« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Менеджмент (теория управления и организации) /


Версия для печати

Реферат: Как я вижу себя менеджером








РЕФЕРАТ



Предмет: современные концепции менеджмента

Тема: "Как я вижу себя менеджером?"



Санкт-Петербург

2002

Содержание:

1. Вводная часть

1.1. Понятие менеджмента

2. Менеджер и требования предъявляемые к нему

2.1 Важнейшая функция менеджера - умение управлять

людьми

2.2 Лидерские качества менеджера

3. Заключение

4. Список литературы



Понятие "менеджмент" в последнее время все чаще и чаще
уполтребляется в русском языке. Открываються "школы менеджеров",
создаються "клубы менеджеров", проводяться "семинары менеджеров", но
редко люди отдают себе отчет в том, что же именно скрывается за этим
словом.

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись в английском языке
еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они
постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с
которым менеджером является человек, организующий конкретную работу,
руководствуясь современными методами. В литературе менеджмент
определяется как управление производством, система методов, принципов,
средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых
странах для повышения эффективности производства или иной общественной
деятельности.

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране,

термины "менеджмент", "менеджер", быстро и прочно вошли в нашу жизнь
и наш словарный обиход, заменив такие термины, как "управление",
"управленческая деятельность", "руководитель", "директор". Хотя все эти
слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление
имеет более широкий смысл. Вообще, "управление" - это воздействие
управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему
(объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое
состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Но прежде чем говорить о менеджере и его функциях, надо

ввести понятие "менеджмента". Менеджмент - это самостоятельный вид
профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой
хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях,
определенных намеченных целей путем рационального использования
материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и
методов экономического механизма менеджмента.



Мне кажется, в работе руководителя много привлекательных сторон: она
предоставляет большие возможности для развития личности, придает
человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру
приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических
ситуаций и неопределенных перспектив.

В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко
выраженными диктаторскими замашками, поскольку рабочие были в
большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и
наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение.

В этих условиях формула действий управляющего была: <бизнес - есть
бизнес, работай, не рассуждая>.

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а
поощрять, изменились и требования к управляющим.. Главным их
достоинством стала способность играть роль главы семьи, который
по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: <твердость, но
справедливость >.

Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную
экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто ужиться с
людьми было не достаточно -- взаимодействие нужно было обеспечить
надежной материальной базой, которую создавал надежный бесперебойный
сбыт товаров. Это потребовало от менеджера еще и маклерских
способностей.

И наконец , сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное
управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у
руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе
взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и
политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный
управляющий, поэтому глава корпорации становился
менеджером-организатором, основная обязанность которого -
координировать деятельность группы менеджеров.

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких
ролях.

Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим
коллективом людей.

Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных,
используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, это -- дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и
властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, это -- воспитатель, обладающий высокими нравственными
качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в
нужное русло.

В-пятых, это -- просто человек, обладающий высокими знаниями и
способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и
в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях
образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций,
среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и
своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж
подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и
оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире
бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и
предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции
подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и
прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение
форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Я думаю,чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом.
Быть психологом - значит знать, понимать людей и отвечать им
взаимностью. Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором,
и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и
человеком, умеющим слушать других...и это только для начала.Он должен
знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и
возможности выполнения конкретной поручаемой им работы.

Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и
работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе,
устранять неспособных с целью удержания единства и правильности
функционирования фирмы.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача
менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной
работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего
менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится
сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров,
необходимость выполнения работы с необходимостью

найти время для обучения, производственные интересы с человеческими
потребностями подчиненных.



Нельзя обозначить лидерство какой-то формулой. Это искусс-

тво, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от

природы. Другие - обучаются этому. А третьи никогда этого не

постигают.

В конце концов каждый находит свой стиль. Один динамичен,

обаятелен, способен воодушевлять других. Другой спокоен, сдержан в речи
и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью
- внушать к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась
быстро и качественно.

Лидер предан своей фирме, он не принижает свою фирму в гла-

зах сотрудников и не унижает своих сотрудников в глазах руко-

водства фирмы.

Лидер должен быть оптимистом. Оптимист всегда охотно выслушивает
других и их идеи, потому что он всегда ждет хороших новостей.
Пессимист слушает как можно меньше потому, что ожидает плохих
новостей. Оптимист думает, что люди по преимуществу готовы прийти на
помощь, обладают творческим началом,стремятся к созиданию. Пессимист
считает, что они ленивы, строптивы и от их мало прока. Интересно,
что оба подхода обычно оказывются правильными.

Лидер любит людей. Если работа менеджера состоит в управле-

нии людьми, как он может выполнять ее хорошо, если не любит людей.
Лучшие лидеры заботятся о своих сотрудниках. Их интересует, что делают
другие. Лучшие лидеры человечны, они отдают себе отчет в собственных
слабостях, что делает их терпимее к слабостям других.

Лидер должен быть смелым. Он всегда попытается найти новый способ
выполнить задачу только потому, что этот способ лучше. Но он никогда не
делает это необоснованным. Если он разрешит кому-то провести
эксперимент и тот окончится неудачей, то он не возложит вину на него
и не потеряет в него веру.

Руководитель должен быть решительным. Лидер всегда готов

принимать решения. Когда есть вся необходимая информация правильное
решение лежит на поверхности. Труднее, когда известны не все исходные
данные, а решение все равно необходимо принять. Требуется настоящая
смелость, чтобы принять решение и сознавать при этом, что оно может
быть ошибочным.

Лидер тактичен и внимателен. Основной принцип: критиковать
работу,а не человека, ее выполняющего.

Справедливость - тоже важная черта лидера. Например, если

сотрудник получает надбавку, а он ничего не сделал, чтобы ее

заслужить, у Вас, вероятно появится десяток недовольных. Когда

подчиненный совершает ошибку, ему нужно указать на нее, он должен ее
признать, а потом надо забыть об этом.

Лидер всегда честен. Быть честным по отношению к руководству - это
говорить вышестоящим менеджерам то, что им, возможно, не всегда
приятно слышать. Быть честным по отношению к подчиненным - это говорить
когда они правы, и когда они неправы. Быть честным - это умение
признавать свои ошибки. Не всегда легко сказать правду, не ущемив
чувства других и не показавшись бестактным, но честность в интересах
общего блага - фирмы и ее сотрудников -всегда должна быть превыше
всего.

Лидер должен быть наставником. Он помогает своим подчиненным
развивать в себе уверенность, любовь к людям, честолюбие, энтузиазм,
честность, уравновешенность и решительность.

Лидер уверен в себе. Уверенность в себе без заносчивости,

вера в свои силы без высокомерия - вот отличительные черты сильного
лидера.

Работа менеджера чрезвычайно тяжела, и поэтому одним из его важнейших
личных качеств должно быть хорошее здоровье, которое помогает быть
энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно
справляться со стрессами. Силы и энергию необходимо поэтому рационально
распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха,
но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от
времени разрушать привычные образцы действий, ибо когда потребуется
рывок, разомлевший руководитель на него уже не будет способен.

Однако одного физического здоровья менеджеру не достаточно. Он должен
быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит
всех сваливающихся на его голову перегрузок.

Поэтому нужно загодя формировать у себя положительные эмоции:
сопереживание, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее
активность, заинтересованность и любознательность, помогающую
продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность,
добавляющую солидности.

Принятие управленческих решений требует от менеджеров не только
квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и
готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними,
не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном
пути любого менеджера.

Современный менеджер должен активно бороться с собственными
недостатками, формировать у себя положительное отношение к жизни и
работе, создавать "здоровое" окружение путем выдвижения и обучения
людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться
потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение
к ним платят, наоборот, признанием и благодарностью.

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру --
профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний
и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это
культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная,
психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего
современного руководителя отличает хорошее знание действительности как
внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения,
умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны,
быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания
умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать
ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы,
принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много
и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность
сотрудников к работе. Для этого необходимо правильно поощрять людей,
превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру,
отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения
проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей
привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться
определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать
реализации их в жизнь.

Но самое главное, на мой взгляд, менеджер должен обладать умением
руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть
готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих
служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства,
побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся
помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер
должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и
нетерпимостью ко всему ,что препятствует успешному решению стоящих перед
ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать
менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково
эффективно действующего в любой ситуации.



В любом случае, к менеджеру предъявляются большие требования,
которые хороший менеджер сможет удовлетворить только, если он будет
постоянно совершенствоваться,

ведь пределам мастерства нет.

Хотя признание личного ограничения - это сама по себе движу-

щая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обуче-

ние, чтоб углубить свое понимание, приобрести новые навыки и

подходы. Значительные изменения личности предполагают уверенность в
себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все
по-новому. Задача менеджера - найти способ проанализировать свои
подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать
по-иному. Каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем
можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не
познает это самостоятельно.





Список литературы:

1) И.Н.Герчикова "Менеджмент" , М-1994 ,издательское объединение
"Юнити"

2) Ниссинен, Иоуко, Воутилайнен, Ээро "Время руководителя:

эффективность использования".

3) Веснин В.Р. Менеджмент для всех . - М.: Знание, 1994. - 173 с

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат