Реферат: Иностранные инвестиции в экономику России
Введение
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской
экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное
технологическое отставание российской экономики по большинству позиций,
России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для
России технологии и современные методы управления, а также
способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих
развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике
начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных
передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий,
принесенных иностранным капиталом.
Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских,
показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний
внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и
возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные
займы обычно используются неэффективно, большие внешние долги начинают
тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются
рычагом политического давления и причиной экономических уступок, в том
числе в области защиты внутреннего рынка.
Для национальной экономики иностранный капитал может иметь
неоднозначные последствия: с одной стороны, при эффективном
использовании иностранных инвестиций, страна быстрее преодолевает
кризис, интегрируется в мировую экономику; с другой стороны,
привлечение иностранного капитала накладывает определенные
обязательства, создает многообразные формы зависимости страны -
заемщика от кредитора.
В связи с этим ставится вопрос о расширении, прежде всего
технической помощи, направленной на углубление использования
собственных ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже
затем о привлечении инвестиций в виде кредитов. Другими словами,
сначала необходимо научиться эффективно использовать свои финансы,
а затем принимать иностранный капитал в свою экономику.
Сегодня российская экономика действительно нуждается в притоке
иностранного капитала. Это вызвано практически полным прекращением
финансирования из средств госбюджета, отсутствием средств у
предприятий в связи с переходом к рыночной экономике, развитием общего
экономического кризиса и спадом производства, большим износом
установленного на предприятиях оборудования и рядом других причин.
Теоретическое осмысление российскими учеными вопросов принятия
иностранного капитала в его различных формах, эффективного его
использования, появления финансовой зависимости, являются актуальными и
важными.
Целью данной курсовой работы является изучение проблемы привлечения
иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен
анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения
иностранных инвестиций, выявлены существующие препятствия для
иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной
привлекательности страны.
Инвестиционный механизм
1. 1. Сущность, формы, цели и задачи инвестирования
Рассмотрим инвестирование (экспорт капитала) как многосторонний процесс.
По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в
различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако необходимо
учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно
быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, на
которого последнее направлено, так и субъекту (инвестору).
В мировой практике выделяют 3 основные формы инвестирования:
Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность,
торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции,
облигации и иные ценные бумаги).
Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного
капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым
учреждениям.
Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо
полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать
над ней фактический контроль (в большинстве случаев для этого необходимо
иметь не более 10% акционерного капитала).
Ведущими инвесторами являются развитые экономически страны, в первую
очередь США, но за последние 20 лет их доля в общей сумме прямых
зарубежных инвестиций сократилась с 55% до 44%, доля же стран Западной
Европы и Японии возросли (с 37% до 44% и с 1% до 10%).
Значительны также изменения и в направлениях прямых инвестиций: до
Второй Мировой войны основная часть капиталовложений приходилась на
отсталые страны, тогда как в последнее время вкладчиков притягивают
страны с уже развитой экономической системой. Объясняется данное
поведение сдвигами в отраслевой структуре инвестирования, которое теперь
преимущественно сосредотачивается в обрабатывающей промышленности, а
внутри нее — в наукоемких и высокотехнологичных отраслях. Импортером
капитала становится и США, причем последние годы здесь приток прямых
инвестиций даже превышает их отток.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования
акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными
банками. В послевоенный период объем таких инвестиций растет, что
свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов.
Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном
выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке
ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
На движение данного вида инвестиций оказывает влияние разница в норме
процентных ставок, выплачиваемых по различным ценным бумагам. Так,
высокая норма процентных ставок в США привлекла множество иностранных
инвесторов, особенно японских.
В 70 — 80 гг. произошел взрыв роста международных кредитов, что привело
к образованию мировой кредитно-финансовой сферы. Международный рынок
ссудных капиталов растет особенно высокими темпами: его валовый объем
увеличился с 10 млрд. долларов в 1960 году до 2395 в конце 80 гг.
Основная доля этих сумм приходится на межбанковские операции.
В настоящее время международный рынок ссудных капиталов разделяется на
денежный рынок и рынок собственно капиталов.
Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитов (до одного года). С их
помощью корпорации и банки пополняют временную нехватку оборотных
средств.
Рынок капиталов — рынок среднесрочных (от 2 до 5 лет) банковских
кредитов и долгосрочных (свыше 10 лет) займов, которые предоставляются в
основном при выпуске и приобретении ценных бумаг.
В последние годы на международном рынке используются нетрадиционные
формы долгосрочного финансирования, например проектное финансирование,
заключающееся в предоставлении крупных кредитов под конкретные
промышленные проекты предприятий. Таким образом, указанная форма
долгосрочного кредитования сближается с прямыми инвестициями.
Выделим теперь главные причины привлекательности Российской Федерации и
ее предприятий для иностранных кредиторов.
Во-первых, до конца 80 гг. СССР все еще являлась достаточно развитой
промышленной державой, а Россия — преемник союза. Отсюда вытекает, что
она обладает в отдельных отраслях весьма развитым производством (ВПК,
тяжелая промышленность, ТЭК). Также в Союзе за все годы его
существования большое внимание уделялось разработке новых технологий.
Перспективные в плане прибыли, они в большинстве своем, однако, не были
реализованы в промышленности.
Наконец, самым важным фактором интереса инвесторов являлись и являются
природные ресурсы России, основная часть которых была слабо исследована
из-за недостатка материальных средств и устаревшего технологического
оборудования.
1. 2. Отток капитала
Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы
можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За
последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей,
накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического
положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту
и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием
коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам
для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна
перестраивается под действием рыночных сил. На этом основании было бы
резонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего платежного
баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень сбережений). Однако
этого не происходит. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций)
из России в несколько раз превышает их приток. Это усиливает
инвестиционный «голод» в стране, ведет к дальнейшему ослаблению
национальной валюты.
Мотивация оттока капиталов – ощущение российскими бизнесменами
политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть
накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед
возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения
курса рубля переправляется ими в западные банки или используется для
покупки недвижимости и ценных бумаг.
Многие, в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России
слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и
предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри
страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,
хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы
ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот
процесс, известный как утечка капитала, очень часто носит
противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность,
утечка каптала находит логичное экономическое оправдание: гораздо
надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику.
Именно поэтому предприятия предпочитают предоставить кредиты
иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим
соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и не
легитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные
инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных
предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются
точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно,
учитывает только их легальную часть.
Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил
власть принять организационно-правовые меры по ужесточению контроля за
возращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы
российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей
страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.
Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия
четкого экономического законодательства, основанного на рыночных
потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последовательность
шагов – наряду со стимулированием притока капитала, должны сразу же
приниматься меры, препятствующие его оттоку.
На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений за
границей весьма скромны – инвестиции российского капитала за границей
составили 20 млн. долларов и 2,6 млрд. рублей, при этом объем прямых
инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком
направлялись в промышленность – цветную металлургию, химическую и
нефтехимическую отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов
в 1996 – 2000 годах из России было вывезено около 150 млрд. долларов
«грязных», т.е. заработанных незаконным путем. Естественно, что
государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть «уплывших»
потенциальных инвестиций вернуть.
Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации
размещенных за рубежом финансовых активов – о так называемой
«экономической амнистии». В этом проекте говорится о том, что все деньги
могут вернуться в Россию и при уплате определенного налога государству
эти деньги престанут считаться нелегальными. Этот законопроект необходим
правительству для возвращения в Россию «уплывших» денег. Однако, по
мнению экспертов, этот проект не имеет будущего, так как деньги уходили
из России из-за недоверия государству и не вернутся обратно, пока
доверие к государству не восстановится, а значит возвращение «уплывших»
денег произойдет не скоро.
2.Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики.
Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться
более перспективными, чем в 90-е годы. В долгосрочной перспективе, в
ближайшее десятилетие, частный сектор Европы, Соединенных Штатов и
Японии наверняка станет для России основным источником инвестиционного
капитала. Однако, до того как это произойдет, кредиторами России
наверняка будут не частные инвесторы, а зарубежные правительства и
официальные организации.
Сущность международных организаций, участвующих в предоставлении
финансовой помощи России, различна.
Во-первых, следует упомянуть Международный Валютный Фонд (МВФ). Это
организация, в которую Россия вступила летом 1992 года, занимается
финансированием государственных программ борьбы с высокой инфляцией и
общей валютно-финансовой нестабильностью.
В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности,
согласно которому государства-члены могут получить кредиты от него лишь
при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую
политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут быть настолько жесткими, что
лишь усугубят трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный банк. В
отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована на
кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк занимается
проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для него
являются структурные преобразования, такие, как либерализация торговли,
приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции
в инфраструктуру, то есть реформы, которые являются залогом
долгосрочного экономического роста. Всемирный банк выдает долговременные
займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам
предоставляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по
кредитам.
Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты
предназначаются для финансирования конкретных инвестиционных проектов,
например, строительства дороги, моста или электростанции. Программные
кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в
ключевых отраслях экономики, например, провести либерализацию торговли.
В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного
проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в
соответствии с кардинальным изменением экономической политики.
Третья влиятельная кредитная организация – это Европейский банк
реконструкции и развития (ЕБРР), созданный в 1991 году специально для
оказания помощи странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза на
этапе рыночных преобразований. ЕБРР являет собой пример «банка
регионального развития», главная задача которого – содействовать
долгосрочному экономическому росту определенного региона за счет
финансирования всевозможных инвестиционных проектов. Особое же
предназначение ЕБРР заключается в предоставлении кредитов, прежде
всего молодому частному сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Совокупный объем ассигнований ЕБРР в РФ в 2000 году составил 22% от
общего объема выделенных банком средств, что в 2,2 раза выше
показателей 1999 года. При этом, банк предполагает довести
ежегодный объем кредитования России до 1 млрд.евро. в год, что составит
около 30 % общего объема кредитного портфеля банка.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь,
поступающая от отдельных западных правительств. Эта помощь принимает, по
меньшей мере, две формы. Во-первых, правительства Запада предоставляют
правительствам других стран (например, России) прямые кредиты и
безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с неотложными
проблемами гуманитарного и экономического характера. Во-вторых, они
выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы те могли приобрести у
страны-донора промышленное оборудование и другие товары.
Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечисленных
источников, однако, объемы и виды этой помощи не всегда соответствовали
ее реальным потребностям. В последнее время ситуация в стране начала
изменяться. Вот о чем говорят официальные данные Госкомстата о
привлечении иностранных инвестиций во втором квартале 2000 года: за
этот квартал объем инвестиций, привлеченный коммерческими организациями,
составил 2,24 млрд. долларов, общий объем накоплений валютных инвестиций
составляет 15,8 млрд. долларов, из них прямых инвестиций – 7,5 млрд.
долларов. Оправдались прогнозы специалистов, предсказывающих рост
инвестиций при благоприятном исходе президентских выборов. Подъем
инвестиций во втором квартале 2000 года говорит о том, что инвесторам
было необходимо время для принятия решения и его реализации.
Рост инвестиций говорит в первую очередь о стабилизации курса рубля
и спаде инфляции, которая так долго сдерживала поток инвестиций.
Стабилизация курса российской валюты является также и результатом
политики занижения курса рубля. Иными словами случилось то, о чем
так долго говорили политики, предсказывая стабилизацию экономики и
улучшение инвестиционного климата. Отсюда можно сделать вывод о том,
что центр тяжести в привлечении инвестиций переносится на международные
финансовые рынки, где правительство действует довольно успешно.
3. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России
Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат
страны, мы можем приступить к оценке, а затем и к анализу
инвестиционного климата нашей страны.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических,
финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических
факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата в России не
составляет особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная
с 1991 года размер капиталовложений в экономику России, падает с каждым
годом. Такая тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадеживает. Это
говорит о том, что инвестиционный климат в нашей стране пока крайне
неблагоприятен для капиталовложений, и даже такие факторы как: природные
ресурсы России; мощный (хотя технически устаревший и хронически
недогруженный) производственный аппарат; наличие дешевой и достаточно
квалифицированной рабочей силы; высокий научно-технический потенциал не
привлекают инвесторов, причины чего мы уже пояснили в проделанной
работе. Сейчас важно сказать о том, что нынешнее состояние
инвестиционного климата не дает надежды на скорое оздоровление экономики
России, и необходимы активные действия государства по улучшению
инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не
предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как
внутри страны, так и за ее пределами.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно
заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени
доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений
зависит в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного
климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим
показателем инвестиционной привлекательности страны и «барометром» для
иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от
индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит
почти линейный характер. Не так давно международная финансовая
корпорация заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой
других стран в свой совокупный инвестиционный индекс, который служит
своего рода ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся
определить инвестиционный «вес» страны и формирующих свой инвестиционный
портфель. По расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого
индекса может привести к значительному росту инвестиций.
Как показывает анализ законодательства стран-республик бывшего СССР, при
сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от
декларирующих общих положений принят режим большего благоприятствования
иностранным инвесторам по сравнению с национальными. Это выражается в
полном или частичном освобождении от уплаты налога на прибыль в первый
период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия,
Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его в последующий период
(Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для
таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения,
Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны
компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих республиках
и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от избыточного риска.
В России до сих пор отсутствует такая система оценки инвестиционного
климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на
оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный
климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки
инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их
регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия
российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим
встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН
исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в
России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это
обеспечит приток и оптимальное использование иностранных инвестиций,
послужит ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
Одним из путей выхода из кризиса для российских инвестиционных банков
могло бы стать предложение своим клиентам новых платных услуг. Одной из
таких услуг инвестиционного банка является андеррайтинг, под которым
понимается реализация всего выпуска ценных бумаг. К сожалению, на
российском рынке эта услуга пока слабо развита, несмотря на достаточно
высокую потребность развивающихся компаний в привлечении капитала.
Выделяют две основные формы проведения андеррайтинга инвестиционным
банком: принятие андеррайтером на себя конкретных гарантий размещения
ценных бумаг эмитента; проведение андеррайтинга по принципу
«максимальных усилий». Конкретные гарантии андеррайтера могут
заключаться либо в обязательстве выкупить на себя весь выпуск ценных
бумаг эмитента сразу, либо в обязательстве выкупить на себя не
размещенную в течение определенного периода часть выпуска. Ясно, что в
обоих случаях, когда инвестиционный банк дает конкретные гарантии
размещения эмиссии, весь риск не размещения бумаг лежит на банке –
различается лишь момент получения финансовых ресурсов эмитентом: в
первом случае он получает все средства немедленно, а во втором – часть
ресурсов предается эмитенту позднее. При второй форме андеррайтинга весь
риск неполного размещения лежит на эмитенте.
В большинстве случаев обе стороны более устраивает второй вариант
принятия андеррайтером на себя конкретных гарантий, то есть
обязательство выкупить на себя не размещенную в течение определенного
срока часть выпуска.
Понятно, что выкуп на себя новой эмиссии или ее части требует
существенного объема собственных средств (или долгосрочных привлеченных
ресурсов). Именно низкий объем собственных средств является одной из
важнейших причин, сдерживающих предложение андеррайтинговых услуг со
стороны российских банков. На этом рынке, можно ожидать участия
российских инвестиционных банков только в составе андеррайтинговых
синдикатов.
Второй сферой деятельности инвестиционных банков может стать их участие
на рынке слияний и поглощений предприятий путем аккумулирования и
продажи крупных пакетов акций. Например, услуги по продаже крупных
(контрольных) пакетов могут понадобиться российским
финансово-промышленным группам (ФПГ).
В период своего бурного роста российские ФПГ (оформление таковыми или
являющиеся ими по сути) при покупке новых компаний часто обходились без
консультаций инвестиционных банков. Множество приобретений
осуществлялось без четкого стратегического плана, компании нередко
покупались только потому, что они очень дешевы и для того, «чтобы они
были». В итоге многие ФПГ оказались сильно диверсифицированными.
Приобретать компании без четкого плана было несложно, а вот продать их,
пытаясь оптимизировать структуру ФПГ, гораздо сложнее. Тут необходимо
знание особенностей многих отраслей промышленности, способность
правильно оценить компанию, найти покупателя. Вот тут и могут
понадобиться российские инвестиционные банки, которые сумели создать
достаточно сильные аналитические службы, наладить мониторинг рынков, и
которые по роду деятельности имеют представление об эмитентах из многих
секторов промышленности.
Возвращаясь к обычным операциям на рынке слияний и поглощений, мы должны
заметить, что
В таких сферах, как привлечение финансовых ресурсов (в основном на
западных рынках), консалтинг по оптимизации структуры бизнеса, защита от
недружественных поглощений, западные банки обладают несоизмеримо большим
опытом, а главное, они обладают именем на рынке. А на этом рынке имя
значит крайне много.
В данном разделе мы попытались оценить возможности работы российских
инвестиционных банков в двух важных сферах инвестиционно-банковской
деятельности: андеррайтинге и рынке слияний и поглощений. Но эти услуги
не единственные. Они могут предложить своим клиентам новые услуги,
которые, в свою очередь, окажут существенное влияние на развитие
российских предприятий.
4. Проблемы и перспективы инвестиционной политики в России
4.1. Препятствия на пути притока инвестиций
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного
капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость производственной и
социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.
Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на
инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в
российскую экономику объясняется разногласиями между:
исполнительной и законодательной властями,
Центром и субъектами Федерации,
наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн
непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки,
недовольство широких слоев общества ходом реформ),
разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для
инвесторов законодательством,
инфляцией,
спадом производства,
непрерывным падением курса рубля, его не конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скоре двойственность, чем радушие. Официальная
политика предписывает оказывать поддержку прямым иностранным
инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные
трудности, пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское
законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность
наталкивается на множество бюрократических преград, кроме того,
складывается впечатление, что многие российские политики просто боятся
прямых иностранных инвестиций. Некоторые в России убеждены, что
иностранные инвестиции – это не более чем «надувательство», и зарубежные
компании откровенно эксплуатируют российскую экономику.
Недавно Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП) был
проведен опрос иностранных инвесторов, что позволило выявить основные
проблемы, с которыми они сталкиваются в России.
На основании полученных ответов можно прийти к выводу, что наиболее
серьезной проблемой, оставляющей далеко позади все остальные трудности
по степени важности, является неадекватное и постоянно меняющееся
налоговое законодательство. Затем следуют проблемы, связанные со слабым
обеспечением прав собственности и прав кредиторов, действиями таможенных
органов, риском изменений в политической сфере, неустойчивым
макроэкономическим положением, неразвитым банковским сектором,
российской системой бухучета и коррупцией. Примечательно, что само по
себе налоговое законодательство воспринимается как большее зло, чем
налоговые органы, призванные обеспечивать его соблюдение. Напротив,
таможенные органы и в меньшей степени постоянные изменения
внешнеторговой политики рассматриваются как более серьезная проблема,
чем торговая политика как таковая.
Риск изъятия собственности и произвол со стороны властей - как
федеральных, так и местных, были отнесены к категории проблем, не самых
первостепенных по степени важности. То же самое относится к неплатежам
заказчиков и неадекватной защите прав интеллектуальной собственности.
Интересно отметить, что защита прав интеллектуальной собственности
рассматривается многими как менее серьезная проблема, чем обеспечение
прав собственности в целом. Эта точка зрения последовательно выражается
представителями всех секторов, и хотя компании, использующие более
передовые производственные технологии, естественным образом, больше
озабочены защитой прав интеллектуальной собственности, их представители
все равно считают, что обеспечение прав собственности в целом
представляет собой более серьезное препятствие, чем защита прав
интеллектуальной собственности.
Если говорить о благоприятных тенденциях, то качество российских
трудовых ресурсов и поставщиков не составляет для иностранных компаний
серьезной проблемы. В целом респондентов как будто удовлетворяет уровень
квалификации и мотивации рабочих и менеджеров, а также качество и
своевременность поставки материалов и комплектующих российскими
предприятиями. Это свидетельствует о том, что как минимум часть
российских кадров при условии обеспечения соответствующих стимулов и
надлежащего профессионального обучения хочет и может удовлетворять
западным стандартам. Качество материалов и комплектующих, поставляемых
российскими предприятиями, а также своевременность их поставок, также
относится к категории второстепенных проблем. Бартер, одна из основных
особенностей работы на российском рынке, о которой много говорится в
западной прессе, также не вызывает у инвесторов серьезных возражений. И
наконец, вопреки широко распространенному на Западе мнению,
организованная преступность и рэкет, а также обычная преступность,
занимают последние места в перечне препятствий, с которыми сталкиваются
иностранные инвесторы.
В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных
инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование
остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребности
российской экономики. Вывоз капитала по-прежнему во много раз превышает
его ввоз. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в
стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности.
Неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые
российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств,
поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и
таможенные сборы, невыгодно. Например, отказались от иностранных
кредитов ряд российских нефтяных компаний.
Сложность работы в российских условиях вынуждает иностранных инвесторов
вкладывать деньги не напрямую, а через российских посредников (в
основном банки), ориентирующихся на российском рынке. Слабое развитие
прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не
получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых
технологий.
Важными причинами такого положения являются неопределенность прав
собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение
неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого
руководства предприятия.
Слабое развитие иностранных инвестиций порождает низкую
конкурентоспособность российского производства, дальнейшее уменьшение
доли российского рынка, занятой товарами российского производства.
Можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не
соответствует потенциалу российского рынка и при нормальном развитии
рыночной экономики следует ожидать большего на несколько порядков
притока иностранных средств.
Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения
иностранного капитала – это самый прямой и достаточно эффективный путь
выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития
страны. В то же время, участие иностранного капитала в экономике России
вызвало ряд отрицательных последствий:
приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей
способствует не только ускоренной исчерпаемости невозобновляемых
ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей;
слабость государственного регулирования процесса привлечения
иностранного капитала, отсутствие жесткого экологического контроля за
действием ряда предприятий с иностранными инвестициями;
участие западного капитала в приватизации государственной собственности
на заниженном курсе рубля, позволившее за бесценок скупить ряд важных
объектов;
иностранные капитальные вложения нередко используются как способ
отмывания «грязных денег» из стран Запада.
Непродуманная политика в привлечении иностранных инвестиций не сможет
обеспечить экономические интересы принимающей страны. Мировой опыт
свидетельствует о том, что необходимо очень осторожно относиться к
использованию иностранных средств.
4. 2. Меры по устранению «инвестиционного голода»
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации
инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от
некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение
России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций
осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих
рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как
отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор
догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные
инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться
к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного
реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в
иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Для
облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на
российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата
требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений,
так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи
привлечения инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
достижения национального согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями;
радикализация борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;
формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:
создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении
сделок «под ключ»;
создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к
полной конвертируемости;
Некоторым из этих проблем были посвящены доклады на Международной
конференции «Экономический рост: после коммунизма», проведенной
Институтом экономики переходного периода в Москве 20-21 марта 2002 года.
Все выступавшие высоко оценили развитие российской экономики после 1998
года. Центральным вопросом дискуссии стало определение путей
консолидации экономического роста, создания условий для обеспечения
устойчивого роста российской экономики высокими темпами.
Выступая на конференции, К. Яновский, сотрудник Рабочего Центра
экономических реформ при Правительстве РФ сделал вывод о том, что
институциональные факторы, в том числе связанные с гарантиями
безопасности (неприкосновенности) личности, значимо влияют на
инвестиционный климат. Провалы в их обеспечении повышают уровень рисков
и снижают стимулы для инвестиций. В особенности, для долгосрочных.
При этом особенно чувствительными к этим параметрам оказываются мелкие
фирмы, для которых крайне велико бремя издержек, связанных с
отстаиванием своих естественных прав и законных интересов. Существенно
меньшую роль играют эти факторы для реализации относительно крупных
инвестиционных проектов иностранными инвесторами.
Выступление Заместителя министра экономического развития и торговли РФ
А. Дворковича было посвящено особенностям стратегического бюджетного и
инвестиционного планирования, т.е. планирования на период более 3-7 лет.
Такое планирование, отметил замминистра, возможно при наличии трех
условий:
макроэкономическая стабильность или, по крайней мере, знание того, как
будет развиваться макроэкономическая ситуация (в данном случае это одно
и то же, поскольку, если макроэкономическая ситуация нестабильна, любые
прогнозы имеют достаточно низкую значимость);
представление о стратегии структурных и институциональных реформ,
проведение которых предполагается (поскольку именно от того, как они
будут проводиться, зависит и структура, и объем бюджета, что, в свою
очередь, в значительной мере определяет перспективы притока инвестиций в
те или иные отрасли;
механизм реализации этих реформ, т. е. насколько эффективно будет
реализовываться то, что закреплено законодательно в виде программы
реформ (эффективность реализации программы реформ определяет микроклимат
для осуществления инвестиционной деятельности).
Рассмотрев подробно выделенные три элемента, докладчик сделал вывод о
том, что Россия только подходит к возможности стратегического бюджетного
и инвестиционного планирования, поскольку еще не созданы все необходимые
для него предпосылки. В ближайшие 2-3 года, по его мнению, необходима
серьезная работа, чтобы можно было приступить к стратегическому
планированию.
В целях повышения инвестиционной привлекательности принят ряд поправок к
действующему законодательству, которые вступили в силу с 1 января 2002
г, а также разработан Кодекс корпоративного поведения.
В ноябре 2001 г. Правительство РФ одобрило закон «О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ, отмене и внесении
изменений в некоторые другие законодательные акты РФ». Законопроект
меняет систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе
продукции (СРП). Данный законопроект предусматривает возмещение сумм НДС
по СРП в более короткие сроки по сравнению с нормами действующего
законодательства, а также определяет состав возмещаемых расходов. В
настоящее время сумма уже подписанных контрактов, в которых применен
режим закона «О соглашениях о разделе продукции», составляет около 30
млрд. долларов.
В конце 2001 г. Президент РФ подписал принятый Госдумой 11 октября 2001
г. и одобренный Советом Федерации 14 ноября 2001 г. федеральный закон
«Об инвестиционных фондах», что также окажет благоприятное влияние на
процесс привлечения инвестиционных средств в российскую экономику в
текущем году.
В целях защиты прав инвесторов по инициативе Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг недавно были приняты поправки в Уголовный кодекс РФ,
которые ввели уголовную ответственность руководителей предприятий и
профессиональных участников рынка ценных бумаг за предоставление
инвесторам недостоверной информации.
Статистика иностранных инвестиций в России
Формирование открытой рыночной экономики и активное включение России в
систему мирового хозяйства поддерживается возрастающим интересом
зарубежного капитала к емкому и перспективному рынку.
В 1999-2001 годах с восстановлением темпов экономического роста в
российской экономике наблюдается тенденция опережающего роста инвестиций
по сравнению с динамикой ВВП. Доля инвестиций в основной капитал в 2001
году составила 17,2% ВВП против 14,8% в 1998 году. В области прямых
инвестиций позиции России выглядят достаточно скромно. По накопленной за
период 1993-2001 гг. сумме прямых иностранных инвестиций на душу
населения Россия занимает 21 место среди 25 стран Центральной и
Восточной Европы и СНГ.
Период низкой инвестиционной активности 1998 – 1999 годов, который был
обусловлен как внутренними российскими проблемами, так и общим спадом
деловой активности на мировом рынке, сменился в 2000–2001 году
интенсивным расширением спроса на инвестиционные ресурсы. Внутренние
российские инвестиции за последние три года увеличились на 1/3 по
сравнению с кризисным 1998 годом. При этом в 2001 году вновь
зафиксирован опережающий рост иностранных инвестиций по сравнению с
динамикой внутренних инвестиций в основной капитал. Иностранные
инвесторы усиливают свое присутствие на российском рынке.
Таблица 1. Объем иностранных инвестиций в России
Всего, млн долл. Прямые
Портфельные
Прочие
млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу
1997 12 295 5 333 43,38 681 5,54 6 281 51,09
1998 11 773 3 361 28,55 191 1,62 8 221 69,83
1999 9 560 4 260 44,56 31 0,32 5 269 55,12
2000 10 958 4 429 40,4 145 1,3 6 384 58,3
2001 14 258 3 980 27,9 451 3,2 9 827 68,9
В структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в
2001 году, наибольший рост отмечен среди портфельных инвестиций, которые
выросли почти в 3 раза по отношению к предыдущему году. Несмотря на
значительный прирост портфельных инвестиций, рост иностранных вложений
почти целиком был обеспечен увеличением поступления прочих инвестиций
(+10,6% к уровню 2000 г.). Объем прямых инвестиций за 2001 год снизился
на 12,5%.
При существенном росте портфельных инвестиций, основная часть
иностранных вложений в российскую экономику приходится на прочие
инвестиции, которые формируются в основном за счет торговых кредитов,
кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства
РФ, а также кредитов, полученных от международных финансовых организаций
- Мирового банка, Международного валютного фонда, Европейского банка
реконструкции и развития.
Совокупный объем инвестиций Всемирного банка в экономику России
составляет 20,5 млрд.долл. В 2001 году по отношению к предыдущему году
вложения банка в российскую экономику выросли на 5%. В настоящее время
Всемирный банк осуществляет свои инвестиции в России в проекты в области
ТЭК, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, а также предоставляет
кредиты федеральному правительству. Инвестиции в российскую экономику
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в 2001 году выросли
по сравнению с предыдущим годом на 42%, составив 822 млн. евро. Банк
планирует увеличить свои вложения в Россию до 1 млрд. евро в год.
Основными направлениями деятельности ЕБРР в России являются
финансирование совместных предприятий, работа в регионах, поддержка
развития малого бизнеса, развитие инфраструктуры и разработка природных
ресурсов.
В 2001 году в экономику России поступали инвестиции из 109 стран (в 2000
– 108 стран, в 1999 – 96 стран). Лидирующая роль принадлежит США – 11,2%
от совокупного объема иностранных инвестиций, поступивших в российскую
экономику в 2001 г., на втором месте Великобритания – 10,9% от
совокупного объема. В 2001 существенно выросли по сравнению с предыдущим
годом инвестиции в РФ из Японии (в 3,5 раза до 408 млн.долл.) и
Великобритании (в 2,6 раза до 1553 млн.долл.). При этом, инвестиции из
Великобритании направлялись, в основном, в сферу торговли и
общественного питания (57,9% от поступивших в 2001 году инвестиций). В
машиностроение и металлообработку поступило 11,4% британских вложений, в
топливную промышленность – 9,5%. Около 45% японских инвестиций
приходится на топливную и деревообрабатывающую промышленность. Инвесторы
из Германии также, в основном, ориентировались на российскую
промышленность (54% немецких вложений в 2001 г. направлено в
промышленность).
По итогам 2001 года в общем объеме накопленных иностранных инвестиций
лидируют Германия, США, Кипр, Великобритания и Франция, доля которых
составляет 67,7% (2000 год - 73,2%). На первую пятерку стран-инвесторов
приходится также 63,7% прямых инвестиций (2000 г. - 69,5%), 57,9%
портфельных (2000 г. – 57,8%) и 72,9% прочих инвестиций (2000 г. –
77,5%).
Структура иностранных инвестиций в Россию на протяжении 1995 - 2001 гг.
существенно менялась. В 1995 году на долю прямых иностранных инвестиций
приходилось 67,7%, а в 2001 году - всего 27,9%. Прямые иностранные
инвестиции реагируют на конъюнктурные изменения менее остро, чем
мобильные портфельные инвестиции. Это подтверждается быстрой реакцией
портфельных инвестиций на кризис 1998 года и на экономический рост 2000
- 2001 гг. (в последние два года, их доля повысилась до 3,2,%).
В условиях экономического роста стало очевидным, что управление
инвестициями не согласовано с динамичными процессами реструктуризации
российской экономики. При анализе динамики иностранных инвестиций в
российскую экономику обращают внимание следующие моменты. С одной
стороны, в структуре поступающих в российскую экономику иностранных
инвестиций наблюдается систематическое повышение доли Кипра и других
стран с выгодным налоговым законодательством, а с другой стороны,
усиливается тенденция к размещению российских инвестиций в странах с
нестабильными экономическими и политическими системами. Таким образом,
иностранные инвестиции привлекаются из стран с низкими рисками, а
российские инвестиционные ресурсы размещаются в странах с гораздо более
высоким уровнем риска.
Одной из наиболее дискуссионных проблем в последнее время стала оценка
масштабов оттока капитала из России, как альтернативного источника
инвестиций во внутреннюю экономику. По данным Центрального банка России,
отток капитала в 2001 году составил примерно 17, млрд. долл. и снизился
по сравнению с предыдущим годом на 7, 4 млрд. долл.
Снижение масштабов оттока капитала, обусловленное изменением внутренней
конъюнктуры и повышением инвестиционного спроса
экспортно-ориентированных отраслей топливного и металлургического
комплексов, оказало благоприятное влияние на динамику экономического
роста.
Заключение
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику
России, можно сделать следующие выводы.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в
российскую экономику преследует долговременные стратегические цели
создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с
высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная
экономика, предполагающая не только эффективное совместное
функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения
научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому
включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала
– необходимое условие построения в стране современного гражданского
общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство
гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых
товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только
умножают государственные долги.
Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и
для достижения среднесрочных целей – выхода из современного
общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и
улучшения уровня жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что
интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов
– с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в
восстановлении, обновлении своего производственного потенциала,
насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими
товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного
потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше
общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы
естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за
счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств,
квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки
и техники и … даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его
собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования
на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в
отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям
с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют
российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая
мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного
капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных
производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих
на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем
иностранные потому, что они служат показателем доверия населения
правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в
получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики
нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в
рациональном использовании природных богатств России.
Конечно, предстоит решить еще очень широкий круг проблем, чтобы
добиться инвестиционной привлекательности нашей экономики, однако
наиболее важные из них должны быть решены как можно скорей. Абсолютно
приоритетной задачей является упорядочение налогового законодательства -
инвесторам нужны не привилегированные условия и более низкие налоговые
ставки по сравнению с международными, а разумная, прозрачная и
предсказуемая налоговая система.
Помимо этого, большое значение для повышения привлекательности
инвестиций в российскую экономику играет укрепление российской
банковской системы. По-видимому, это означает необходимость расширения
присутствия в России иностранных банков, поскольку улучшение в этой
области не следует откладывать на долгий срок. Во всяком случае,
предпосылкой усовершенствования банковской системы является более
надежное обеспечение прав собственности и особенно прав кредиторов. И
наконец, одной из наиболее приоритетных задач является упорядочение
работы таможенных органов, в которых, как считают многие инвесторы,
царит произвол и коррупция.
Список использованной литературы:
Е. Ф. Авдокушин, «Международные экономические отношения», Москва, 2000г
А. П. Киреев, «Международная экономика», Москва, 1997г.
Е. Кондратенко. «Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции» //
журнал «Экономист», №7, 1997г.
А. Мартынов. «Активизация инвестиционной политики» // журнал
«Экономист», №9, 1997г.
Балацкий, Павличенко, «Иностранный сектор в экономике России»// журнал
«Мировая экономика и международные отношения», №5, 2001г.
Я. Уринсон. «Перспективы инвестиционной активности»// журнал
«Экономист», №2, 2000г.
INTERNET, материалы сайта Института Экономики Переходного периода, www.
iet.ru
INTERNET, материалы сайта «АКДИ Экономика и жизнь», www.
akdi.ru
Материалы опроса иностранных инвесторов, проведенного
Российско-европейским центром экономической политики (РЕЦЭП)
Все данные в этом разделе приведены из материалов сайта Института
Экономики Переходного Периода: www.iet.ru
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат