« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Культурология /


Версия для печати

Реферат: Общественное движение "Просвещение"


Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и
Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием
разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен-
ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-
ду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг,
во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-
тве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто-
рии общественно-политической мысли и общественного движения.
При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в
его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл
Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах
морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн-
гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-
ций.
Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде-
алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания
в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже
Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила
в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю
как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-
тителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия
и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол-
лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-
низма.
Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ-
ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении,
интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего
о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и
счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-
нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро-
да, не приятии догм.
Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и
идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео-
ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и
оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж-
данского обццества и плюралистической демократии,правового государс-
тва и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализ-
ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого
поплатилноь в XIX и XX вв.
Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их
духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло-
бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея-
тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику

- 2 -
правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели,
публицисты, университетские преподаватели или политические деятели.
Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристок-
ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру-
гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве-
лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно
отличались по уровню экономического развития, политической организа-
ции и культурным традициям. Все это с неизбежностью приводило к раз-
личиям во взглядах просветителей. В каждой стране просветительское
движение несло печать национальной самобытности.
В Англии в ХVII-ХVIII вв. после революции и гражданских войн
сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к
упрочению правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-
жей периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-
зовательного уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,
книг, произведений искусства обусловил значительную коммерциализацию
культуры, которая освободила творцов от унизительной зависимости от
государства, церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены
в жизни общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,
видевших в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-
новные течения английской общественной мысли подхватывались передовой
интеллигенцией в других странах.
Большинство английских просветителей не проявляли склонности к
абстрактному теоретизированию.В литературе они предпочитали легкие и
подвижные жанры, старались облечь свои философские, экономические и
политические идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-
го обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:
например, граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк
- министром.
На характер английского Просвещения повлияли также его взаимоот-
ношения с религией и церковью.Видные его деятели, за редким исключе-
нием, придерживались догматов христианства.Во многом это объяснялось
тем, что английская церковь не противопоставляла себя Просвещению, а
в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-
леко идущие последствия для культурного развития страны, поскольку
позволило сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни-
тельницей которых выступала церковь, и новаторскими,которые несло
Проовещение.
Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую
подготовку буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-
твие в политической программе английских просветителей радикальных

- 3 -
лозунгов и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических
целей Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения
была сформулирована философом Джоном Локком. Как и многие мыслители
ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало ес-
тественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их дейс-
твий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а так-
же "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право
являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданско-
му обществу был следствием общественного договора, который предпола-
гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных
перемен в положении людей.Государство должно было руководствоваться
тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в ес-
тественном состоянии,и поэтому не могло покушатьсн на неотчуждаемые
права граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,
не допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-
не государственной власти на законодательную, исполнительную и "феде-
ратпвную" (которая ведала отношениями с другими государствами).Кроме
того, сползанию государптва к деспотизму должен был препятствовать
принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, нахо-
дящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из
законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотилисъ в политическом
строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-
лены основные права и свободы граждан, представительное правление,
религиозная терпимость, неприкосновенность собственности.Тем самым
обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-
венном развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-
ние благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и об-
щественного строя.Все это в полной мере соответствовало целям
просветителей.Поэтому их внимание было приковано не столько к полити-
ке, сколько к частной жизни граждан.Это отразила этика английского
Просвепцения,так же в основных чертах разработанная Локком.Понятия
добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в фи-
зическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят
эти понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-
ющие их отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и
полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в На-
горной проповеди.
В утилитарной этике английского Просвещения звучал и мотив лич-
ного преуспевания, Локк подчеркивал: "Мы рождаемся на свет с такими

- 4 -
способностями и силами, в которых заложена возможность освоить почти
любую вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может
сообщить нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-
тву". Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-
ких черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм.
Выступая в защиту индивидуальных прав и свобод, английское Прос-
вещение безусловно признавало и право каждого человека преследовать
свой частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение
философа XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-
торое послужило основой этики себялюбия, или разумного эгоизма. Один
из ее создателей Бернард Мандевиль считал, что поведение людей явля-
ется производным от себялюбия. Последнее представляет собой не что
иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу
за жизненные средства, против сил природы и противостоящих ему инте-
ресов других людей.Из деятельности, направленной на самосохранение,
Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее
благо для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-
вал зту мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс
"Пороки частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной
экономики.
Как ни cоблазнительна была эта апология эгоизма, все же она не
вселяла в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-
певанию не приведет к саморазрушению общества. Просвещение столкну-
лось со сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инер-
цию эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом обществе?
Английские просветители сделали многое, чтобы решить зту проблему не
только теоретически, но и практически.
Они не закрывали глаза на общественное неравенство людей, сводя
его, как это делал Шефтсбери,к противополощности между "просвещенны-
ми" верхами и невежественными низами. Источником опасности являлась
как заносчивость одних, так и зависть других.Выработанные просветите-
лями способы "социализации згоизма" заключались в том, чтобы напра-
вить в полезное для всего общества русло научного и художественного
творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то
же время приобщить к ценностям Просвещения тех представителей низов,
которые своим усердием,познаниями, гражданскими поступками или бо-
гатством доказали способность их воспринять.
Во многом благодаря усилиям просветителей была создана рацио-
нальная модель отношений между людьми в практической жизни, соответс-
твующая роли и значению гражданокого общества.Одним из важнейших дос-

- 5 -
тоинств человека признавалась его способность к общению,
сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной дея-
тельности.Вошло в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение
политических собраний или встреч по иптересам (например, в кафе).Де-
тально разработанный кодекс правил поведения человека в обществе от-
разила английская художественная литература ХVIII в.
Проcветители во многом преуспели в стремлении привить широким
слоям наcеления Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной
мере проявилось в ходе социально-политических бурь, пронесшихся над
Европой в конце XVIII - начале XIX вв. Англия оказалась островком
стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн.Общие
ценности, да еще этика политического компромисса, разработанная, нап-
ример, в трудах Болингброка, оказались более надежным средством уми-
ротворения общества, чем принудительная дисциплина,поддерживаемая си-
лой. В этом и заключается один из основных уроков английского
Просвещения.
Особое место занимает просветительское движение в Шотландии.Ис-
тория общественной мысли в Шотландии ХVIII в. - это история мучитель-
ных поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убежде-
нию многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина.Продолжать ли
политическую борьбу за восстановление независимости или же служить
отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному
процветанию? Философ Эндрю Флетчер, "отец" шотландского Просвещения,
дал толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные,
альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего
долга перед отечеством.
Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный по-
тенциал, которым располагали в середине ХVIII в. университеты Эдин-
бурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших там замечательных уче-
ных выделяется философ, историк, экономист Дэвид Юм.Откликаясь на
духовные запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что
добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что
полезно людям.
Юма, конечно же, волновала судьба Шотландии,ее культурных тради-
ций в едином британском государстве.Это наложило отпечоток на его
рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и госу-
дарством.Юм считал, что взаимоотношения возникают из тяги людей к
взаимному общению, а также из-за их полезности, поскольку они увели-
чивают возможности удовлетворения потребностей людей.И прежде всего
они призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит
всякая упорядоченная жизнь.Именно в интересах стабильности государс-

- 6 -
тво и общество должны признавать все многообразие взглядов и убежде-
ний граждан,обусловленное их индивидуальным опытом.Современное об-
щество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном
разделении труда и различиях в положении людей, которые вследствие
этого различаются и своими представлениями о нравственности и спра-
ведливости.По мнению Юма, не может быть стабильным общество, не ува-
жающее многообразия социальных и региональных различий между людьми.В
равной мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий,
что его личное благополучие в конечном счете связано с благополучием
всего общества.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность
Филооофского общества в Эдинбурге,объединявшего лучшие умы того вре-
мени.Его секретарем был Юм, а одним из членов - философ и экономист
Адам Смит.Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их
горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим
соображениям.Смит считал, что именно рынок освободил человека от
отупляющей системы зависимости при феодализме. По его мнению, люди
воспитывают в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки циви-
лизованного общения, лишь находясь друг с другом в отношениях произ-
водителя и потребителя. Общество мыслилось ему гигантской мануфакту-
рой,а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничесва людей в
интересах "богатства народов" (так назывался его основной экономи-
ческнй труд).В своей теории Смит отводил рьнку ту же функцию, которую
английские просветители отдавали правовому государству или цивилизо-
ванному общению - функцию социализации эгоизма.
Но место гражданина в системе Смита занимал "экономический чело-
век", моральная свобода которого была обусловлена его ролью в зконо-
мической жизни. Тем самым шотландское Просвещенне поставило новый и
чрезвычайно важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятель-
ности.Согласно Смиту, главнейшим из них является своекорыстный инте-
рес.Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим
людям.Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботится только о
своих интересах, невольно содействует общественной пользе, или, по
словам Смита, "он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем
не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он
часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда,
когда сознательно стремится делать зто".
Интерес просветителей к экономической теории отражал общее повы-
шение престижа хозяйственной деятельности.Однако в шотландском об-
ществе длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыноч-
ных сил. Многие представители просвещенной элиты воспринимали их как

- 7 -
разрушительную стихию, обуздать которую было призвано государство.Не
кто иной, как Смит, воспевший преимущества рынка, выражал опасение,
что экономические законы, на которых основываютоя отношения произво-
дителей и потребителей, могут привести к социальной и нравственной
деградации наемных рабочих."В такое состояние,- писал он,- должны не-
избежно впадать трудящиеся бедняки... если только правительство не
приложит усилий для предотвращения этого".
Потребовалось время, чтобы шотландские просветители избавились
от страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-
ру зрелости ближе к концу ХVIII в., уже не уповало на поддержку пра-
вительства пли парламента. Для них образцом гражданского поведения
являлся специалист в какой-либо области профессиональной деятельнос-
ти, знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.
Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-
лась большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-
ного прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-
ниям, которые несло с собой Просвещение.В борьбе с ним просветители
не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не
вполне сформировавшееся, ни на правительство, подчас относившееся к
ним с нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не
имели такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и
идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во
Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество",порож-
давшее в их среде политический радикализм в мессианские настроення.
Большинство видных деятелей просветительского движения Франции
подвергались преследованиям за свои убеждения.Дени Дидро побывал в
заключении в Венсенском замке, Вольтер (настоящее имя - Франсуа Мари
Аруэ) - в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-
ся от своей книги "Об уме". По цензурным причинам не раз прерывалось
печатание знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными то-
мами в течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать
свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-
кой публики.
Французское Просвещение испытывало сильное влияние аристократи-
ческой культуры.Это проявилось в утонченности и изысканности литера-
турных произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-
ли заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности,царив-
шая в салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-
ченному теоретизированию.
Французокое Просвещение во многом исходило из идей философов
XVII в. Рене Декарта и Локка.Согласно разработанному Декартом рацио-

- 8 -
налистическому методу познания, истина должна четко и ясно усматри-
ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло
учение Локка об обощстве и государстве.
Постоянные конфликты с властями создали французским прооветите-
лям репутацию потрясателей основ и радикалов.На самом деле в своих
конституционных воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-
лийского Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-
нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал Шарль Монтескье.
При этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-
ми государственной власти, а за разделение властей как политических
сил, каждая из которых могла бы реально служить противовесом другой.
Монтескье трудно признать радикалом еще и потому, что он ощупал пре-
делы, в которых только и возможно изменить общество и государство. Он
считал, что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-
ностью объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами
территории, ландшафтом, образом жизни народа,религией,численностью
населения, формами хозяйственной деятельности и др.
То же касается и шумных конфликтов просветителей с католической
церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от
догматов вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того,
какой сложился между англиканской церковью и Просвещением в Англии.В
этих условиях свойственное большинству просветителей признание факта
Божественного творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-
ка религиозных догм, даже самая умеренная, - ореол отчаянной смелос-
ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои
письма к друзьям призывом: "Раздавите гадину!" Но тот же Вольтер ут-
верждал, что религия необходима как опора морали: "Вера в Бога, воз-
награждающего за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также
прощающего небольшие проступки, является дли человеческого рода самой
полезной верой".
Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование
просветителей.Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей,
повлекшее глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-
няла надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-
лем управления страной.Среди нйх выделялось группа зкономистов-физи-
ократов (от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть), во
главе которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-
ный источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он
выступал за поощрение класса земледельцев, прежде всего богатых фер-
меров. "В деревни следует привлекать не столько людей, сколько бо-
гатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы

- 9 -
налоговой системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды
на подъем сельского хозяйства он связывал также со свободой внутрен-
ней и внешней торговли.
Попытку осуществить эту программу реформ предпринял другой
представитель школы физиократов,Анн Робер Тюрго. В 1774 г. молодой
король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)
финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и мукой, добился уп-
разднения средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе
налогообложения.Но сопротивление придворных кругов, дворянства и це-
ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.
предрешила и судьбу его реформ.
Сознание недостижимости целей Просвещения в рамках существующего
строя побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-
ции. Их протест порой принимал форму атеизма, резкой критики религии
и церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины
столетия: Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в
идеализации прошлого, например республиканского строя античных госу-
дарств. Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-
мам представительного правления, включая и английский парламентаризм.
"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном договоре", -
если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен...Анг-
лийский народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-
ден только во время выборов членов парламента: как только они избраны
- он раб,он ни что... В древних республиках и даже в монархиях народ
никогда не имел представителей; само это слово было не известно".
С именем Руссо связан новый этап в развитии просветительского
движения Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-
ных целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических
воззрениях.В противоположность философам, считавшим себялюбие и эго-
изм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения лич-
ности благу общества.Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, ког-
да его частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого
соответствия он предлагал политическими методами.В стремлении Руссо
связать мораль с политикой явно различим зародыш тоталитарных теорий
позднейшего времени.
Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-
ческую систему, частью которой был человек. Но в отличие от них он
был убежден, что сам человек разрушил это "естественное состояние" и
окружил себя противоречащими закону природы учреждениями. "Исчезло
равенство, появилась собственнооть... - писал Руссо, - и обширные ле-
са превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-

- 10 -
веческим потом и на которых вскоре были посеяны и выросли вместе с
урожаем рабство и нищета". Цивилизация настолько изменила людей, что
отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-
тественному состоянию", то еще можно, устранив чрезмерное неравенс-
тво, восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-
му что на страже неравенства стоит деспотизм. Требуется сила, чтобы
его низвергнуть: "Восстание, которое приводит к убийству или сверже-
нию с престола какого-нибудь султана, - это акт столь же закономер-
ный, как и те акты, посредством которых он только что распоряжался
жизнью и имуществом своих подданных".
Эта мысль вдохновляла поколенйе революционеров конца ХVIII в.,
которое разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической
морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной
игре рыночных сил. Критикуя средневековую регламентацию торгово-про-
мышленной деятельности, Руссо не одобрял и свободу торговли. Он счи-
тал, что государство должно направлять торговлю в промышленность в
соответствии с общим благом, следить за правильным распределением
продуктов питания, денег, товаров. Отрицательное отношение к свободе
торговли имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,
равно как и другие достижения цивилизации: богатство, наука, искусс-
тва, - способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-
детели, он объявлял их основным носителем "народ", трудящиеся низы
общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-
твию цивилизации и поэтому в наибольшей мере сохранили нравственное
здоровье.
Так как простодушный народ не способен понять, в чем заключаются
его истинные интересы, то ему нужен мудрый правитель, предначертания
которого воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли
Руссо - шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа".
Многообразие путей, которыми шло французское Просвещение,сделало
его уникальной лабораторией человеческой мысли. Именно там истоки
многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма,
столь повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречи-
вое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-
разия местных условий. Распространению новых веяний способствовала
интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не
имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами,
стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в
Германии французская культура, также способствовал проникновению
просветительских идей.

- 11 -
Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что
оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии
инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король
Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-
мецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-
тер.Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии
просветители не только разработали важную реформу образования, но и
добились осуществления ее.В результате была расширена сеть начальных
школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому
хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер
этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение
в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-
ных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподава-
телей учебных заведений.
На фоне общей робости просветительской мысли в Германии сме-
лостью и последовательностью отличались воззрения Канта.Он подвел
итог теоретическим исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен
его вклад в разработку концепции правового государства.Назначение
последнего Кант видел не в заботе о практических потребностях членов
общества, а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-
ми такого государства, по его мнению, являются морально полноценные
люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.
"Правление отеческое, - писал он, - при котором подданные, как несо-
вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно
полезно или вредно... такое правление есть величайший деспотизм".
Заключая общественный договор, люди не жертвовали своей свободой, а
лишь создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного
пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не в формах правле-
ния (республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-
тельной властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-
дан будет недовольна политикой правительства и будет стремиться ее
изменить.Но их действия не должны нарушать законы, дискредитировать
государство или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и
методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,
которые предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-
лие.
Глубиной и оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.
Он выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-
ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с задней
мыслью, в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное
зло.Ибо такая нравственная установка требует от человека приспособле-

- 12 -
ния к обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему
власть имущих.Поэтому эгоизм, даже разумный, толкает бесправные низы
общества к раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние
слои" - к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому
принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен-
ности: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в
своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не
относился бы к нему только как к средству". Объявляя личность само-
целью общественной организации, Кант боролся с представлениями, дос-
таточно широко распространенными в Пруссии, об оправданности безого-
ворочного подчинения личности государотвенным интересам.
Французская революция и вызванные ею социально-политические ка-
таклизмы рубежа ХVIII-ХIХ вв, на европейском континенте похоронили
веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог-
ресса. По отношению к этим событиям просветительское движение быстро
политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие груп-
пировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити-
ка его целей и идеалов за то,что они внесли в умы людей путаницу, а в
общество - смуту, нарушившие нормальное, естественное, органичное
развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправи-
лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову
над вопросом: так в чем же заключалось его историческое предназначе-
ние?

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат