К вопросу планирования и технологии проведения
личностно-ориентированного занятия.
В начале давайте честно признаемся друг другу, что хотя современные
занятия в детском саду стали более гибкими по целям и задачам,
вариативным по формам и методам проведения и так далее, но все же их
далеко не всегда можно считать личностно-ориентированными. Часто мы под
личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное
отношение к детям, видя свою задачу, прежде всего в том, чтобы создать,
эмоционально-положительный настрой группы на работу. Широко используются
различные формы “занятий с увлечением”, насыщенные играми и
самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает
занятие более интересным, привлекательным, более результативным, но еще
не дает основания считать его личностно-ориентированным.
Для последнего недостаточно создать в группе
благожелательную творческую атмосферу. Суть личностно-ориентированной
педагогики заключается в постоянном общении к субъективному опыту детей,
к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом –
признание самобытности и уникальности каждого малыша. При этом от
педагога требуется пересмотр ряда привычных профессиональных позиций.
Опора на субъективный опыт ребенка.
Педагог сообщает детям знания в строгой, логической
последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на
субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления,
индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие
восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В процессе общения на занятия происходит не только
одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс.
Ребенок должен иметь возможность максимально использовать
свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не
просто безоговорочно принимать (“усваивать”) все, что сообщает ему
педагог.
В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные
партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы
раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с
задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового
содержания.
Педагог должен продумать не только то, какой материал он
будет сообщать, но и то, какие возможны переклички этого материала с
личным опытом детей. При организации личностно-ориентированного занятия
профессиональная позиция состоит в заведомо уважительном отношении к
любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.
Нужно подумать, как обсуждать детские “версии” не в
жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном
диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть “услышанными”
взрослым.
Знание психофизических особенностей.
Обычно, готовясь к занятию, педагог подбирает дидактический
материал, позволяющий ему использовать задания разной степени трудности.
Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному
занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений
каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором
дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одними тем же
содержанием, предусмотренным программным требованиям, но передавать его
при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением,
рисунком, предметным изображением и так далее.
Конечно, ребенку надо предоставить возможность проявить
индивидуальную избирательность в работе с материалом. Классификация
дидактического материала, подбор и использование его в ходе занятия
требуют особой подготовки, и прежде всего знания психофизических
особенностей детей, умения выявлять и продуктивно их использовать в
процессе усвоения.
В роли равноправных партнеров.
Не менее важны сценарий занятия и его “режиссура”. Общение на
занятиях должно быть построено таким образом, чтобы ребенок мог сам
выбирать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме –
и тем самым наиболее проявить себя. Для этого воспитателю следует
относить все информационные методы работы на занятии (установочные,
содержательные, инструктивные)- к фронтальным, а все формы
самостоятельной или парной работы – к индивидуальным. Это требует учета
не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно -
потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе
занятия. Поэтому-то при подготовке к занятию надо заранее спроектировать
все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы
сотрудничества между партнерами по познанию.
4. Рекомендации к подготовке занятия.
Разработка гибкого плана включает в себя.
Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов
занятия.
Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет
выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, в виду и
форме познания.
Планирование разных форм организация работы (соотношение фронтальной,
индивидуальной, самостоятельной работы).
Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий
(дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих
заданий).
Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе
занятия:
Использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога ) с
учетом их личностных особенностей и требований к межгрупповому
взаимодействию;
Проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их
личностных особенностей и требований к межгрупповому взаимодействию;
Использование содержания субъектного опыта всех участников занятия в
диалоге “ребенок - педагог“ и “ребенок - дети“.
Планирование результативности занятия предусматривает:
обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности.
анализ результатов групповой и индивидуальной работы
внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
5. Рекомендации к проведению занятия.
Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы
детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно
предложенной темы.
Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе
всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться.
Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные
способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия
способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее
оптимальные и рациональные из них.
Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому
выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую,
условно-символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют
каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность
к способам работы.
Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели),
но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели
выполнить еще раз, а что сделать по другому.
Итак, подчеркнем основные особенности личностно-ориентированных занятий
с детьми:
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы,
определение цели, места и времени его использования.
Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.
Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.
Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их
активности и инициативы.
Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и
мнениями.
Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.
Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.
Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания
информации о мире.
Использование личного опыта каждого ребенка.
Создание по ходу занятия «трудных ситуаций», как возможностей применить
новые знания.
Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения
утомляемости детей.
Основные критерии анализа личностно-орентированного занятия.
Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального
настроя на работу.
Сообщение старшим дошкольникам не темы, но и целей, форм работы.
Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов
занятия.
Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения
деятельности.
Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять
личностную избирательность.
Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе
занятия.
Преобладающая форма общения: диалог, полилог.
Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа,
коллективное решение творческих задач, анализ).
Статья подготовлена по материалам журнала «Директор школы»
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат