« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Религия /


Версия для печати

Реферат: Буддизм


Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых
распростране

нных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно
регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния
Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его
последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем
количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в
Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым
мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм,
Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых
религий - результат длительного развития политических, экономических и
культурных контактов между различными странами и народами.
Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им
перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному
шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в
единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет
в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи
многочисленным богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической
среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов.
Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К
ним мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен
Буддизм, его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс
формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма
является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой
легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником
и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После
семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает
правильный жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”,
“достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет.
Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование
человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара -
круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого
круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из
“колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”), состояния
отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от
желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший
желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной
корзине”) - своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в
частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и
ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное
строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных
канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего
существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по
степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три
разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая
область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная
материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая
переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания -
рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а
воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень - арупалока - отрешен от формы и от
телесного материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание
единства личности. Каждая личность представлена, как скопление
“изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из
пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания.
Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в
первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на
отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась
воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем
образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение
круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный
покой - это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в
буддистском представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в
себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе
личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом
достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по
средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом
жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что
лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально
означает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный вид
перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются
кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках,
помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из
круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма
определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение.
Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив
в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи,
собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов ( 253
запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от
убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение
супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области
индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного
поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир
с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило
дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и
“дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает
центральное место и это делает его в большей степени этическим,
философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме
носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и
хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к
трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные
монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая
повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано
прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в
отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом,
признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается
достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из
возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян,
причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на
вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в
отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы
Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится
высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые
действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна
полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно
отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав -
индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение
конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим,
необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир
призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом
является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с
рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам -
культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу
Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность:
были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться
жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный
упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к
XII - XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего
возникновения, переместившись в другие районы Азии, где
трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких
разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился
Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название
происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) - монах в
ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -
воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом
высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при
этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему
достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал
ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом
Буддизме не было образа верховного Бога - творца, то здесь он появляется
в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших
воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место
нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все
требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его
ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской
картины мира имеет известное значение верование в существование
неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит
сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.



В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском
регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на
общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде
руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где
сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно
сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.
Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений,
которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.
Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь..
Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным
Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель
управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском
дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде.

Реферат на тему “Буддизм”

Введение:

Буддизм - одна из трех мировых религий.

Основная часть:

Появление Буддизма.

Основные положения и постулаты

Отношение к земной жизни

Махаяна и Хинаяна - основные ветви Буддизма

Ламаизм.

Заключение:

Буддизм в современном мире.

Литература:

1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.

2. Научный атеизм М.,Политиздат,1973.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат