширении социальной базы партийной
политики.

Организация борьбы за власть или в ее защиту, определение форм, средств
и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные
и нелегальные, вооруженные и без использования вооруженного насилия и
т.д.); в условиях демократии такая функция осуществляется
конституционными способами, через систему демократических выборов
органов центральной и местной власти.

Подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и
местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация
контроля за их парламентской деятельностью. Реализуя эту функцию, партии
в странах с демократическими режимами выступают главными организаторами
сохранения существующей государственной власти или ее замены. Именно они
создают условия для мирной смены правительства.

Формирование в парламенте партийной фракции, служащей связующим звеном
между партией и органами власти, рычагом партийного воздействия на
государственную политику в центре и на местах. Фракции широко используют
законодательные инициативы, депутатские запросы. Для парламентской
фракции характерна, как правило, дисциплина, обязывающая депутатов -
членов партии выступать единым фронтом при обсуждении и принятии
законопроектов. Нарушение таких правил грозит исключением из фракции и
партии, потерей возможности стать депутатом на следующих выборах.

Разработка принципов и форм отношений с другими политическими партиями.

Для партии, проигравшей борьбу за власть, важной функцией является
организация парламентской оппозиции, давления на государственные органы.

Таким образом, партия обеспечивает связь населения с государственными
структурами, заменяет стихийные формы общественно-политической
активности упорядоченными, находящимися под контролем организованными
действиями.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение: Политическая
партия - это организация единомышленников, представляющая интересы
граждан, социальных групп и классов и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

3. История становления партий

Первые политические партии появились в конце XVI в. в Голландии в
период, последовавший за буржуазной революцией, и были связаны с борьбой
за власть между республиканцами и оранжистами. В период английской
буржуазной революции в середине XVII в. оформление политических партий
сопровождалось борьбой умеренных (О. Кромвель) и левеллеров (Лильберн).
Эти политические группы имели программные документы, позволявшие
рассматривать их в качестве политических партий.

Интенсивной партийной борьбой отличалась политическая жизнь Франции
конца XVIII в., в которой активно участвовали, монархисты, жирондисты,
якобинцы, эберисты, положившие начало политической терминологии - левые,
правые, центр.

В США первые политические партии появились как фракции Конгресса
(федералисты и республиканцы) в конце XVIII - начале XIX вв. К 30-м
годам XIX века в США формируется двухпартийная система, составившая
впоследствии основу буржуазной демократии, механизма политического
регулирования - перераспределения власти в пользу то одной, то другой
группировки господствующего класса. Тем самым с самого возникновения
ведущих политических партий США были заложены высокий уровень партийной
конкуренции и ориентации партий на массового избирателя. Правящие партии
США представляют собой партии традиционной буржуазной демократии,
имеющие богатый опыт политической борьбы.

4. Типология политических партий

Существует много критериев классификации политических партий.

С точки зрения социального характера партии различаются по тому,
интересы каких социальных групп они выражают. Это могут быть: рабочие,
буржуазные, крестьянские, национальные партии и др.

По месту, которое партии занимают в системе власти, они делятся на:

легальные, деятельность которых узаконена государством. Среди них можно
выделить организации, которые играют существенную роль в политической
системе, а также те, которые имеют незначительное влияние;

нелегальные (подпольные), деятельность которых запрещена законом.

В процессе борьбы за власть каждая из этих партий может стать правящей
или оставаться оппозиционной. Для стабильных обществ переход легальной
партии из оппозиционной в правящую и наоборот явление обыденное.

По типу организационной структуры выделяются:

массовые партии, они включают в свои ряды большое число членов, основным
источником финансирования являются уплачиваемые ими взносы, между
членами партии существует тесная и постоянная связь. Большую роль в них
играет идеологическая деятельность. Руководство в них принадлежит
профессиональным политикам;

кадровые партии, в них существует строго определенное и постоянное
членство, в них не уплачиваются членские взносы, эти партии
немногочисленные по составу, основную свою деятельность они осуществляют
в период проведения выборов, руководство ими осуществляется небольшим
числом профессиональных политиков, и соответственно власть находится в
руках тех, кто от имени партии участвует в правительстве.

По таким признакам, как характер внутрипартийных отношений, отношение
партии к обществу, тем или иным элементам политической жизни, принято
выделять партии демократические и тоталитарные.

Демократическими считаются партии, конкурирующие с другими партиями,
стремящиеся учитывать различные взгляды с тем, чтобы завоевать на свою
сторону широкий круг последователей. Демократические партии подчиняют
свою деятельность конституционным нормам. Во внутрипартийной жизни для
них характерен широкий плюрализм, наличие фракций и т.д.

Тоталитарные партии именуются еще монополистическими, поскольку они
ставят цель устранить с политической арены другие партии. Находясь у
власти, они стремятся подчинить своим интересам все классы и слои
общества, поставить законы на службу партийным целям. Во внутрипартийных
отношениях для тоталитарных партий характерны жесткий централизм,
строгая дисциплина, отсутствие фракций.

Если брать за основу критерий проповедуемых партией социальных ценностей
и способов их внедрения в жизнь, то правомерно деление партий на
традиционалистские (консервативные) и революционные. Специфика
социальных ориентаций и политических целей дает основание для деления
партий на либеральные, социал-демократические, коммунистические.

По политической ориентации выделяют монархические, республиканские,
консервативные, радикальные, демократические,
либерально-демократические, христианско-демократические,
социалистические, фашистские, национальные, религиозные партии.

Некоторые партии открыто декларируют свою особую роль в руководстве
обществом, (их называют авангардными партиями). Другие объявляют себя
партиями парламентского типа. Для таких партий поддержка избирателей
служит главным критерием эффективности избранного политического курса,
их работы в массах.

II. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

1. Определение партийной системы

Партия представляет собой достаточно цельный организм. Зрелая же
многопартийность - не просто сумма этих организмов, а качественно новое
целое, подобный пчелиному рою “организм организмов”. Вот почему
политология оперирует таким понятием, как “партийные системы”,
подразумевая под ним стабильные, устоявшиеся связи партий между собой, а
также - с государственными и другими общественными структурами.

Партийная система - это совокупная связь партий, действующих в рамках
своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи
важным звеном политической системы общества, партийная система оказывает
непосредственное влияние на политический климат общества.

2. Классификация партийных систем

В политологии существуют различные методики классификации партийных
систем. Общепринятой является следующая классификация различных систем
партий и различных моделей связей между ними: однопартийная,
двухпартийная и многопартийная.

Однопартийная система. В однопартийных системах высшая политическая
власть, за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих
организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия
монополизирует политическую деятельность в соответствующих системах. Она
превращается в руководящую силу государства. Основные политические
решения принимаются партией, и государственная администрация лишь
осуществляет их на практике.

Однопартийная система позволяет поддерживать связь между руководством и
массами, а парламентские и выборные механизмы ликвидируются или
выхолащиваются.

Смысл, вкладываемый в понятие “однопартийная система”, различается в
зависимости от того, идет ли речь о коммунистической системе, фашистских
режимах или развивающихся странах.

В коммунистической системе единственная партия выступает как руководящая
и направляющая сила общества, занимается просвещением и убеждением масс,
идеологической деятельностью. Коммунистические партии выступают за
“демократический централизм”, который предполагает избрание руководства
и свободную дискуссию на разных уровнях субординации. Так, на верхнем
уровне съезд или пленум центрального комитета играют роль
внутрипартийного парламента. Вместе с тем, в партии преобладает жесткое
подчинение низовых партийных организаций вышестоящим.

Фашистская партия даже не пытается пробудить политическое сознание масс,
ее пропаганда не столько воспитывает, сколько разжигает фанатизм.
По-военному организованная партия выполняет, в основном, задачу служб
безопасности и полиции. Фашистские партии не признают демократических
ценностей. Они строятся на основе культа вождя и назначения
руководителей. Здесь ни о какой внутрипартийной демократии не может быть
и речи.

В развивающихся странах единственная партия делает упор на мобилизацию
масс. Партию используют для роста национального самосознания, для
вовлечения граждан в политические процессы. В развивающихся странах
обычно наблюдается расхождение между уставом и действительностью.
Однопартийная система там нередко маскирует господство олигархии или
личную власть.

Как показал, например, исторический опыт СССР, однопартийность не может
существовать длительное время, не аккумулируя, не замыкая на себе все
противоречия в обществе. Не разрешаясь своевременно, наслаиваясь друг на
друга, эти противоречия ведут общество к глубокому системному кризису.
На определенном этапе однопартийность может перерасти в апартийность,
когда партия растворяется в государстве, становится его властным
стержнем, орудием репрессивного государственного диктата. Отсутствие
соперничающих партий чаще всего становится результатом не конкуренции, а
физической расправы правящей партии с инокомыслящими.

Однопартийность в СССР. КПСС претендовала на выразительницу интересов
всего советского народа, на роль его авангарда. Однако это было
преувеличением. Последние годы убедительно показали, что существовал
значительный отрыв партии от масс. В конце 80-х годов заявили о себе
отдельные слои общества, которые отнюдь не симпатизировали КПСС и ее
целям. Для выражения и защиты своих интересов они стали создавать
собственные организации.

Достигнув максимальных количественных размеров (с кандидатами - почти

20 млн. человек), КПСС оказалась жертвой своего монополизма. Не имея
оппозиции в стране, фракций и течений в самой партии, КПСС не
подвергалась серьезной критике ни извне, ни изнутри. Механизм выявления
слабых мест и болезней, их устранения и излечения отсутствовал, что
постепенно вело к процессу застоя и загнивания. А почва для этого была.
Поскольку партия стала единственной, и к тому же правящей. Многие
вступали в нее не по идейным соображениям, а ради карьеры и корыстных
расчетов. Они использовали ее организацию в собственных целях,
дискредитируя в глазах народа, а потом развалили и первыми предали ее.

Партия все более становилась бюрократической организацией, для
демократических норм партийной жизни оставалось все меньше места. Многие
партийные руководители отрывались от рядовых членов, мало считались с их
мнением. Партийные выборы нередко превращались в формальность,
вследствие чего немало руководителей длительное время не сменялись или
перемещались из одного руководящего кресла в другое. Для “вождей” устав
партии не был указом. Все это привело к застою в жизни партии, а затем и
к кризису.

Таковы типичные пороки и “болезни” политической партии в условиях
однопартийности и монополизма в политической жизни. Все это
свидетельствует о том, что однопартийность целесообразна и оправдана
лищь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных, в которых
оказывается та или иная страна. В итоге можно сказать, что однопартийная
система имеет больше недостатков, чем положительных сторон, и потому она
приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных
государств.

Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две
сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и
самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партий получает
абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда
оппозиционной.

Двухпартийность способна в той или иной мере удовлетворить естественную
тягу общественного сознания к двойственности и открытой состязательности
составляющих ее компонентов. Социальная база двухпартийности в лице
мощного среднего класса является залогом стабильности системы в целом,
источником уменьшения политических разногласий между двумя постоянно
сменяющими друг друга силами.

Двухпартийность упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения
требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель выбирает
цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство,
сформированное главой победившей партии, обходится без посредников.
Наконец, двухпартийность гарантирует стабильность правительства,
поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство
парламентских мест.

“Жесткая” и “мягкая” двухпартийность”. Первое различие между двумя
типами двухпартийности, имеющее количественный характер, основывается на
уровне дисциплины обеих партий. “Жесткая” двухпартийность” предполагает
дисциплину голосования, “мягкая” - ее не предполагает”.

Великобритания воплощает “жесткую” двухпартийность”. При принятии важных
политических решений все депутаты от одной и той же партии стремятся
голосовать одинаково: те, кто нарушают дисциплину голосования,
исключаются из партии. Дисциплина голосования парламентариев - основа
стабильности и авторитета правительства. Глава правительства - лидер
партии большинства, уверен в том, что члены его партии преданы ему.
Отношения между большинством и правительством подобны отношениям между
войсками и штабом. Штаб партии большинства составляет правительство, а
кадры этой партии (депутаты) послушно выполняют указания этого штаба.

В отличие от Великобритании, США воплощает “мягкую” двухпартийность”.
Обе партии не предписывают своим депутатам обязательную дисциплину
голосования. Каждый конгрессмен голосует по своему усмотрению, не
консультируясь со своей партией. В отличие от английского парламента,
американский конгресс не имеет четкого разделения на две партии. По
каждой проблеме есть большинство и оппозиция, не совпадающие с
разделением на две партии. “Мягкая” двухпартийность” в действительности
близка многопартийности. Она приводит к тем же результатам
(нестабильность исполнительной власти), если органическое разделение
властей не обеспечивает стабильности и авторитета исполнительной власти.

Недостатки двухпартийной системы. Одним из самых существенных
недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами
акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения.
Избирательные кампании все больше и больше становятся компаниями
“против” чего-то, и избиратели все чаще и чаще голосуют не “за
кандидата”, а “против” его противников.

Еще один недостаток двухпартийной системы состоит в том, что перестает
существовать политический “центр”. При двухпартийной системе
возникновение третьей партии грозит только одной из уже существующих
партий. Ведь если на политической арене появляется вторая, скажем, левая
партия, то она становится конкурентом “первой” на “монополию слева”. С
другой стороны, для правой партии появление “второй” левой будет
выгодно.

Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте
партий не в состоянии самостоятельно править. Создается правящая
коалиция или правительство (однопартийное, внепартийное и т.д.), не
располагая большинством в парламенте, вынужденное его получить путем
компромисса с другими партиями. Многопартийность - необходимое состояние
демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной
партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность
мышления и действия.

В настоящее время, за исключением англоязычных стран (Великобритания,
США, Канада, Новая Зеландия и Австралия), большинство западных стран
практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в
Нидерландах до четырех (страны Скандинавии, Франция) или трех партий
(Бельгия, Германия, Австрия).

Трехпатийность - система, при которой функционируют и имеют заметное
влияние в стране три политические партии. Чаще всего, однако, две партии
являются основными, а третья выполняет роль вспомогательного союзника
для той или другой основной партии. Например, в Германии
христианско-демократический союз соперничает за власть с
социал-демократической партией, попеременно пользуясь поддержкой партии
свободных демократов.

Четырехпартийная система сложилась в странах, где общество расколото на
два лагеря - правых и левых. Во Франции коммунисты и социалисты
представляют левых, демократы и республиканцы - правых. Такое
распределение политических сил соответствует наиболее влиятельным и
устойчивым политическим симпатиям населения.

От многопартийных систем следует отличать квазимногопартийные, когда
фактическая однопартийность маскируется наличием в стране других партий.
К квазимногопартийным относят партийные системы таких стран, как Италия
и Япония, где при наличии нескольких партий власть постоянно находится в
руках одной: Христианско-демократической партии (в Италии) и
Либерально-демократической партии Японии. Но все же такого рода
постоянство является скорее результатом долговременно действующих
политических обстоятельств, чем типообразующим признаком.

Развитию многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные
факторы.

Роль системы партий в условиях демократии заключается в ослаблении и
сдерживании классовых конфликтов. Чем больше социальные расслоения, тем
легче создать многопартийную систему. И чем тверже классовое сознание,
тем более она необходима.

Недостатки многопартийности. Многопартийность страдает рядом
недостатков. Прежде всего, в отличие от двухпартийности,
многопартийность плохо способствует агрегированию интересов.
Действительно, двухпартийная система вынуждает каждую из обеих
соперничающих партий, с целью максимального расширения своего влияния,
включать в свои программы требования, пользующиеся широкой народной
поддержкой. Так, многочисленные разрозненные требования, выражение
интересов в резкой форме различными группами, гармонизируются,
превращаются в несколько обобщенных требований. Таким образом, партиям
удается сориентироваться в потоке отдельных требований и свести их к
нескольким коллективным целям. Если же существует множество небольших
партий, то каждая из них стоит на ограниченной позиции и выражает только
требования ограниченной группы своих сторонников, вовсе не стремясь к их
гармонизации с требованиями других групп. Каждая партия хочет стать
рупором определенной категории людей. В этом случае партии, действующие
прежде всего как группы интересов, не агрегируют интересы.

Следующий недостаток многопартийности - опосредованный характер выбора.
Формально избиратель может выбирать среди множества программ. Однако эта
свобода выбора в действительности иллюзорна. Избиратель не принимает
непосредственно решений относительно своей судьбы, не участвует в
принятии крупных национальных решений. Он предоставляет это право
посредникам-депутатам, которые вместо него принимают не или иные решения
в зависимости от коалиций и компромиссов, ставших возможными в
результате выборов. Избиратель может только раздать карты политической
игры: все зависит в конечном счета от парламентских связей и союзов,
которые заключают партии.

Третий недостаток заключается в том, что интегральная многопартийность
предполагает отсутствие стабильного и спаянного парламентского
большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке
правительства. Парламентское большинство, имеющее мозаичный характер,
формируется и расформировывается, наделяя властью недолговечные
правительственные кабинеты и лишает их власти. Правительственная
нестабильность - это расплата за интегральную многопартийность.

Впрочем, можно избежать негативных результатов или смягчить их, если в
многопартийной системе будут существовать стабильные и прочные союзы,
которые придадут этой системе более умеренный характер.

Формированию союзов благоприятствуют выборы в два тура, особенно выборы,
при которых избирается коалиция. В этом случае две крупные коалиции
могут сформироваться на выборах и удержаться в парламенте. Создается
ситуация, близкая двухпартийности. Таким образом, в ситуации уменьшения
конкуренции, умеренная многопартийность является промежуточной ступенью
между интегральной многопартийностью и двухпартийностью.

III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В РОССИИ

1. История возникновения политических партий в России

В отличие от западных стран, где длительное время существовала и
укреплялась демократическая традиция многопартийности, в России
политические партии возникают только на рубеже XIX и начала XX вв. Это
было вызвано рядом обстоятельств: господством централизованной
абсолютной самодержавной власти, не дававшей возможности для развития
политических структур; отсутствием политических свобод и гражданских
прав личности, связанных с господством крепостничества и др.

Прообразами партий в России стали кружки 20-30-х годов XIX в., где
изучались и пропагандировались передовые общественно-политические
взгляды и идеи (тайные общества декабристов, кружки Станкевича,
Петрашевского и др.). В период после отмены крепостного права появились
кружки и общества “Земля и воля”, “Народная воля” и другие, из которых
при благоприятных обстоятельствах могли оформиться политические партии.
Только на рубеже веков в России появились первые политические партии: в
1898 г. была создана РСДРП, в конце 1901 г. - партия
социалистов-революционеров.

Период наибольшей интенсивности в образовании российских партий
совпадает с подъемом революционного движения в 1905 г. Начало этому
процессу открыл манифест 17 октября, даровавший политические свободы, в
том числе свободу создания организаций и политических партий. В
политической жизни России в первой четверти ХХ в. в разные периоды
функционировало 87 политических партий.

В середине 20-х годов ХХ в. в результате Великой Октябрьской
социалистической революции в стране начинает складываться тоталитарная
система, которая ликвидировала все политические организации, кроме
большевистских. В результате этого процесса большевистская партия - КПСС
постепенно перестала быть в собственном смысле партией, все более вбирая
в себя функции государства, приобретая монопольное право на решение
общественных задач. В результате в стране установился режим
партогосударственной системы.

2. Многопартийность в России

За последние годы в Российской Федерации происходит переход от
однопартийной системы к многопартийности. Зачатки современного
политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-х годов в
форме диссидентского движения, когда возникают различные “неформальные”
движения, объединения, союзы и фронты. Однако путь к действительной
многопартийности открыла перестройка.

Начало этому процессу положила, как известно, отмена статьи шестой
Конституции СССР, которая закрепляла руководящее положение в обществе
одной партии - КПСС. Это, конечно, противоречило принципам правового
демократического государства. Формально говоря, общественные объединения
граждан существовали и прежде - профсоюзы, комсомол, ДОСААФ и так далее,
- но все они работали под жестким контролем все той же руководящей
партии.

Правовая база. Переход от однопартийной системы к многопартийности
потребовал учреждения правовой базы, позволяющей гражданам в законном
порядке реализовать свое право защищать интересы через участие в
общественном объединении.

Первым серьезным актом на этом пути был Закон СССР “Об общественных
объединениях”, принятый в 1990 году. Однако он имел так называемый
разрешительный характер. То есть сами власти решали - дозволить или не
дозволить создание того или иного объединения. Таким образом, в плохо
завуалированной форме продолжался все тот же диктат КПСС.

Ныне действующее законодательство сняло это ограничение. Например,
статья третья Федерального закона “Об общественных объединениях”,
принятого 19 мая 1995 года, гласит: “Граждане имеют право создавать по
своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения
органов государственной власти и органов местного самоуправления...”

В статье 23 того же закона четко указаны основания, по которым
объединению может быть отказано в государственной регистрации. Никаких
оснований, кроме тех, что указаны, быть не может. Кроме того, закон дает
общественному объединению возможность вообще не регистрироваться, правда
в этом случае оно не приобретает права юридического лица.

Становление многопартийности. Процесс радикального реформирования нашего
общества вызвал к жизни новые общественно-политические движения, партии
и их объединения. Развитие рыночных отношений существенно трансформирует
социально-политическую структуру общества, усиливается процесс
социальной дифференциации, находящий отражение в возникновении
политических объединений.

По данным министерства юстиции Российской Федерации на сентябрь 1997
года, в Российской Федерации зарегистрировано более 3 тысяч политических
партий и общественно-политических движений. Более 2 тысяч из них
существуют лишь на бумаге.

Спектр возникших политических объединений весьма обширен, и роль в жизни
современного общества также не однозначна. Одни из них - движение “Наш
дом Россия””, некоторые партии коммунистической и демократической
ориентации - имеют четкие программы действий, разветвленную сеть
региональных отделений, прочную материальную базу, большое число
сторонников, играют заметную роль в обществе, имеют самостоятельные
фракции в Государственной Думе. Другие существуют в значительной мере
номинально, объединяют в своих рядах небольшой круг энтузиастов и не
оказывают существенного влияния на общественно-политическую жизнь
страны.

Но это вполне естественная и неизбежная болезнь роста. В борьбе за
обладание умами и сердцами сограждан большинство из них станут
достоянием истории, останутся лишь свидетельством эпохи бурных
общественных преобразований. И лишь те партии, лидеры которых чутко
уловили настроения масс, смогли выработать и разъяснить им перспективные
пути демократических преобразований в обществе, подъема жизненного
уровня россиян, смогут претендовать на обретение новых и новых
сторонников.

Наиболее заметными на политической арене являются около десятка партий.
К ним относятся три коммунистические партии, Народная партия Свободная
Россия, Демократическая партия России, Либерально-демократическая партия
России, Республиканская партия, Социалистическая партия трудящихся и
некоторые другие.

Классификация политических партий

Можно классифицировать уже имеющиеся политические партии России.

На роль отечественной социал-демократии могут претендовать две
существующие партии. Это Народная партия Свободная Россия и
Социалистическая партия трудящихся. Эти партии составляют сегодня правое
крыло политического спектра левых сил. Народная партия Свободная Россия
является классической партией бюрократии, мелкого бизнеса и
привилегированной части рабочего класса. Это партия колебаний и
компромиссов.

Что касается Социалистической партии трудящихся, то она еще не проявила
себя как новая политическая сила. Однако, возможно, она будет выражать
не только интересы наемных работников, “коллективных и индивидуальных
производителей”, как записано в ее уставе, но и интересы бывшей
партократии, которая хочет возродиться и легально выражать свои взгляды.
Не исключено, что к этой партии потянется часть ветеранов войны и труда,
технической и гуманитарной интеллигенции, некоторые квалифицированные
слои рабочего класса. Основные идеи этой партии созвучны западной
социал-демократии.

Из существующих трех коммунистических партий - Российской партии
коммунистов, - Российской Коммунистической рабочей партии, -
Коммунистической партии Российской Федерации - наиболее массовой
является последняя. Между этими партиями имеются определенные различия
идеологического характера, в социальной базе, организационных принципах,
вопросах тактики, отношении к прошлому страны и деятельности КПСС.
Однако все они относятся к левому и левоцентристскому спектру
политических сил. Существует, правда, еще одна партия коммунистического
толка - ВКПБ (партия Нины Андреевой), которую следует отнести к
леворадикальному крылу коммунистического движения.

IV. ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

1. Сущность и функции групп интересов

Близкими к политическим партиям по функциям и средствам воздействия
субъектами политического процесса являются группы интересов. Эти группы
формируются на основе осознания людьми необходимости совместной
деятельности для реализации своих интересов. В современной политологии
группы интересов определяются как добровольные объединения,
формирующиеся с целью выражения и отстаивания политически значимых
интересов входящих в них людей во взаимоотношениях с государством и
другими политическими институтами.

В современном демократическом обществе существует множество различных
добровольных объединений людей. Основанием группирования интересов могут
быть экономические, социальные, культурные, этнические, религиозные,
идеологические потребности. В качестве примера таких групп можно назвать
профсоюзные объединения, объединения предпринимателей, общества
потребителей, экологические движения, женские, молодежные и иные
ассоциации, благотворительные общества и т.д.

Основное предназначение групп интересов, также как и политических
партий, состоит в агрегации и артикуляции интересов. В этих группах
происходит согласование множества частных требований граждан и
социальных групп, оформления этих первоначально расплывчатых взглядов и
мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных
целей деятельности организаций.

Существуют множества средств и способов доведения группами интересов
своих требований до властных структур. Одни из них используют
экономические рычаги, в том числе и такую популярную в современной
России форму как забастовка. Другие действуют менее заметно - в
коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия групп
интересов на органы власти является лоббирование. В развитых странах
Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных
специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы
власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они
представляют. Лоббисты добиваются финансовых выгод или иных льгот для
своих клиентов. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода
сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе
законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное
влияние на формирование политического курса страны.

Отсюда следует, что наряду с агрегированием и артикуляцией интересов
важной социальной функцией групп интересов является информирование
органов, принимающих политические и административные решения. И это, без
сомнения, способствует повышению эффективности деятельности власти,
которая, познакомившись с общественным мнением, может проводить
политический курс, отвечающий реальным потребностям граждан.

Артикулирование, агрегирование и информирование властных структур о
многообразных интересах граждан и социальных групп свидетельствует об
общности социальной роли групп интересов и партий в политической системе
общества. Но наряду с общими чертами имеются два существенных отличия.
Первое - политические партии в качестве важнейшего средства отстаивания
интересов считают завоевание власти в государстве. Группы интересов не
ставят перед собой такой цели. Они отстаивают интересы своих членов,
оказывая влияние на властные структуры.

Второе - политические партии, как правило, стремятся к расширению своей
социальной базы и объединяют в своих рядах людей с разнообразными
интересами. Специализированные же группы интересов организуются для
того, чтобы защитить частные (особенные) интересы своих членов.

2. Типология групп интересов

В политологии сложилась разветвленная типология групп интересов,
учитывающая разнообразные формы их строения и виды деятельности.

Характер происхождения и степень организованности позволяет разделить
группы интересов на аномические и институциональные.

Аномические группы возникают стихийно и стихийно распадаются. Они чаще
всего недолговечны, слабо организованы и отношение их с органами власти
носят нерегулярный характер. Примером аномических групп являются
стихийно возникшие группы участников митингов, демонстраций, других
акций протеста. Нередко их действия принимают форму насильственных
действий.

В противоположность им существуют многочисленные институциональные
группы - формальные объединения с четко выраженной организационной
структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом
(профсоюзы, церкви и т.д.). Относительная жесткость организационных
структур позволяет этим группам оказывать существенное влияние на органы
власти. Такие группы называют еще группами давления.

Близкой по принципу является классификация групп интересов на
неассоциативные и ассоциативные группы.

Неассоциативные. Это неформальные группы, часто не имеющие четкой
организационной структуры. Примером такого типа групп интересов могут
служить многочисленные общественные движения. Они не имеют ни уставов,
ни структуры, ни формального членства, ни четких численных границ.
Организационные формы его проявления носят эпизодический характер. Это
митинги, демонстрации, обращения. Движения могут быть длительными и
кратковременными. Чаще всего они самоликвидируются, свертываются после
достижения цели, ради которой возникли.

Ассоциативные группы интересов обладают высоким уровнем специализации и
организации (добровольные организации, специализирующиеся в выражении
интересов, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические
ассоциации и др.).

Функционирование ассоциативных организаций предполагает их
подзаконность, выражающуюся в регистрации их и в возможности
государственных органов осуществлять необходимый контроль за их
деятельностью.

Основой еще одной типологии является различие в общественных сферах
деятельности. Выделяется пять типов групп интересов:

организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений
(предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов,
общества инвалидов, благотворительные союзы);

организованные группы в сфере досуга и отдыха (спортивные союзы, союзы
филателистов и т.д.);

организованные группы в сфере религии, науки и культуры (секты, церкви,
научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

организованные группы в политической сфере (экологические движения,
движения за мир, за права женщин, национальных меньшинств и т.д.).

Важнейшую роль в государствах с функционирующей рыночной экономикой
выполняют такие группы интересов, как предпринимательские союзы и
объединения.

Значительную социальную, политическую и идеологическую роль в
политической системе общества выполняют различные благотворительные
(филантропические) фонды. Они являются весьма влиятельными организациями
капитала. Наибольшее распространение и развитие эти формы организации
получили в США. Число их превышает 40 тысяч с активом более 100 млрд.
долларов и ежегодные расходы этих фондов достигают 2 млрд. долларов.
Среди них следует выделить те, которые функционируют в сфере
образования, здравоохранения, социального обеспечения. Деятельность
многих из них направлена на финансовую и иную поддержку программ по
обучению кадров для национальных меньшинств, на изучение проблем
народонаселения, на борьбу с наркоманией, на оказание помощи
кооперативам фермеров и ремесленников.

Важную роль в обществе выполняют профсоюзы. Профессиональный союз -
общественная организация, объединяющая людей труда одной и той же
профессии или занятых в одной и той же отрасли производства. Профсоюзы
призваны защищать экономические и социальные интересы трудящихся,
поднимать уровень культуры как трудящихся, так и членов их семей.

Особенностью современного этапа развития политической системы в нашей
стране стал бурный рост групп интересов, которые активно включились в
политическую жизнь.

Основные формы и виды новых образований:

Общественно-политические клубы и объединения (“Союз избирателей”,
“Выборы-95”, “Клубы афганцев” и т.д.). Цель клубного движения -
стремление к общественному самоуправлению, восстановлению роли личности
как субъекта политики.

Самостоятельным направлением общественно-политического движения
выступает правозащитная деятельность (“Свобода миграции для всех”,
“Комитет социальной защиты”, “Защита” и др.).

Разнообразные и новые формы приобретает религиозное движение, которое
включается в активную политическую деятельность, как в рамках
традиционных конфессий (общество возрождения духовных основ русской
культуры “Радонеж”, “Союз молодых христиан” и т.д.), так и в формах
нетрадиционной духовности, ориентированных на изучение европейских и
восточных религий(“Союз Кришны”, “Лотос”, “Факел Рериха” и т.д.).

3. Массовые демократические организации

Одной из отличительных особенностей современной эпохи стало превращение
массовых демократических движений (МДД) в одну из главных движущих сил
общественного прогресса. Демократические движения международного
характера существовали и раньше, однако никогда прежде они не достигали
такого размаха и не воздействовали на политические процессы, как в 80-90
годы.

Цели и задачи участников массовых демократических движений:

- оказать влияние на общественное мнение;

- оказать влияние на политику правительства по тем или иным вопросам;

- преобразовать (ненасильственным путем) то общество, в котором живут.

Основные виды массовых демократических движений:

“Гражданские инициативы” (волонтаризм). В основе этих добровольных
движений лежат принципы гуманизма. В США в этом движении принимает
участие 34 млн. человек взрослого населения, в Великобритании, Италии,
Канаде, Франции - от 3 до 5 млн. человек. Движение охватывает различные
формы благотворительности в сферах здравоохранения, образования,
культуры, международной деятельности.

Экологическое движение. Цель этого движения - поиск гармонического
сочетания человеческой деятельности и окружающей среды. Первая
экологическая партия создана в 1973 г. в Великобритании. В настоящее
время “зеленые” депутаты представлены во многих парламентах стран
Запада. Международные экологические организации: “Гринпис” (объединяет
17 стран с числом членов 2,5 млн. человек), “Друзья земли” (участвуют
группы из 34 стран), “АЙФА” (молодежная федерация по охране леса),
“Молодые друзья природы” (работает 1000 центров в странах Западной
Европы, и т.д.

Молодежное движение - включает цели и задачи как специфические
молодежные, так и общеполитические и общесоциальные, общекультурные. Из
50 молодежных организаций самыми массовыми и авторитетными являются
Всемирная федерация демократической молодежи (ВФДМ) и Международный Союз
студентов (МСС). В них представлены прогрессивные молодежные и
студенческие организации более, чем из 100 стран всех регионов мира. Их
деятельность находит признание в ООН, Юнеско и других
межправительственных структурах.

Антивоенное движение охватывает широчайшие слои масс населения на всех
континентах мира, вовлекает в свои ряды людей различных политических,
философских, религиозных взглядов, направлено на стремление сохранить
мир на Земле, превратилось в долговременный и влиятельный фактор
общественной жизни мирового развития.

С 1980 г. действует Всемирный Совет Мира (ВСМ). Он способствует
объединению доброй воли различных миролюбивых сил. В нашей стране в 1961
г. создан Советский фонд мира.

Во многих странах, например в ФРГ, Бельгии, Голландии, Швеции, Дании,
движения поборников мира стали самыми массовыми демократическими
движениями в их национальной истории. К концу 1984 г. “безъядерными
зонами” объявили себя свыше 300 городов в Японии, 282 - в Бельгии, 157 -
в Англии, 81 - в Норвегии, 71 - в Голландии, 58 - в США и т.д.

Женское движение. Среди различных направлений демократической борьбы на
современном этапе выделилось движение за равноправие женщин. Период с
1976 г. по 1985 г. был объявлен ООН “Десятилетием женщины”, а его девиз
“Равенство, развитие, мир” получил широкое признание повсюду на земле.
Прогрессивные позиции по вопросам защиты прав женщин занимает
Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), сплотившая под
лозунгом борьбы за мир, национальную независимость, за права женщин и
счастье детей миллионы женщин.

4. Международные организации

В современном мире возрастает роль и значение международных организаций.
Сознание того, что каждая страна в отдельности не в состоянии
удовлетворить свои запросы и поиски независимости, мира и
благосостояния, привело к созданию множества разнообразных международных
и региональных политических, экономических и социальных институтов,
сообществ, союзов, организаций, которые носят своеобразный характер,
включая элементы добровольности, общественной инициативы и
государственных обязательств.

Основные международные организации:

ООН (Организация Объединенных Наций) - добровольное объединение усилий
суверенных государств в целях поддержания и урочения международного мира
и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
Создана в 1945 г., сегодня в ее состав входит более 180 государств.

ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры).

Межпарламентский Союз (входят парламентские группы почти 180 стран, в
том числе Россия).

ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), создано в 1957 г.,
формировалось как экономическое сообщество, постепенно приближается к
цели создания политического союза.

ОБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое
возникло на основе подписания Хельсинского акта - 1975 г.).

НАТО (Организация Североатлантического договора), создана в 1949 г.,
главный военно-политический блок стран Западной Европы и Северной
Америки.

Большую роль в современной жизни мирового сообщества играют такие
международные организации, как МОК (Международный Олимпийский Комитет),
Международный Красный Крест, МАГАТЭ (Международное агентство по атомной
энергии) и др.



З А К Л Ю Ч Е Н И Е

В современном западном обществе укоренилось понимание места и роли
партий как своеобразного связующего звена между гражданским обществом и
властными, государственными органами. Сложнее обстоит дело в России, где
гражданское общество еще не сложилось, а над государственными
структурами довлеют традиции диктата в отношении общества, навязывания
ему своей воли.

Многопартийность современной России воспринимается подчас как знак того
нового, что вошло в нашу жизнь в последнее десятилетие. О существующих,
возникающих и нередко распадающихся политических партиях средства
массовой информации говорят много и охотно, не всегда показывая реальную
политическую роль складывающегося механизма многопартийности. Вместе с
тем серьезные аналитики все чаще ставят вопрос о будущем
многопартийности в России, ее потенциальной способности или
неспособности утвердить себя в обществе. Все это придает проблеме
многопартийности особую актуальность.

Если брать за основу количественные параметры, то с многопартийностью в
нашей стране все обстоит благополучно: число зарегистрированных партий и
движений неуклонно растет. Ключевой же вопрос - сложилась ли в России
многопартийная система - остается дискуссионным.

Оптимисты полагают, что в России система многопартийности уже существует
в вине некой “динамичной партийной системы переходного характера”. Более
осторожные аналитики однако убеждены, что можно говорить об имеющейся в
нашей стране квазисистеме, когда власть сосредоточена в руках
исполнительных структур, не желающих поступаться своей монополией на
нее.

Современное законодательство об общественных объединениях, конечно, не
идеально, но в целом выдерживает тот необходимый курс на демократизацию,
в рамках которого только и возможно сохранение и развитие
многопартийности. Политические силы, стремящиеся к изменению
конституционного курса силовым путем или рассчитывающие на его смену
после своего прихода к власти в результате победы на выборах, способны
предложить обществу лишь тот или иной вариант тоталитарного режима. А
это прямой путь к развязыванию гражданской войны. Поэтому стоящая перед
обществом задача заключается в том, чтобы, удерживая завоеванные большой
ценой рубежи демократии, двигаться вперед в русле
конституционно-правового подхода. Это означает ориентир на формирование
партий парламентского типа, поддерживающих положения Конституции, прав и
свобод личности и ориентированных на парламентский путь прихода к власти
через парламентские выборы.

Судьба многопартийности в России будет зависеть от общих перспектив
политического развития, от характера политического режима, который будет
существовать в стране в ближайшие годы.



Л И Т Е Р А Т У Р А

Политология. Изд-во “Союз”, 1995.

Политология. Полунина. Москва, 1998.

Политология. Курс лекций. Лютых А.А., Тонких В.А. Воронеж, 1992.

Политология. Курс лекций. А.А. Радугин. Изд-во “Центр”, 1999.

Политические партии России и выборы 1995-1996 г.

К. Холодковский. “Мировая экономика и международные отношения”, 1997,

№ 2.

Политические партии и партийные системы. Л.К. Журавлева.
“Социально-политический журнал”, 1996, № 3.

Становление многопартийности в России. В.В. Лапаева.
“Социально-политический журнал”, 1995, № 3.

Власть и оппозиция. Васильев Ю. “Власть”, 1996, № 3.

Общественно-политические движения и партии в России. (Справочник, вып.
№2), 1997.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат