КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Финансовая система Швеции»
Новосибирская государственная академия экономики и управления
1999 год
Финансовая система любого государства включает в себя следующие
звенья:
Государственный бюджет;
Местные бюджеты;
Государственный кредит;
Специальные государственные фонды;
Государственное страхование;
Финансы предприятий.
Рассматривая финансовую систему Швеции необходимо отметит, что она имеет
свои особенности.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ШВЕЦИИ
Политическая власть в Швеции принадлежит правительству и партиям,
входящим в него. В настоящее время в него входит 21 министр.
Законодательная власть в Швеции принадлежит однопалатному парламенту –
риксдагу, избираемому населением на 3 года путем прямого голосования на
основе пропорционального представительства. В риксдаге имеется
президиум, состоящий из председателя (тальмана) и трех его заместителей,
и не менее 15 комитетов, в том числе конституционный,
бюджетно-финансовый, налоговый, а остальные соответствуют областям
деятельности министерств.
Риксдаг заседает с октября по май. Проект бюджета на очередной
финансовый год, начинающийся с июля, представляется в январе, а в апреле
утверждается с дополнениями. В Швеции два уровня местных органов
власти: страна состоит из 24 лэнов (губерний) и 284 коммун (низовых
административно-территориальных единиц). В каждом лэне имеется местный
региональный выборный орган – ландстинг, в компетенцию которого входит
обложение местными налогами, организация здравоохранения, некоторые виды
образования и другие вопросы. Ландстинг разрабатывает проект и
принимает бюджет лэна. В каждой коммуне также работает выборный орган
местного самоуправления – совет коммуны, ведающий вопросами местного
налогообложения и организующий всестороннее обслуживание населения
(школы, дошкольные учреждения, коммунальные услуги, дорожное и жилищное
строительство, культурное обслуживание, организация досуга, забота о
пенсионерах).
Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику
страны посредством различных экономических инструментов. Основной их них
– государственный бюджет.
В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные
платежи, т.е. перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и
предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,
сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты
государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные
фонды, а также предприятиям и банкам, купившим государственные ценные
бумаги.
Оставшиеся после вычета трансфертных платежей их общих государственных
расходов средства составляют государственное потребление и инвестиции.
На государственное потребление приходится порядка 90% оставшейся суммы,
в том числе почти 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет, например, о
здравоохранении, образовании и государственной администрации. Большая
часть государственного потребления состоит из зарплаты государственных
служащих – медицинских работников, учителей и др. Остающиеся 10% -
государственные капиталовложения.
2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Развитие шведской системы налогообложения типично для западных стран с
открытой экономикой. Анализ системы налогообложения в Швеции позволяет
выделить ее основные тенденции:
стабильность и предсказуемость (неизменность в течение ряда лет общих
правил взимания налогов);
высокая развитость регулирующей системы;
постоянная ориентация государства на поддержание
структурно-воспроизводственного равновесия;
гибкость, избирательность с точки зрения целенаправленности комплекса
льгот и санкций на реализацию общих целей социально-экономической
политики;
подвижность, “чувствительность” к изменениям в формировании доходов и
других объектов налогообложения;
восприимчивость к изменению политических и социальных требований
развития общества;
постоянная противоинфляционнная направленность;
эластичность видов налогов и ставок в зависимости от состояния денежного
обращения;
всеохватность налогов и ставок, поскольку все виды денежной,
имущественной и даже натуральной собственности выступают объектами
налогообложения.
В Швеции государственный сектор, т.е. центральное правительство и
местные органы власти (коммуны и правления лэнов), отвечает за
разнообразные услуги, включающие образование, меры политики на рынке
труда и промышленную политику, здравоохранение, пенсии и другое
социальное страхование, заботу о пожилых, охрану окружающей среды и т.п.
Поэтому налоги в Швеции весьма высоки (в 198 году они составляли 56,5%
ВВП, в том числе 25,3% - прямые, 14,7% - косвенные и 16,5% - на
социальное страхование, и по этому показателю Швеция занимает первое
место в мире), однако большая часть этих средств возвращается к
налогоплательщикам в виде трансфертных платежей и государственных услуг.
Налоговая система в Швеции включает прямые и косвенные налоги
и взносы. Основные прямые налоги – национальный (государственный) и
местный (коммунальный) подоходные налоги, государственный налог на
капитал (собственность), налог на наследство и дары. Кроме того,
существует развитая система взносов с предпринимателей на социальное
страхование, охватывающая пенсии, пособия по болезни и т.д.
Косвенные налоги, полностью поступающие государству, включают налог на
добавленную стоимость и различные торговые и акцизные налоги по
отдельным товарам. Риксдаг определяет как государственные, так и
коммунальные налоги. Однако местные власти вправе сами устанавливать
налоговые ставки в своих коммунах и лэнах.
Шведские акционерные компании и экономические ассоциации (в основном
кооперативы) облагаются государственным пропорциональным подоходным
налогом в размере 52%.
Показателен подход к структуре налогов. Доминирующую роль в ней занимают
налоги на личные доходы, имущество, а также налоги на товары в виде
акциза и налога на добавленную стоимость. 88% составляют налоги на
доходы, из которых 41% - это налоги на товары и услуги (косвенный налог
на добавленную стоимость), 28% - налоги на личные доходы и 5% - на
имущество.
Национальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки о 5 до 45%. С
1991 года этот налог в размере 20% выплачивается с доходов, превышающих
170 тыс. крон. Напротив, местный подоходный налог - пропорциональный,
но его уровень различается по коммунам (в среднем 17%) и лэнам (свыше
13% в среднем); 1.1% идет церкви. В среднем в 1991 году он составлял
31,16%. В сумме эти два налога не могут превышать 72%.
Проблема взаимодействия различных уровней налоговых отношений решается
установлением такого порядка отчислений, при котором налоги на доход и
недвижимость в подавляющем большинстве поступают в местные бюджеты, а в
центре аккумулируются лишь специальные целевые поступления со строго
определенными направлениями их расходования. Разграничение полномочий
центра и местных бюджетов основывается, с одной стороны, на обеспечении
целевого финансирования приоритетных социально-экономических и
структурно-воспроизводственных программ общегосударственной,
общенациональной значимости, с другой – на поддержании автономности,
независимости отдельных территорий и максимальной ориентации их
финансовой политики на удовлетворение местных, региональных
потребностей.
Характерная черта бюджетной налоговой системы Швеции – ее социальная
направленность. 60% всех расходов бюджета используется на
здравоохранение, социальное обеспечение, образование и культуру. В
результате сегодня в стране выравнены текущие доходы населения;
обеспечен высокий уровень социального обеспечения граждан, особенно
пенсионеров, инвалидов; высока экспортная способность шведских компаний;
они занимают прочное место на мировом рынке. Удельный вес Швеции в мире
по численности занятого населения составляет –0,2%, по расходам на
научно-технические разработки – 1,5%, по объему производства продукции –
1%, в том числе машиностроения – 2%, по экспорту машиностроительной
продукции – 3%.
Используя механизм бюджетного перераспределения доходов, государство не
столько способствует снижению степени неравенства уровней доходности
различных групп населения, сколько выравниванию уровней текущего
потребления. Особенность заключается в том, что центром решения
социальных проблем является направление ресурсов на повышение занятости
населения. Из них ? расходуется на активную политику на рынке труда и
лишь ? на выплату пособий безработным, в то время как в других странах
меры в этой области сводятся к оказанию материальной помощи безработным
в форме пособий. В результате проведения активной государственной
политики в области рынка труда в Швеции самая высокая в мире занятость
трудоспособного населения (83-84%) и самый низкий уровень безработицы
(1.6%).
Но, несмотря на достижения 80-х годов в шведской экономике намечались
некоторые негативные тенденции. Темпы роста инфляции оказались на 2%
выше, чем в странах – основных конкурентах Швеции на мировом рынке.
Резко подскочили затраты на рабочую силу, возрос дефицит платежного
баланса по текущим операциям. В то же время по темпам роста ВНП и
производительности труда Швеция заметно отставала от средних показателей
других государств. Нарастал процесс укачки капитала за границу. В 1988
году зарубежные инвестиции превысили объем вложений в национальную
промышленность. Многие секторы шведской экономики и непроизводственной
сферы испытывали нехватку рабочей силы.
Эти отрицательные явления объясняются рядом причин, среди которых не
последнюю роль сыграли особенности налоговой политики. Как уже было
сказано, налоговая система в Швеции гораздо сильнее, чем в других
странах, ориентирована на решение социальных задач. Во-первых, она
аккумулирует в руках государств средства, необходимые для финансирования
политики обеспечения полной занятости и широко развитой системы
социальных гарантий. Во-вторых, прогрессивное налогообложение высоких
доходов должно было обеспечить выравнивание уровня жизни различных слоев
населения, что является одним из программных тезисов правящей
социал-демократической рабочей партии. Занимая по уровню личного
потребления на душу населения с учетом предоставляемых бесплатно благ
третье место после США и Канады, Швеция демонстрирует наименьшую
дифференциацию между низшим и высшим уровнем потребления.
Реализация ряда экономических и социальных программ потребовала
дополнительных денежных средств и, в конечном счете, вызвала
существенный рост государственных расходов и соответственно – усиление
налогового пресса, что серьезно обострило финансовую обстановку в
стране. Масштабность участия государства в перераспределительном
процессе – особенность шведской финансовой системы по сравнению с
другими странами. Через государственный бюджет в Швеции в 80-е годы
распределялось 66-68% национального дохода, в то время как в странах
Западной Европы только 54%, а в Японии и США всего 33-35%.
Возросшие потребности государства в денежных средствах в связи с
расширением его функций не могли не вызвать усиления фискальной функции
налогов за счет как расширения налоговой базы ранее установленных
налогов, так и введения новых форм прямого и косвенного налогообложения.
В середине 80-х годов общий уровень налогообложения достиг 50% ВНП, что
гораздо выше соответствующего показателя в других странах: США – 29%,
Японии – 27%, ФРГ - 28%, Англии – 39%, Франции – 45%. К этому времени в
Швеции сложилась разветвленная налоговая система, охватывающая доходы
практически от всех видов деятельности физических и юридических лиц, а
также принадлежащее налогоплательщикам имущество, в какой бы форме оно
не выступало. В 1989 году суммарные поступления от налогов составили
уже 56% ВНП против 41% в среднем по странам ЕЭС, причем этот разрыв за
последние два десятилетия заметно увеличился – с 9,3 до 15%.
Наибольший удельный вес в структуре налогов занимает подоходный налог –
19% ВНП, взносы на социальное страхование предпринимателей – 13%, акцизы
и налоги на потребление соответственно – 5 и 7%, налог с корпораций – 2%
ВНП.
Система налогообложения доходов частных лиц и капитала была крайне
неоднородна и предусматривала дифференцированное налогообложение
финансовых поступлений от имущества разного типа. Так, налог на
банковские депозиты и доходы по облигациям был чрезвычайно большим.
Дивиденды, полученные по котирующим акциям, облагались налогом по
высоким ставкам, тогда как доходы от прироста рыночной стоимости этих
же акций – по очень низкой. Действовало правило, согласно которому 100%
дохода от прироста рыночной стоимости акций в случае их продажи
облагались налогом, если акции находились в собственности менее двух
лет, 40% дохода, если срок владения превышал два года.
С 1 января 1991 года в Швеции вступила в силу новая система
налогообложения, одобренная парламентом страны в июне 1990 года.
Подготовка налоговой реформы заняла несколько лет и на последнем этапе в
основном велась в четырех специальных комитетах, занимавшихся
налогообложением доходов частных лиц, доходов корпораций, косвенными
доходами и корректировкой налоговой системы с учетом инфляции.
Основными целями проведенной налоговой реформы были следующие:
содействовать экономическому росту и повышению национального
благосостояния за счет стимулирования трудовой активности, повышения
мобильности на рынке труда и капитала;
создать условия для роста заработной платы без существенного увеличения
инфляции;
снизить налоговое бремя для всех категорий трудящихся при сохранении
общего объема поступлений в государственный и местный бюджет,
достаточного для поддержания высокого уровня социальной защищенности
населения;
создать условия для равного налогообложения непосредственного трудового
дохода и различных категорий дохода на капитал;
ограничить рост потребления за счет заемных средств и стимулировать
накопление;
ограничить возможности высокооплачиваемых слоев населения уклоняться от
уплаты налогов путем “налогового планирования” и обеспечить равное
налогообложение лиц с равным уровнем доходов;
гармонизировать национальную налоговую систему с налоговыми системами
стран, входящих в ОЭСР, и прежде всего членов ЕС.
С января 1991 года почти 80% трудящихся, имеющих годовую зарплату менее
170 тыс. крон, прекратили выплачивать государственный и платят только
коммунальный (местный) налог. Для доходов более 170 тыс.крон
устанавливается ставка государственного подоходного налога в размере
20%. Таким образом, для лиц со “сверхдоходами” максимальная ставка
подоходного налога снизилась с 72 до 50%, для среднеоплачиваемых
работников – с 40 до 30%, а для малооплачиваемых групп (с доходом менее
90 тыс.крон) благодаря сохранению необлагаемых налогом пособий
фактическая ставка подоходного налога составляет менее 24%.
Реформа системы косвенных налогов в основном свелась к незначительному
повышению размера налога на добавленную стоимость и расширению выбора
товаров и услуг, попадающих под этот вид налогообложения. В
дореформенный период этот налог, составляющий 23,46% номинальной цены,
охватывал около 70% объема личного потребления. Теперь он распространен
на энергию, услуги парикмахерских, салонов красоты, контор по
управлению недвижимостью, использование средств связи и т.д., что должно
увеличить поступления в бюджет на 20 млрд. крон.
Налог на прибыль акционерных компаний снижен с 57 до 30%. Ограничены
возможности вывода из-под налогообложения средств на уплату процентов и
вознаграждение акционерам. Отменена корректировка размера
налогооблагаемого дохода корпораций на основе переоценки стоимости
товарно-материальных запасов. Выравнены налоговые условия финансирования
капиталовложений за счет собственных и заемных средств. Корпорации
получили право направлять часть прибыли в так называемый специальный
заемный фонд выравнивания налогов, формируемый в зависимости от размера
акционерного капитала.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как
смешанная экономика. В ее основе лежат рыночные отношения на
конкурентных началах с активным использованием государственного
регулирования, что составляет экономический базис шведской модели. Под
смешанной экономикой понимается сочетание, соотношение и взаимодействие
основных форм собственности в капиталистическом рыночном хозяйстве
Швеции: частной, государственной и кооперативной.
Важнейшая роль государственного сектора в Швеции – аккумуляция и
перераспределение значительных денежных средств на социальные и
экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный
сектор имеет два уровня владельцев: центральное правительство и местные
(коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в
коммунальную форму собственности.
Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия.
Особенностью Швеции является наибольшая разница в размерах среди
развитых капиталистических стран. Под государственной собственностью
принято понимать предприятия, принадлежащие государству полностью или
частично (смешанная собственность). Удельный вес государственной
собственности в Швеции весьма низок. Напротив, по размеру
государственного сектора, который можно охарактеризовать как объем
вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает среди
развитых капиталистических стран первое место.
Коммунальная собственность весьма ограниченна и по закону разрешена в
сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.
Государственная собственность принимает форму либо акционерных компаний,
либо государственных предприятий. Последние – принадлежащие государству
компании со значительной свободой действия в вопросах финансов и
занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они
должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.
В середине 1982 года на денежный рынок Швеции был введен новый
краткосрочный государственный инструмент – векселя государственного
долга. За первые 6 месяцев объем торговли достиг 37 млрд крон, и этот
инструмент для финансирования государственного заимствования привлек
широкий спектр инвесторов среди нефинансовых компаний и институтов рынка
капиталов.
†††
В последние годы увеличилась и доля выплат по процентам по
государственному долгу Швеции: с 7% в 1980 году до 9% в 1989 году (58
млрд. крон). Правда, государственный долг стал снижаться (за
1986-1989гг. – с 631 до 600 млрд. крон, в том числе иностранный – со 126
до 95 млрд. крон) в связи с исчезновением дефицита бюджета. Если в 1982
году он составлял 13% ВВП (87 млрд. крон), то в 1988 году было активное
сальдо (впервые с 1962г).
Основная часть коммунальных расходов приходится на здравоохранение и
социальные услуги, охрану окружающей среды (около 30%), образование
(около 21%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%),
досуг и культуру, транспорт и связь (по 5%).
Основные сферы расходов ландстингов – здравоохранение, некоторые формы
образования, помощь инвалидам и поддержка сельского хозяйства,
промышленности и торговли. На здравоохранение приходится 75% всех
расходов.
Основа шведской системы социального страхования – различные виды
социальных пообий, которые также являются важным инструментом политики
распределения. В 1988 году переводы из сектора социального страхования
домашним хозяйствам составили 109 млрд крон, в том числе более 50% -
пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования доостигли 134
млрд крон.
Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное. Различные
части государственного сектора имеют собственные источники доходов.
Кроме того, ландстинги, коммуны и сектор социального страхования
получают дотации в основном от центрального правительства. Для
последнего основной источник доходов – косвенные налоги.
В 1988 году налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные
государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального
правительства (все доходоы – 378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют
косвенные налоги, 15% - взносы на социальное страхование.
Для местных властей основной источник финансирования (60%) – подоходные
налоги. Государственные трансферты коммунам в 1988 году составили 67
млрд крон, что соответствует 25% доходов коммун (270 млрд крон), и
являются дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь
налогообложения, помощью и субсидиями на инвестиции.
В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на
социальное страхование – основной источник доходов (всего 162 млрд
крон), составивший 97 млрд. крон, или 60% в 1988 году.Доходы по
процентам Всеобщего Пенсионного Фонда составили 35 млрд крон.
Суммарные доходы государственного сектора в 1988 году составили 706 млрд
крон, которые на 64% состояли из налогов, а активное сальдо
государственного сектора – 39 млрд крон. Бюджет коммун вселся с
дефицитом в 6 млрд крон. Активное сальдо сектора социального страхования
– 28 млрд крон, а центрального правительства – 17 млрд крон. Таким
образом, активное сальдо всего государственного сектора составило 3%
ВВП, а его финансовое положение заметно улучшилось с 1982 года.
Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных
услугах, составляющх половину сферы услуг, доля государства – 92%, в том
числе в здравоохранении – 91,9%, образовании и НИОКР – 88,7%, социальном
страховании – 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится
49% занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний – 56%.
Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.
Этому способствуют, например, хорошее качество и низкие издержки на
такие важные государственные услуги, как транспорт и связь, система
образования. В этом четко видно взаимодействие частного и
государственного секторов: рст доходов от первого используется через
налоговые и другие поступления в государственный бюджет для увеличения
прежде всего государственных услуг населению и частным экономическим
агентам, что в свою очередь способствует эффективности всей экономики,
где основу составляет частный сектор.
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила
государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну
уникальной и в этой области: 1/3 самодеятельного населения занята в
государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно
высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы,
включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные
платжи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место
в мире. Можно охарактеризовать эту часть шведской модели как
социализацию основных потребностей, таких, как образование т
здравоохранение.
Социальное страхование составляет основной элемент шведской социальной
политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции,
как это подчеркивается в официальных документах, - обеспечить человека
экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи,
рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с
несчастными случаями и болезнями по производственной причине
(страхование от несчастных случаев на производстве) и безработицей
(страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными).
Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается
пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система страхования здоровья является прежде всего инструментом создания
большего социально-экономического равенства. Она дает возможность людям
с низкими доходами, нуждающимся в интенсивной медицинской помощи,
получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того,
система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент
государственного управления.
Система социального страхования финансируется из государственных и
местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не
по найиу, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных
фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей,
исчисляемые с суммы фонда заработной плат. Распределение средств ведется
через Конторы Социального Страхования.
В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной в
1960 году, был создан Всеобщий пенсионый фонд, целью которого было
возмещение ожидавшегося сокращения частных сбережений. Предприниматели
должны делать взносы в ВПФ за свох работников. Эти взносы в 1960 году
составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли до 12,25%. К 1988
году эта доля снизилась до 10,6%.
Поскольку взносы и доходы по процентам превышали выплаты средств из
фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 1988 году 310
млрд. крон. Поэтому ВПФ оказывает решающее воздействие на рынок
капиталов и держит около 1/3 общей суммы шведских облигаций. 52% средств
ВПФ размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные бумаги
центрального правительства и 15% в частные облигации.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат