« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Международное право /


Версия для печати

Контрольная: Международно-правовой режим международных проливов


Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Ивановский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ

Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения

заочного коммерческого отделения

Жаров Николай Борисович

Проверил:

Иваново, 1997

1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

“Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и
того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с
другом, образуя тем самым систему морских путей в пределах всего
мирового океана.

При установлении правового режима морских проливов учитываются, как
правило, два связанных между собой фактора: географическое положение
того или иного пролива и его значение для международного судоходства”.

В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного
судоходства:

1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и
другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные
корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного
транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины
12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных
государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);

2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим
проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется
транзитный проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от
острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и
гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне.
Их ширина превышает двойную ширину территориального моря;

3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем
иностранного государства, к которым также применяется мирный проход
(Мессинский, Тирана и др.);

4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями
(Черноморские, Балтийские и др.).

Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые
режимы: мирный проход и транзитный проход.

“Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода
во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для
вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море.
Проход должен быть непрерывным и быстрым”.

Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море
(раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется
к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и
перекрываемым территориальными водами припроливных государств.

Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами
прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного
прохода иностранных судов.

“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир,
добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного
государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции
1982 г. и другими нормами международного права”.

В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип
свободы мореплавания.

Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение
транзитного прохода:

“Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства
и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и
быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или
экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической
зоны”.

Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе
судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает
некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей
проливами со специфическими интересами припроливных государств
(например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить
маневры, учения, но даже приостановить проход).

Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через
пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства,
граничащего с проливом, при соблюдении условий, установленных этим
государством для входа в его внутренние морские воды и порты.

Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или
прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому
проходу в проливах, используемых для международного судоходства и
соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с другой
частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив
перекрывается его территориальным морем.

“В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы
государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства,
борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных
и санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при
осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой
деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в
Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и
быстрому транзиту”.

“Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов,
проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и
находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися
к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов,
имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы,
в частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы),
которые ведут лишь к берегам черноморских стран”.

2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ

Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией,
заключенной в Монтрё в 1936 г., которую подписали Болгария, Франция,
Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и
Италия.

Статья 1 Конвенции провозглашает принцип права свободы прохода и
мореплавания в Проливах.

В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и
плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и
ночью) (ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при
входе в Проливы (ст. 3).

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право свободы
сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то только
торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне,
пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути,
указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать
содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок
устанавливается для случаев, когда Турция не находится в состоянии
войны, но считает себя поставленной в состояние военной опасности
(ст.6).

Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов
нечерноморских держав.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда
пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).

Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не
должен превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся
в Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех
нечерноморских держав при их пребывании в Черном море не должен
превышать 30 тыс. т с возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае
увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).

Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военных кораблей
нечерноморских держав в Черном море - 21 день.

Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить
Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в
сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа
линейных кораблей не установлено.

Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через
Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству
дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере за
8 дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств,
и за 15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.

Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. В
случае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или
запрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во время
войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для
прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).

Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции
сковывают военную активность Российского Черноморского флота.

Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного судоходства
при условии уведомления Турции и только после такого уведомления по
маршруту, указанному Турцией.

“В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который
предусматривает право турецких властей на временное приостановление
прохода судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку
судов через пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции.

ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн.: Международное право в
документах. - М.: Международные отношения, 1982

Международное морское право: Справочник / Под ред. С.Г. Горшкова. - М.:
Воениздат, 1985

Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987

Молодцов С.В. Международное морское право. - М.: Международные
отношения, 1987

Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред.
Ф.И. Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208

См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -
М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С.В. Международное морское право.
- М.: Международные отношения, 1987, с. 220-228

Международное морское право, с. 86

См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220

Молодцов С.В. Ук. соч., с. 221

Международное морское право, с. 86

См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224

Международное морское право, с. 151

Молодцов С.В. Ук. соч., с. 225

См.: Международное морское право, с. 151

Молодцов С.В. Ук. соч., с. 228

Международное право. Учебник, с.208-209

Международное право. Учебник, с. 209

Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме
Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право
в документах. - М.: Международные отношения, 1982, с. 508-514

Международное право в документах, с. 514

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат