Реферат: Программа социологического исследования о факторах, влияющих на выбор формы (платная или бесплатная) обучения абитуриентами
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ
Программа социологического исследования о факторах, влияющих на
выбор формы ( платная или бесплатная ) обучения абитуриентами
студента 1У курса МО
7 академической группы
Землянского А.А.
научный руководитель
семинарских занятий
Чураков А.Н.
МОСКВА, 1998г
Методологическая часть.
1.1. Обоснование проблемы исследования.
Многообразие форм и типов обучения приводит к сильной дифференциации
навыков и знаний выпускников различных учебных заведений одного уровня
образования и профиля. Также существенные различия во внутренних
требованиях к подготовке, сдаче предметов в разных учебных заведениях.
Все это обуславливает большие различия в уровне подготовке специалистов
- выпускников данных учебных заведений.
Желательно знать процентное соотношение абитуриентов поступающих на
данную форму обучения, чтобы минимизировать свои усилия при учебе и
получить диплом. И при значительном количестве таких лиц выработать
рекомендации по отбору студентов, уменьшающие количество абитуриентов
данной категории. Рекомендации также направлены и организациям,
контролирующим учебные заведения с платной формой обучения.
1.2. Цель исследования.
Разработать практические рекомендации приемным комиссиям для
формирования критериев отбора студентов при поступлении в учебное
заведение. Эти рекомендации должны обеспечить максимальный уровень
заинтересованности отобранных абитуриентов к получению знаний. Также
выявить направления, по которым следует совершенствовать работу учебным
заведениям с бесплатной формой обучения.
1.3. Объект и предмет исследования.
Объект исследования - абитуриенты учебных заведений.
Предмет исследования - причины, побуждающие абитуриентов выбрать ту или
иную форму обучения (платную или бесплатную).
1.4. Логический анализ основных понятий.
Образование - совокупность знаний , полученных в учебном заведении
(высшее образование, среднее техническое, среднее специальное, среднее,
неполное среднее).
Абитуриент - человек, желающий продолжить обучение, который имеет
свободу выбора специальности, учебного заведения и формы обучения.
1.5. Гипотеза исследования.
Абитуриенты выбирают платную форму обучения руководствуясь, главным
образом:
надеждой на более высокий уровень подготовки преподавателей и на лучшее
техническое оснащение процесса учебы;
стремлением минимизировать затрачиваемые усилия в процессе учебы,
независимо от уровня и качества получаемых знаний;
желанием сведения риска непоступления к нулю;
соображениями престижа.
1.6. Задачи исследования.
Расставить приоритеты факторам, влияющим на выбор абитуриентами формы
обучения (платной или бесплатной).
Методическая часть.
2.1. Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность - абитуриенты. Так как исследуемая совокупность
состоит из большого числа единиц, то сделаем выборку, которая будет
состоять из 60 абитуриентов, поступающих в различные учебные заведения
на платную форму обучения.
2.2. Методы сбора первичной социологической информации.
Для сбора первичной социологической информации применяется метод
анкетного опроса.
Инструментарий.
1. Анкета (на каждого абитуриента).
2. Инструкция к заполнению анкеты.
Инструкция к заполнению анкеты.
Уважаемые абитуриенты! В каждом вопросе данной анкеты Вы можете выбрать
не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта. В вопросе №3 Вы
можете вписать свой вариант ответа. Если Вы затрудняетесь ответить на
какой-нибудь вопрос данной анкеты, обращайтесь, пожалуйста, к
консультанту, давшему Вам анкету. В том случае, если Вы уже являетесь
студентом и Вам предложили заполнить эту анкету, то ответьте на вопросы
так, как Вы думали до поступлении в ВУЗ, либо отдайте анкету знакомому
абитуриенту.
СПАСИБО.
Вид анкеты.
Какое вы получили образование:
а) Неполное среднее
б) Среднее
в) Среднее специальное
г) Высшее
2. Как, по вашему мнению, полученные знания после окончания учебного
заведения будут определять ваш доход и престиж:
а) Будут иметь решающее значение
б) Будут оказывать весомое влияние
в) Будут оказывать слабое влияние
г) Не будут оказывать никакого влияния
3. Вы считаете, что качество подготовки преподавателей определяется:
В соответствии с собранными статистическими данными 88 % ( см.
пункт 5 ) абитуриентов выбирают платную форму обучения потому, что
поступить в платный ВУЗ или на платное отделение какого-то института
легче, чем на бесплатное. 83 % ( см. пункт 7 ) опрошенных абитуриентов
считают, что учится на платной форме обучения легче, чем на бесплатной.
Первая гипотеза исследования о том, что абитуриенты выбирают платную
форму обучения потому, что уровень подготовки преподавателей и
техническая оснащённость процесса учёбы выше, чем в бесплатных ВУЗах
частично подтвердилась: 52 % опрошенных считают, что техническая
оснащённость процесса учёбы выше в платных ВУЗах ( см. пункт 3 ), а вот
утвердительно сказать, что уровень подготовки преподавателей выше в
платных ВУЗах нельзя, т. к. лишь 13 % опрошенных считают, что от уровня
з/п зависит уровень подготовки преподавателей ( как известно
преподаватель платного учебного заведения получает больше, чем
преподаватель бесплатного ), 38 % опрошенных сказали, что уровень
подготовки преподавателя зависит от научной деятельности преподавателя,
27 % - от стажа работы, 22 % - от престижности заведения ( см. пункт
2 ). Следовательно, большая часть абитуриентов, выбравших платную форму
обучения, не рассчитывают на высокий уровень подготовки преподавателей.
Кроме того, 65 % абитуриентов сказали, что качество получаемого
образования выше на бесплатной форме обучения ( см. пункт 8 ). Значит,
выбирая платную форму обучения абитуриенты стремятся минимизировать
затрачиваемые усилия в процессе учёбы, независимо от уровня и качества
получаемых знаний: 83 % абитуриентов считают, что учится на платной
форме обучения легче, чем на бесплатной ( см. пункт 7 ) - вторая
гипотеза исследования полностью подтвердилась. Третья гипотеза
исследования подтвердилась, ведь для 54 % абитуриентов жизненно важно
поступить в ВУЗ в этом году ( см. пункт 6 ), а поступить на платную
форму обучения легче, чем на бесплатную, следовательно абитуриенты
выбирают платные ВУЗы для того чтобы свести риск не поступления к нулю.
Четвёртая гипотеза исследования не подтвердилась, т. к. 65 % опрошенных
не считают, что платное образование более престижно, чем бесплатное
( см. пункт 4 ).
Итак, в соответствии с полученными статистическими данными можно
сказать, что большая часть абитуриентов выбирают платную форму обучения,
руководствуясь тем, что поступить и учится в платном ВУЗе легче и тем,
что техническая оснащённость процесса обучения там выше.
Социологическое исследование показывает, что практически 80 %
абитуриентов выбирают платную форму обучения, чтобы минимизировать свои
усилия при поступлении в ВУЗ и в процессе учёбы, при этом 65 %
абитуриентов ( см. пункт 8 ) считают, что качество получаемого
образования выше на бесплатной форме обучения. 50 % абитуриентов,
имеющих среднее образование, 60 % абитуриентов, имеющих среднее
специальное образование, и 44 % абитуриентов, имеющих высшее
образование, считают, что полученные знания будут оказывать весомое
значение в их жизни при определении дохода и престижа. Поэтому, было бы
логично для всех платных учебных заведений ужесточить правила приёма
абитуриентов ( вместо общего собеседования проводить экзамены по всем
предметам необходимым для начала обучения по специальности ), процесс
обучения ( проводить как можно больше экзаменов в процессе учёбы, а не
зачётов ) и сдачи выпускных экзаменов ( приглашать на приём
выпускных экзаменов преподавателей из бесплатных ВУЗов, которые смогут
объективно оценить знания выпускника ). Таким образом им удастся резко
повысить уровень знаний выпускников и поднять свой престиж и уменьшить
количество абитуриентов, поступающих в платные ВУЗы или на платные
отделения бесплатных ВУЗов.
Литература.
Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. М., Высшая школа, 1989 г.
Платонов К.К. Обработка психологических данных. М., «Молодая
Гвардия»,1986г.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат