« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Культурология /


Версия для печати

Реферат: Классицизм Франция, XVII век


Муниципальная школа №8

среднего (полного) образования

Реферат на тему:

Классицизм (Франция. XVII век)

Выполнил: ученик 11 “Б” класса

Мальцев Н.В.

Воронеж-1999/2000 учебный год СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………….3

Что такое классицизм?…………………………………………...4

Первая половина XVII века ……………………………………..6

Вторая половина XVII века …………………………………….11

Список литературы ……………………………………………..16

ВВЕДЕНИЕ

XVII столетие – одно из ярчайших эпох в развитии западноевропейской
художественной культуры. Это время наиболее блестящего расцвета ряда
крупнейших национальных школ, множества творческих направлений и
поистине необычайного для одного столетия созвездия великих имен и
прославленных мастеров. Самое значительное и ценное, что было создано
этой эпохой связано в первую очередь с искусством пяти европейских стран
– Италии, Испании, Фландрии, Голландии, Франции.

Мы же остановимся на Франции.

ЧТО ТАКОЕ КЛАССИЦИЗМ?

Классицизм - Стилистическое направление в европейском искусстве,
важнейшей чертой которого было обращение к античному искусству как
эталону и опора на традиции Высокого Возрождения. В изобразительном
искусстве и архитектуре проявились общие эстетические принципы –
использование форм и образцов античного искусства для выражения
современных общественно эстетических взглядов, тяготение к возвышенным
темам и жанрам, к логичности и ясности образов, провозглашение
гармоничного идеала человеческой личности. Предпосылки возникновения
классицизма проявились во второй половине 16 века, в эпоху позднего
Возрождения в Италии в работах архитектора и теоретика А.Палладио, а
теоритических сочинениях архитектора Виньолы, С.Серлио и др. Все эти
авторы стремились привести художественное наследие античности и высокого
Возрождения в единую строгую систему. И утвердить в искусстве ряд норм и
правил античной эстетики.

Как последовательная система классицизм складывается в первой половине
17 века во Франции. Его характеризует провозглашение идей гражданского
долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество
разумной закономерности. В это время широко используется темы, образы и
мотивы античного и ренессансного искусства. Классицисты стремились к
скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к
ясности и уравновешенности композиции. При этом для классицизма
свойственно тяготение к отвлеченной идеализации, отрыв от конкретных
образов современности, к установлению норм и канонов, регламентирующих
художественное творчество. Крупнейшей фигурой классицизма был художник и
теоретик Н.Пуссен. Для архитектуры французского классицизма 17 века были
характерны логичность и уравновешенность композиций, четкость прямых
линий, геометрическая правильность планов и строгость пропорций.

Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к
пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17
века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он
вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в
творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.


Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой
принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы
непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также
рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение
жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились
исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет,
пейзаж, бытовой жанр, натюрморт. Со временем это направление выродилось
в холодный официальный академизм.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне
французской революции возникло новое направление классицизма
противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов –
академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт
реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского
идеала “естественной человечности”.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью,
слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает
формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19
века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и
прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.



ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА

В первой половине и середине XVII столетия во французкой архитектуре
складываются и постепенно укореняются принципы классицизма. Этому
способствует и государственная система абсолютизма.

Строительство и контроль над ним сосредоточиваются в руках
государства. Вводится новая должность " архитектора короля " и " первого
архитектора ". На строительство затрачиваются огромные средства.
Государственные учреждения контролируют строительство не только в
Париже, но и в провинциях.

По всей стране широко развертываются градостроительные работы. Новые
города возникают как военные форпосты или посе-ления близ дворцов и
замков королей и правителей Франции. В большинстве случаев новые города
проектируются в виде квадрата или прямоугольника в плане либо в виде
более сложных полигональных форм - пяти, шести, восьми и т. д.
угольников, образованных оборонительными стенами, рвами, бастионами и
башнями. Внутри них планируется строго регулярная прямоугольная или
радиальнокольцевая система улиц с городской площадью в центре. В
качестве примеров можно указать города Витри-ле-Франсуа, Саарлуи,
Анришмон, Марль, Ришелье и т. д.

Ведется перестройка старых средневековых городов на основе новых
принципов регулярной планировки. Прокладываются прямые магистрали,
возводятся городские ансамбли и геометрически правильные площади на
месте беспорядочной сети средневековых улиц.

В градостроительстве эпохи классицизма главной проблемой становится
крупный городской ансамбль с застройкой, осуществляемой по единому
плану. В 1615 г. в Париже ведутся первые планировочные работы в
северо-западной части города, застраиваются острова Нотр-Дам и Сен-Луи.
Воздвигаются новые мосты и расширяются границы города.

На левом и правом берегу Сены строятся крупные дворцовые комплексы -
Люксембургский дворец и дворец Пале-Ро-яль (1624, арх. Ж. Лемерсье).
Дальнейшее развитие градостроительных работ в Париже выразилось в
создании двух правильных по форме - квадратной и треугольной - площадей,
включенных в средневековую застройку города, - Королевской площади
(1606-12, арх. Л. Метезо) и площади Дофина (начата в 1605 г.) на
западной части острова Ситэ.

Принципы классицизма, почва для которых была подготовлена зодчими
французского и итальянского Возрождения, в первой половине ХVII века еще
не отличались целостностью и однородностью. Они нередко смешивались с
традициями итальянского барокко, для сооружений которого характерны
раскрепованные карнизы, усложненная форма треугольных и криволинейных
фронтонов, обилие скульптурного декора и картушей, особенно в отделке
итерьеров.

Средневековые традиции были настолько сильны, что даже классические
ордеры приобрели в постройках первой половины века своеобразное
истолкование. Композиция ордера - его расположение на поверхности стены,
пропорции и детали - подчиняется структуре стены, сложившейся в
готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами
несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними
большими оконными проемами. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки,
группируются попарно или пучками. Этот мотив в сочетании с
подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на
отдельные башнеобразные объемы, перекрытые высокими пирамидальными
кровлями, придает зданию вертикальную устремленность, не свойственную
классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту
объема.

Приемы барокко сочетаются с традициями французской готики и новыми
классицистическими принципами понимания красоты. Многие культовые
сооружения, построенные по установившемуся в итальянском барокко типу
базиликальной церкви, получили пышные главные фасады, декорированные
ордерами колонн и пилястров, с многочисленными раскреповками,
скульптурными вставки и волютами. Примером может служить церковь
Сорбонны (1629-1656, архитектор Ж. Лемерсье) - первое культовое здание
Парижа, увенчанное куполом.

Преобладание классицистических тенденций сказалось в таких
сооружениях, как церковь де ла Визатасьон (1632-1634) и церковь
монастыря Минимов (начата в 1632г.), созданных Ф. Мансаром. Для этих
построек типична простота композиции и сдержанность форм, отход от
барочных образцов базиликального плана и трактовки фасадов как пышной
архитектурной декорации.

Одним из ранних дворцовых сооружений был уже упомянутый Люксембургский
дворец (1615-1620/21), построенный Соломоном де БИОСом (после 1562-1626)
для Марии Медичи. Около дворца был разбит великолепный парк, считавшийся
в начале XVII века одним из лучших.

Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких
служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного дворца
(курдонера). Одна сторона главного корпуса обращена в парадный
внутренний двор, другая - к парку. В объемной композиции дворца четко
проявились характерные для французской дворцовой архитектуры первой
половины XVII века традиционные черты, например выделение в главном
трехэтажном корпусе дворца угловых и центрального бешнеобразных объемов,
увенчанных высокими кровлями, а также расчленение внутреннего
пространства угловых башен на совершенно одинаковые жилые секции.

Облик дворца, в некоторых чертах которого еще сохраняется сходство с
замками предшествующего столетия, благодаря закономерному и ясному
композиционному построению, а также четкому ритмическому строю
двухъяросных ордеров, расчленяющих фасады, отличается монументальностью
и представительностью.

Массивность стен подчеркивается горизонтальным рустом, сплошь
покрывающим стены и ордерные элементы. Прием этот, заимствованный у
мастеров итальянского барокко, в творчестве де Броса получил
своеобразное звучание, сообщающее облику дворца особое богатство и
великолепие.

Среди других произведений де Броса видное место занимает церковь
Сен-Жерве (начата в 1616 г.) в Париже. В этой церкви, построенной по
плану церквей итальянского барокко, традиционные элементы церковных
барочных фасадов сочетаются с готической вытянутостью пропорций.

К первой половине XVII столетия относятся ранние образцы крупных
ансамблевых композиций. Создателем первого в архитектуре французского
классицизма ансамбля дворца, парка и города Ришелье (начат в 1627 г.)
был Жак Лемерсье.

Планировка ныне не сохранившегося ансамбля была основана на
пересечении под углом двух композиционных осей. Одна из них совпадает с
главной улицей города и парковой аллеей, соединяющей город с площадью
перед дворцом, другая является главной осью дворца и парка. Планировка
парка построена на строго регулярной системе пересекающихся под прямым
углом или расходящихся из одного центра аллей.

Расположенный в стороне от дворца г. Решелье был окружен стеной и
рвом, образующими прямоугольник в плане. Планировка улиц и кварталов
города подчинена той же строгой системе прямоугольных координат, как и
ансамбль в целом, что свидетельствует о сложении в первой половине XVII
века новых градостроительных принципов и преодолении средневековых
приемов застройки города с кривыми узкими улочками, скученными
строениями и маленькими тесными площадями.

Дворец Ришелье, как и его регулярный парк с глубокими перспективами
аллей, обширным партером и скульптурой, создавался как величественный
памятник, призванный прославить всесильного правителя Франции. Интерьеры
дворца были богато украшены лепниной и живописью, в которых
возвеличивались личность Ришелье и его деяния.

Ансамбль дворца и города Ришелье был еще недостаточно проникнут
единством, однако в целом Лемерсье удалось создать новый тип сложной и
строгой пространственной композиции, неизвестной архитектуре
итальянского Возрождения и барокко.

Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был
Франсуа Мансар (1598-1666). Его крупным произведением является церковь
женского монастыря Валь де Грас (1645-1665), построенная уже после его
смерти. В основу композиции плана положена традиционная схема купольной
базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом,
трансептом и куполом на средокрестии. Как и во многих других
французских культовых сооружений XVII века, фасад здания восходит к
традиционному решению церковного фасада архитектурой итальянского
барокко. Приподнятый на высоком барабане купол церкви - один из трех
наиболее высоких куполов Парижа.

В 1630 г. Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища
высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под желье
(устройство, получившее по имени автора название "мансарды").

В отделке интерьеров замков и городских отелей в первой половине XVII
века широко применялись резное дерево, бронза, лепнина, скульптура,
живопись.

Таким образом, в первой половине XVII века как в области
градостроительства, так и в формировании самих типов зданий идет процесс
вызревания нового стиля, и создаются условия для его расцвета во второй
половине столетия.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII ВЕКА

Вторая половина XVII века - время наивысшего расцвета архитектуры
французского классицизма.

Одна из причин ведущего значения архитектуры среди других видов
искусства во второй половине XVII века коренилась в ее специфических
особенностях. Именно архитектура с монументальным характером ее форм и
долговечностью могла с наибольшей силой выразить идеи централизованной
национальной монархии в период ее зрелости. В эту эпоху особенно ярко
проявилась социальная роль архитектуры, ее идеологическое значение и
организующая роль в художественном синтезе всех видов изобразительного,
прикладного и садово-паркового искусств.

Большое влияние на развитие архитектуры оказала организация Академии
архитектуры, директором которой был назначен видный архитектор и
теоретик Франсуа Блондель (1617-1686). Ее членами были выдающиеся
французские архитекторы Л. Бриан, Ж. Гиттар, А. Ленотр, Л. Лево, П.
Мииьян и другие. Задача Академии заключалась в выработке основных
эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны
были руководствоваться зодчие.

Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века
сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных
ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы
эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика
XIV, так и в совершенствовании и развитии художественных принципов
классицизма.

Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное
применение классической ордерной системы: горизонтальные членения
преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные
кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой;
объемная композиция здания становится более простой, компактной,
соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

Наряду с влиянием архитектуры античного Рима усиливается воздействие
архитектуры итальянского Возрождения и барокко. Это последнее
сказывается в заимствовании некоторых барочных форм (кривые разорванные
фронтоны, пышные картуши, волюты), в принципах решения внутреннего
пространства (анфилада), а также в повышенной усложненности и
помпезности архитектурных форм, особенно в итерьерах, где их синтез со
скульптурой и живописью нередко несет в себе в большей мере черты
барокко, чем классицизма.

Одним из произведений архитектуры второй половины XVII века, в котором
уже ясно ощущается преобладание зрелых художественных принципов
классицизма, является загородный ансамбль дворца и парка Во-ле-Виконт
близ Мелена (1655-1661 ).

Создателями этого выдающегося произведения, построенного для
генерального контролера финансов Фуке, были архитектор Луи Лево (ок.
1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр,
распланировавший парк дворца, и живописец Шарль Лебрен, принявший
участие в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

В структуре и облике здания, так же как и в композиции ансамбля в
целом, несомненно, более последовательное применение классицистических
архитектурных принципов.

Это проявляется прежде всего в логичном и строго расчитанном
планировочном решении дворца и парка как единого целого. Большой
овальной формы салон, составляющий центральное звено анфилады парадных
помещений, стал композиционным центром не только дворца, но и ансамбля в
целом, поскольку его положение на пересечении основных планировочных
осей ансамбля (главной парковой аллеи, идущей от дворца, и поперечных,
совпадающих с продольной осью здания) делает его "фокусом" всего
комплекса.

Таким образом, здание дворца и парк подчинены строго централизованному
композиционному принципу, позволяющему привести разнообразные элементы
ансамбля к художественному единству и выделить дворец как главную
составную часть ансамбля.

Для композиции дворца типично единство внутреннего пространства и
объема здания, отличающее произведения зрелой классицистической
архитектуры. Большой овальный салон выделен в объеме здания
криволинейным ризалитом, увенчанным мощной купольной кровлей, создающей
статичность и спокойствие силуэта здания. Введением большого ордера
пилястр, охватывающих два этажа над цоколем, и мощной горизонтали
гладкого, строгого по профилям классического антаблемента достигается
преобладание в фасадах горизонтальных членений над вертикальными,
целостность ордерных фасадов и объемной композиции, не свойственная
замкам более раннего пеиода. Все это придает облику дворца
монументальную представительность и парадность.

Важный вклад в теорию и практику французского классицизма внес Франсуа
Блондель ( 1617-1686 ). В числе его лучших произведений следует отметить
триумфальную арку, называемую обычно воротами Сен-Дени в Париже. Большая
заслуга Блонделя заключается в глубокой творческой переработке типа
римской триумфальной арки и создании своеобразной композиции, оказавшей
сильное влияние на архитектуру подобных сооружений в XVIII-XIX веках.

Проблема архитектурного ансамбля, стоявшая почти на протяжении всего
столетия в центре внимания мастеров классицизма XVII века, нашла свое
выражение во французском градостроительстве. Выдающимся новатором в этой
области выступает крупнейший французский архитектор XVII столетия - Жюль
Ардуэн-Мансар (1646-1708; с 1668 г. он носил фамилию Ардуэн-Мансар).
Площадь Людовика Великого (впоследствии Вандомская; 1685-1701) и площадь
Побед (1648-1687) в Париже были возведены по его проектам.

Полное и всестороннее развитие прогрессивные тенденции в архитектуре
классицизма XVII столетия получают в грандиозном по масштабам, смелости
и широте художественного замысла ансамбле Версале (1668-1689). Главными
создателями этого самого значительного памятника французского
классицизма XVII века были архитекторы Луи Лево и Ардуэн-Мансар, мастер
садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и художник Лебрен,
участвовавший в создании интерьеров дворца.

Первоначальный замысел ансамбля Версаля, состоявшего из города, дворца
и парка, принадлежит Лево и Ленотру. Оба мастера начали работать над
сооружением Версаля с 1668 г. В процессе осуществления ансамбля их
замысел подвергся многочисленным изменеием. Окончательное завершение
ансамбля Версаля принадлежит Ардуэну-Мансару.

Версаль в качестве главной резиденции короля должен был возвеличивать
и прославлять безграничную мощь французского абсолютизма. Однако этим не
исчерпывается содержание идейного и художественного замысла ансамбля
Версаля, а также его выдающееся значение в истории мировой архитектуры.
Скованные официальной регламентацией, вынужденные подчиниться
деспотическим требованиям короля и его приближенных, строители Версаля -
огромная армия архитекторов, художников, мастеров прикладного и
садово-паркового искусства - сумели воплотить в нем громадные творческие
силы французского народа.

Особенности построения ансамбля как строго упорядоченной
централизованной системы, основанной на абсолютном композиционном
господстве дворца над всем окружающим, обусловлены его общим идейным
замыслом.

К Версальскому дворцу, расположенному на высокой террасе,
сходятся три широких прямых лучевых проспекта города, образующих
трезубец. Средний проспект трезубца ведет в Париж, два других - в
королевские дворцы Сен-Клу и Со, как бы связывая главную загородную
резиденцую короля с различными областями страны.

Помещения дворца отличались роскошью и разнообразием отделки. В них
широко использованы мотивы барокко (круглые и овальные медальоны,
сложные картуши, орнаментальные заполнения над дверями и в простенках) и
дорогие отделочные материалы (зеркала, чеканная бронза, ценные породы
дерева), широкое применение декоративной живописи и скульптуры - все это
рассчитано на впечатление ошеломляющей парадности.

Дух официальной торжественности царил в версальских покоях. Помещения
были роскошно обставлены. В Зеркальной галерее в сияющих серебряных
люстрах зажигались тысячи свечей и шумная красочная толпа проидворных
наполняла дворцовые анфилады, отражаясь в высоких зеркалах.

Парковая скульптура Версаля активно участвует в формировании ансамбля.
Скульптурные группы, статуи, гермы и вазы с рельефами, многие из которых
были созданы выдающимися скульптурами своего времени, замыкают
перспективы зеленых улиц, обрамляют площади и аллеи, образуют сложные и
красивые сочетания с разнообразными фонтанами и бассейнми.

Как дворец, так особенно парк Версаля с его широкими променадами,
обилием воды, легкой обозримостью и пространственным размахом служили
своего рода великолепной "сценической площадкой" для самых
разнообразных, необычайно красочных и пышных зрелищ - фейерверков,
иллюминаций, балов, балетных дивертисментов, спектаклей, маскарадных
шествий, а каналы - для прогулок и празднеств увеселительного флота.
Когда Версаль строился и еще не стал официальным центром государства,
его "развлекательная" функция преобладала. Весной 1664 г. молодой монарх
в честь своей фаворитки Луизы де Лавальер учредил серию празднеств под
романтическим названием "Наслаждения очарованного острова". Вначале в
этих своеобразных восьмидневных фестивалях, в которых участвовали почти
все виды искусств, было еще много непосредственности и импровизации. С
годами празднества приняли все более грандиозный характер, достигнув
своего апогея в 1670-е годы, когда в Версале царила новая фаворитка -
расточительная и блистательная маркиза де Монтеспан. В рассказах
очевидцев, во множестве гравюр слава о Версале и его праздниках
расходилась по другим европейским странам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Искусство Франции XVII века. Москва, 1969 г.

Советский энциклопедический словарь. Москва, 1988 г.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат