« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Социология /


Версия для печати

Реферат: Роль силы в ненасильственной борьбе




МГТУ имени Н.Э.Баумана



РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ :



“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “









Cтудент :

Группа :

Преподаватель : Волкова
И.В.

МОСКВА 1996 год.



- 2 -

Теория ненасилия

Термин ненасилие в последнее время становится всё более и
более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики
; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё
чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу
текущих социальных и политических событий . Причин этому
достаточно . Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и всё
возрастающим насилием , помимо осознания гибельности насилия во
имя любых целей , помимо авторитета мыслителей , общественных
деятелей , с которыми связываются идеи и практика ненасилия , да и
просто человеческой привлекательности философии ненасилия , в
быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и связанных с ним
ассоциаций кроется усталость от привычных слов , с помощью которых
принято выражать возвышенные этические идеи .

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех
народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать
, формой общественного развития , а наряду с этим существовали
упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся
на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении ,
неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ
ненасилия и состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит
тебя в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных
приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой
новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и
по Евангелию , и по Деяниям Апостолов известно , что
раннехристианская социально-этическая доктрина , имея в качестве
одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне
допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых
противников истинной веры или вероотступников . Только благодаря
реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься злому’’
приобрела тот смысл , который мы стараемся вычитать в ней
сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и это - одна из ряда
возможных интерпретаций евангельской заповеди .

В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -
ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных
культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы
полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в
культурах Востока , Запада и России.

Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще
гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,
полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей
составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’
Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и
конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец ,
земля - мать моя , и даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’
, находит себе место среди них . Все люди - мои братья и сёстры
, все существа - мои друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного
отношения ко всему живому является индийский джайнизм . ‘’ Книга
о хорошем поведении ‘’ из джайнского канона наставляет : ‘’
Причинение вреда земле подобно избиению , ранению и убийству
слепого ... Зная это , человек не должен грешить против земли или
позволять другим делать это ... Человек , который воздерживается
от причинения вреда даже ветру , знает о страданиях всех живых
существ ... Тот , кто знает , что плохо для него самого , знает ,
что плохо для других , и наоборот ... ‘’

- 3-

Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе
имело негативные последствия для судеб народов
Востока . Потому что

невыделенность человека из природы проектировалась на общество .
Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается
как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не
признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к
человеку допускается насилие со стороны государства . Об этом
ярко свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор
в индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек
рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности
социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -
императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия
во имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ .
Короче говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с
одной стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а
с другой стороны , - насильственная ориентация государства по
отношению к человеку .

На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная
с античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек
по отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе
управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из
природы , придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу ,
получив первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от
идеи индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому
времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с
традиционным обществом , тогда же возникают политологические
понятия ” Запад ” и

” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность
европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку
, ведёт к утверждению его

” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится
право на жизнь , на безопасность .

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада
помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу
нашего географического срединного положения , но и вследствие
ряда исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,
сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и
по отношению к природе , и

к человеку в обществе .

Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего
мира это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это
отказ от насилия , от стремления подавить , эксплуатировать ,
манипулировать или подчинить противостоящую сторону , признание её
равноценности и достоинства как партнёра диалога . Именно здесь
кроется исток поиска компромиссов , нахождения баланса сил и
обретения солидарности , мирного разрешения конфликтов , трудных
путей со-беседования и со-труднечества , со-гласия и со-ревнования
, со-страдания и со-чувствия , со-единения и со-средоточения . Жизнь
оказывается важнейшей этической ценностью . Отказ от идеологии
господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти , а
лишь от определённых форм осуществления власти - от авторитарно -
деспотических и репрессивно - насильственных механизмов её
реализации , вообще недопускающих ни самоорганизации , ни
самоуправления , ни свободы личности .

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?
Казалось бы ,

о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба
ненасильственная ) ,

- 4 -

однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна ,
но и занимает

в ней очень важное место .

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл
своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной
борьбе “.

В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,
достойных нашего приводится ниже .

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание
природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно
понять , если не принимать во внимание такого важного элемента ,
как сила .

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко
распространенными представлениями о то , что ненасильственное
действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в
политике , и что сторонники ненасильственных действий очень наивны
, ибо не видят в насилии источник политического могущества . Эти
представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в
политике и той роли , какую она играет в процессе
ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику
, которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а
не объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с
другими явлениями . Эта техника скорее использует социальные ,
психологические , экономические и политические методы воздействия
на оппонента ( согласно учению ненасилия , субъекта , против
действий или политики которого ведется борьба , следует не
называть врагом , противником , а оппонентом .Тем самым выражается
принципиальная готовность к взаимопониманию , диалогу ,
сотрудничеству ) . Она включает около 200 методов символического
протеста , социального несотрудничества , экономических бойкотов ,
трудовых забастовок , политического несотрудничества и мирного
вмешательства ( которое может варьироваться от сидячего протеста
до создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы
также именуются “ оружием “ ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от неё , но
не менее важными проявлениями религиозных и нравственных
убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако
гораздо чаще люди и движения , осуществлявшие практику
ненасильственной борьбы , не принимали в принципе обязательства
использовать только мирные средства . Они использовали насилие
прежде или готовы прибегнуть к нему при определённых
обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях
эти люди были готовы следовать благородной стратегии
ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей , хотя и
не были связаны обязательством использовать именно эти средства
в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой
стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном
конфликте .

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы
противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,
обычно обладает значительной административной , экономической ,
политической и военной мощью .

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой
государственный аппарат , который враждебен благополучию и
интересам широкого населения . Однако часто в качестве оппонента
выступает внегосударственное образование ,поддерживаемое
государственными структурами.

- 5 -

Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное
воздействие политического курса и действий группы , которая
рассматривается в качестве оппонента , могут быть названы “
притесняемой “ группой .Эта группа может

заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в
целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая
фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “
притесняемой ” группы , хотя количество людей и различных
социальных институтов , вовлечённых в эту борьбу , может широко
варьироваться .

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна
без внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется
здесь для обозначения всей совокупности различных видов
воздействия и давления ( включая санкции ), помогающих группе или
обществу сохранить себя , реализующих их политический

курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила
может измеряться соответствующей возможностью контролировать
ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать
людей и институты на определённое действие .Такого рода сила
может быть использована , чтобы дать возможность группе достичь
определённой цели ; осуществить или изменить политический курс ;
побудить других людей вести себя так , как того желают
обладатели силы ; сопротивляться или поддерживать существующую
систему , политику и отношения ; изменить или разрушить
существующую расстановку сил или институтов ; или совершенствовать
комбинацию всех этих факторов .

Политическая сила может находиться в руках правительств ,
государства , институтов , оппозиционных движений и других групп
.Она может быть использована непосредственно , но может быть и
резервной способностью ,

оказывая влияние лишь фактором своего существования .

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях ,
необходимо взглянуть на её природу и динамику , - как в группе
оппонентов , так и в группе ненасильственного действия .

Зависимость правителей

Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой
обладают отдельные индивиды и группы на высших уровнях
политического руководства и управления в любом правительстве (т.е.
те , кого мы для краткости называем

” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту
силу они получают извне , из общества , которым они управляют .

Главы правительств и политических систем не являются ни
всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство
правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от
сотрудничества населения и общественных институтов .

Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя
бы нескольких источников , таких как :

1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её
легитимность в глазах подданных.

2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих ,
сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их число
относительно всего населения , а также формы и устойчивость их
организаций .

3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей ,
их способность удовлетворять потребности правителей .

- 6 -

4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,
такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению ,
наличие или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство
долга.

5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые
ресурсы,

экономическая система , система связи и транспорта .

6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые
имеются в распоряжении правителей для применения их как против
подданных , так и в международных конфликтах .

Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые
или все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно
редко ( если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все
они даны полностью или полностью

отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от
сочетания этих источников .

Правители в большей мере зависят от повиновения и
сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,
подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое
соглашение , которое только и делает существование правительства
возможным . Эта потеря власти ведёт к

дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает
крайней степени , это угрожает самому существованию такого
правительства .

Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества
опасна для любого режима , потому что именно своим
сотрудничеством подданные способствуют функционированию и
увековечиванию существующей системы . Как экономическая , так и
политическая системы функционируют благодаря содействию многих
людей , организаций и малых групп , а правители зависят от их
сотрудничества и содействия . Чем более обширен и более
детализирован контроль правителей , тем более они нуждаются в
подобно содействии.

Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия ,
не только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и
т.п. , но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) ,
которые образуют систему в целом . Это могут быть министерства ,
организации , отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды ,
группы и институты могут отказаться от сотрудничества и могут
уклонится от оказания содействия , достаточного

для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им
возможность реализовывать свой политический курс .

Границы принуждения

Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества
и неповиновения правители не идут на значительные уступки , то
они должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь
обеспечить себе необходимое содействие и сотрудничество , правители
могут применять санкции ( или наказания ). Очень часто подобные
санкции возможны благодаря тому , что в то время как одна часть
населения отвергает существующую власть , другая часть остаётся
преданной и осуществляет её политический курс .

Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою
очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только
санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних
воздействий . К тому же сама способность правителей применять
санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере
зависит от помощи самих подданных , которая может быть ограничена
или прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а


- 7 -

явное проявление исполнительности людей и большое число
помощников . Однако все усилия добиться этого содействия путём
принуждения будут недостаточными , если власть правителей не будет
ограничена .

Санкции необходимы для поддержания политической власти
правителей - особенно в моменты кризисов . Однако эффективность
этих санкций зависит от

реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они
применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой
поступают на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности .
Даже в случае применения санкций , всегда существует возможность
выбора , проявления своей

воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда
люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и
не сделать этого .

В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и
это представляет серьёзную угрозу силе правителей .

Объединённое сопротивление

Наличие каждого из источников силы , кроме того связано
или непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности
, повиновения и содействия , которых правители должны добиться от
своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или
изолировать эти источники силы путём

уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и
повиновения .

Если силу правителей можно регулировать путём отказа от
помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение
должно быть широко распространены . К тому же , необходимо
поддерживать эти действия и перед лицом репрессий , направленных
на то , чтобы вынудить к покорности . Крупномасштабное
неповиновение и несотрудничество возможны лишь в том случае ,
если только пропадёт или уменьшится страх у подданных и если
только они будут готовы переносить любые санкции во имя перемен
. Такая акция станет политически значимой . Свобода действия
правителей обратно пропорциональна количеству неповинующихся
подданных , несотрудничающих институтов , а также степени
зависимости правителей от этих факторов . Следовательно , проблема
контроля над силой может быть решена путём изучения того , как
можно реализовывать и сохранять уклонение от сотрудничества .

Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения
сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда
конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в
зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только насилием и что победа неизбежно
достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,
является ошибочным . На самом деле главным является решимость не
повиноваться и способность к сопротивлению .

Такое понимание сущности политической власти может быть
реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического
правительства должно быть активно выражено в отказе от
сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или
массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а
управляемому большинству не хватает независимой организации , тогда
подданные обычно не способны на общую оппозицию .Они будут
бороться один на один . Эффективное действие , основанное на таком
понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом
неповиновении.

- 8 -

Структурные основы общества

Структурная основа общества существенным образом
предопределяет возможность граждан контролировать своих правителей
. Эта структура

выражается в существовании разнообразных общественных институтов ,
в которых и сконцентрирована политическая сила .

Формы и сущность этих органов политической силы меняются от
общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны
включать такие социальные группы и институты , как семья ,
социальные классы , религиозные и национальные группы ,
профессиональные и экономические группы , небольшие поселения и
деревни , города , провинции и регионы , органы местной администрации
, организации добровольцев и политические партии . Но чаще всего

эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально
признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут
быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в
противостоянии правителям.

Cтатус этих образований в качестве органов силы будет
определяться их способностью действовать независимо и
контролировать действенную силу других , т.е. правителей или
других органов власти и силы . И поэтому чрезвычайно важно их
количество , степень их централизации или децентрализации , принятые
в них процедуры выработки решений , степень их внутренней
прочности и жизнеобеспеченности .

Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно
определяют сферу и степень максимальной эффективности сил
правителя . Когда сила как бы разлита в обществе между различными
общественными институтами , власть правителей с большей
вероятностью будет подчиняться контролю и ограничениям , так как
подобные структуры дают возможность противостоять
правительственному влиянию . Подобная ситуация ассоциируется с
политической “свободой ”.Когда же , с другой стороны , органы силы
существенно ослаблены , подорваны , или путём различных ограничений
нарушено их независимое существование и автономия действий , тогда
сила правителей с большой вероятностью станет неконтролируемой .
Это ослабит или даже разрушит способность к общему противостоянию .
Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.

Потенциальная способность общества контролировать правителей
во многом зависит от условий , в которых действуют органы силы .
У общества , в котором существуют группы и институты , обладающие
значительной социальной силой и способные к независимому действию
, больше возможностей контролировать власть правителей и тем
самым противостоять тирании , чем у общества , в котором все
подданные одинаково бессильны , так как в нём не существует
структур , с помощью которых народ может действовать сообща для
достижения своих целей .

Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило
, только тогда , когда одновременно большое количество подданных (
или социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,
сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур
отказывать в поддержке источникам власти приобретает
первостепенное значение .



- 9 -



Таким образом возможность контроля за действиями правителей
со стороны негосударственных институтов общества будет
определяться следующими факторами : 1) желанием народа
контролировать эти силы ; 2) количеством независимых организаций и
институтов ; 3) степенью их независимости ; 4) характером источников
силы , контролируемых этими институтами ; 5) степенью

влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью
людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества
. Если все эти

факторы наличествует в достаточной степени , то общество может
выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а
может и совсем перекрыть их доступ к силе .

Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или
косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять
правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их
намерения .

Ослабление силы правителей

Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,
проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении
, они лишают своего оппонента элементарной поддержки и
сотрудничества , в которых нуждается любое правительство и
иерархическая система . Граждане могут неподчиняться законам ,
которые они отвергают . Рабочие могут прекратить работу , чем
парализуют экономику . Служащие могут отказаться исполнять
инструкции . Солдаты и полиция могут действовать пассивно при
проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться . Если люди и
институты делают это достаточно долго и интенсивно , правительство
или иерархическая система теряют силу . Люди , которые были “
правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за
того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее
политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима
уничтожается .

Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих
правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости
. Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию
действия . Людям необходимо знание техники , основанной на этом
понимании существа силы , включая специфические методы этой
техники , динамику развития , необходимые составляющие успеха и
принципов стратегии и тактики . Реализация этой техники должна
быть умелой . К этому относится и умение настаивать на своём ,
несмотря на репрессии . Нам необходимо более полное знание
техники ненасильственных действий - той техники , которая основана
на нашем понимании природы силы .

Система ненасильственных средств борьбы

Ненасильственное действие представляет собой совокупность
средств борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и
проведение “ битв”, нуждается в мудрой стратегии и тактике , в
мужестве своих ” солдат ”, дисциплине и способности к жертвам .
Чтобы победить , люди , стремящиеся к этому ненасильственным путём
, должны умело применять избранную ими тактику действия ,
осуществлять необходимые условия настолько эффективно , как только
они могут . Хотя бытует мнение , что достижение успеха
ненасильственным путём требует гораздо больше времени , чем
насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные
действия приводят к успеху в течении довольно быстрого срока .

- 10 -

Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать
как реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко
различаются три определённых класса ненасильственного оружия в
ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,
несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить

существующие социальные , экономические или политические отношения
и одновременно основательно изменить баланс сил .

Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом
символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке
убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством
кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации ,
пикетирование , расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и
митинги протеста .

Самая незначительная группа ненасильственных методов включает
несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в
намеренном

неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых
существующих отношениях - экономических , социальных или политических
. Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными
или незаконными .

Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1)
методы социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты );
2) методы экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на
экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического
несотрудничества ( также известные как политические бойкоты ) .
Умение групп ненасильственного действия владеть оружием
несотрудничества - социальным , экономическим или политическим
является чрезвычайно важным в динамике ненасильственной борьбы .

Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых
ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты
, сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,
утверждение новых социальных установок , альтернативные
экономические структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение
работы без сотрудничества , создание параллельного правительства .

Овладение силой

Ненасильственные действия прибегают к силе как для
противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .
Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на
источники силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как
более прямое действие , чем политическое насилие . Если ключевые
спорные вопросы носят в основном экономический характер , то и
сопротивление должно носить экономический характер . Если эти
вопросы являются в основном политическими и оппоненты требуют
политического сотрудничества от населения , то сопротивление может
быть политическим . Вместо нанесения непосредственного удара по
военным формированиям оппонентов , которые являются видимым
выражением их силы , ненасильственные санкции наносят удар
непосредственно по источнику этой силы : сотрудничеству и
повиновению . Например , массовые забастовки могут парализовать
экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить армию .

Технику ненасильственных действий можно также рассматривать
как более опосредованное , не прямое воздействие на силу
оппонента , чем это

- 11 -

осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций
оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать
свою возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается .
Например , провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями
, ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что
репрессии оппонента не в состоянии запугать население .
Продолжительное сопротивление наряду с

поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у
постоянных сторонников правителей отчуждение от них и , таким
образом , ослабить их .

Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может
очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того
, что насилию оппонента противостоят опосредованно .

На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,
применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во
внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя
лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и
знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .

Репрессии

Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть
слабым и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных
ситуациях иногда вызов может до основания разрушить эту ситуацию
.

Трудности , с которыми сталкивается оппонент , противодействуя
ненасильственным действиям , вызваны не только удивлением или
незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой и
механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния
и силы ненасильственных групп параллельно с ослаблением оппонента
.

Репрессии - наиболее вероятный ответ на протест . Они могут
быть использованы в виде цензуры , конфискации капиталов и
имущества , разрыва средств сообщения , экономического давления ,
арестов , заключения в тюрьму , принудительной мобилизации ,
концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы
наказания , избиений , пыток , убийств , введения военного положения ,
казней и актов мести .Масштаб и виды репрессий будут зависеть
от различных факторов . Так как репрессии в случае
ненасильственных действий могут быть неэффективными по отношению
к целям оппонента , то они могут быть более ограниченными , чем
те , которые применяются против восстания , использующего насилие ,
а также обычной или партизанской войны .

Вероятность репрессий является сильным доводом в пользу того
, что ненасильственное действие представляет реальную угрозу
установленному порядку , они косвенно подтверждают силу
ненасильственной техники . При этом репрессии и даже жестокости
не являются причиной для отказа от ненасильственных действий ,
как и военные действия противника - для отказа от какого-либо
военного сопротивления . Ненасильственное действие предназначено для
действия против оппонента , который способен и стремится
использовать ненасильственные санкции .

Ненасильственная дисциплина в действии

Вопреки ожидаемому , репрессии не будут неизбежно вызывать
покорность .

Чтобы санкции были эффективными , они должны воздействовать на
сознание подданных , порождая страх и готовность к повиновению .
Однако существует возможность , что расчёт и дисциплина , а также
отказ от лояльности

- 12 -

заставит группу ненасильственного действия сопротивляться вопреки
опасностям . Группа в этой ситуации нуждается в сохранении
ненасильственной дисциплины , в усилении контроля над оппонентом ,
в уменьшении насилия по отношении к самим себе ; это увеличит
её шансы на победу . Чтобы иметь максимальные шансы на успех ,
ненасильственная группа должна придерживаться избранной ею тактики
.

Крупномасштабное , решительное и умелое использование
ненасильственных действий вызовет у оппонентов очень специфические
проблемы , которые нарушат или расстроят эффективное использование
ими своих сил . Вызывая

репрессии со стороны оппонентов , группа ненасильственного действия
сможет разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить
их поддержку и ослабить власть .

Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если
у них есть сила , должны упорствовать и отказываться от
подчинения . Известны многочисленные исторические примеры стойкости
перед лицом превосходящего насилия групп , придерживающихся как
ненасильственных , так и насильственных методов борьбы .
Ненасильственная дисциплина также содействует процессу
политического “ джиу-джитсу”, который основательно может изменить

соотношение сил . Несмотря на цензуру , жестокости оппонентов могут
, в конечном счёте , стать известными , а репрессии скорее усилят
, нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие ,
использующееся в этих репрессиях , может оттолкнуть от правителей
тех , кто их поддерживал и активизировать участников
ненасильственного сопротивления .

Сохранение в ненасильственном движении дисциплины даже
перед лицом репрессий не является выражением моральной наивности
. Напротив , оно способствует успеху и является предпосылкой для
благоприятных изменений в распределении силы . Ненасильственной
дисциплиной можно пренебречь лишь в случае реального риска
потерпеть поражение .

Политическое джиу - джитсу

Продолжая использовать ненасилие в процессе борьбы ,
группа ненасильственного действия может улучшить свою позицию
несколькими путями.

Когда жестокости по отношению к сторонникам ненасилия усилятся ,
антинародный режим будет выглядеть жалким , а симпатия к
ненасильственной стороне возрастает . Значительная часть населения
может отшатнуться от режима и проявит большее желание вступить
в ряды сопротивляющихся . Третьи партии могут усилить поддержку
жертвам репрессий и активизировать противодействие по отношению к
насилию и политике режима . Хотя действенность национального и
международного общественного мнения различается , последнее может
ненасильственно поддержать сопротивляющихся и одновременно может
привести к значительному политическому и экономическому давлению .
Сторонники , агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями
по отношению к сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в
справедливости такой политики . Первоначальное беспокойство может
перерасти во внутренние разногласия и одновременно даже в
несотрудничество и непослушание в рядах правителей , что может
выразиться в забастовках и мятежах . Репрессии , направленные на
участников ненасильственного сопротивления , могут иметь обратное
действие на оппонента . Это и есть политическое ” джиу - джитсу” в
действии .

- 13 -

Перестановка сил

Технические приёмы ненасилия оказываются действенными в
значительной мере благодаря тому , что их применение ведёт к
изменению в балансе сил . Это результат действия нескольких
факторов . Процесс политического джиу-джитсу имеет очень
значительное влияние на возможный рост силы группы
ненасильственного действия и на возможность сокращения силы
оппонента .

Группа ненасильственного действия постоянно стремится к
росту своей силы . Это помогает увеличить поддержку и участие со
стороны более широких слоёв населения - так называемой “
притесняемой ” группы . Природа

ненасильственных действий делает возможным для сопротивляющихся
получить значительную помощь в третьих партиях и даже среди
сторонников оппонента.

Возможность приобретения такой поддержки намного превосходит ту ,
которая содержится в насильственной борьбе . Умение достигать
такой поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо и
косвенно влиять и одновременно регулировать силу оппонента ,
путём ослабления или разъединения источников силы . Пути
достижения этого всегда различны : во внутрисоциальных конфликтах
они будут иными , нежели в конфликтах с иностранными
оккупационными режимами , чья власть опирается на административный
аппарат и на агентов по принуждению , находящихся за пределами
страны .

Ненасильственная тактика , однако , может быть применена и в той
и в другой ситуации .

Число сопротивляющихся групп может поэтому различаться
внутри отдельно взятого конфликта . Порой количество населения и
число институтов , участвующих в борьбе , будет расти или
стремительно сокращаться . Аналогично этому , число сторонников
оппонента и степень официальной поддержки может до крайности
возрасти или уменьшится в период конфликта . На эти изменения ,
помимо других факторов , будут прямо или косвенно влиять
действия и поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение
сил будут влиять третьи партии , которые могут перейти с
позиции безразличия или нейтралитета к поддержек или
противодействию какой-либо из двух сторон .

Ход ненасильственной борьбы порождает и отражает изменения
возможностей силы каждой стороны и их относительную силу в
сравнении друг с другом . Сила каждой из этих групп может
постепенно , или же быстро и очень значительно измениться в ходе
борьбы . Но это вовсе не означает , что эти перемены имеют
аналогии , параллели в конфликтах , в которых обе стороны
используют насилие .

Результаты всего этого комплекса изменений будут определять и
конечный исход борьбы .

Четыре способа достижения изменений

Несмотря на различия между видами ненасильственных действий ,
можно выделить четыре основных ” механизма ” изменений , которые
происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2)
приспособление , 3) ненасильственное принуждение и 4) разрушение .

При обращении , в результате действий ненасильственной группы ,
оппонент принимает цели группы как приемлемые . Однако такое
изменение позиции оппонента происходит достаточно редко .

- 14 -

В случае приспособления , оппонента не обращают в свою веру и
не подвергают ненасильственному принуждению , однако элементы этих
способов или каждый в отдельности влияют на решение оппонента
пойти на уступки группе ненасильственных действий . В случае
приспособления оппонент удовлетворяет все или некоторые требования
без основательного изменения своего мнения по спорному вопросу .
Оппонент делает это вследствие того , что считает это лучшим ,
что он может сделать . Он может стремиться к тому , чтобы снять
внутренние разногласия , свести к минимуму потери , помочь избежать
значительных бедствий или сохранить свою репутацию .

Представляется , что это наиболее распространённый механизм
изменения позиции .

Приспособление является сходным с ненасильственным
принуждением и разрушением в том , что успех здесь основывается
на социальной , экономической или политической ситуации , а также
широких слоёв населения , а не на убеждении и обращении
оппонента . Базисное соотношение сил изменяется так же , как
меняется полная картина конфликта .

Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть
целей “притесняемой” группы и добиться успеха вопреки стремлениям
оппонента . Ненасильственные действия становятся средством
принуждения , когда борющиеся группы прямо или косвенно достигают
успеха на основе существенного лишения оппонента источников силы
. Ненасильственное принуждение может быть использовано тогда ,
когда воля оппонента блокирована . Это может произойти в
следующих случаях : 1) когда открытое

неповиновение становится настолько распространённым и массовым ,
что уже не может контролироваться репрессивным аппаратом ; 2)
когда система парализована или 3) когда способность оппонента
применять репрессии и полицию решительно пресечена благодаря
повсеместным мятежам солдат и полицейских , широкомасштабному
отказу от помощи со стороны бюрократии или массовому отступлению
властей и поддержке населения . Но при этом у оппонента
сохраняется некоторая сила и он продолжает существовать в
качестве органа , который может капитулировать или подвергнуться
принудительным изменениям .

Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники
силы правителей настолько разъединены или иссякли , что они
просто перестают существовать как группа . Даже чтобы принять
поражение , не остаётся никакого органа . Сила оппонента просто не
существует .

Изменения источников силы

Ненасильственное действие может снизить действенность
каждого из источников силы следующими путями :

!) Власть . Ненасильственный вызов оппонентам представляет собой
демонстрацию того , в какой степени их власть уже уменьшилась .
Борьба может способствовать отчуждению большинства людей от
правителей . иногда возможно перемещение доверия от оппонента к
другой власти , даже к параллельному правительству .

2) Человеческий фактор . Широко распространённые ненасильственные
действия могут также уменьшить или свести на нет людские
ресурсы путём уклонения от повиновения и сотрудничества основной
массы подданных , которые поддерживают и приводят в действие
систему . Наглядное количественное увеличение несотрудничающих ,
непослушных и действующих вызывающе членов

- 15 -

” притесняемой ” группы создаёт серьёзные проблемы правителям .

Отлив людей воздействует и на другие необходимые
источники силы

( навыки , знания и материальные ресурсы ) . Таким образом ,
правители начинают нуждаться в огромных силах в то самое время
, когда их способность к принуждению уменьшается . Если
сопротивление растёт параллельно с ослаблением силы оппонентов , в
конечном итоге режим может оказаться бессильным .

3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы людей обладают
специальными навыками или знаниями особой важности . Это -
специалисты-администраторы ,

официальные лица , специалисты , консультанты . Их отказ от
поддержки правителей непропорционально ослабляет власть . Не только
полный отказ

специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная
помощь может сыграть важную роль .

4) Скрытые факторы . Привычка к повиновению или лояльность по
отношению к властям угрожает масштабному ненасильственному
действию .

5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить
или дезорганизовать снабжение материальными ресурсами оппонентов :
контроль над экономической системой транспортом , средствами
сообщения ,финансами , сырьём и т . п .

6) Санкции . Ненасильственные действия могут отрицательно влиять
даже на способность оппонента применять санкции . Отказ
иностранных государств продавать оружие или забастовки на военных
заводах , фабриках , на транспорте могут представлять угрозу
вооружённым силам правителей . В некоторых

случаях число агентов репрессий - полицейских и войск - может быть
сокращено из-за уменьшения числа добровольцев или отказа служить
потенциальных военнообязанных . Полиция и войска могут выполнять
приказы неэффективно или могут отказаться выполнять их вообще ,
что становится фактором ненасильственного воздействия на
правителей или их дезинтеграции как жизнеспособной группы .

Изменения в сражающихся группах

Ненасильственные действия оказывают серьёзное воздействие на
участвующих в них людей . Например , когда люди узнают и
применяют на практике технику ненасильственных действий , у них
появляется больше уважения к себе , повышается их уверенность в
себе , в своей способности оказывать влияние на ход событий , это
ведёт также к уменьшению чувства страха и покорности , и к ещё
большему осознанию своей собственной силы . В общем , приобретая
опыт в различных конфликтах , группа , использующая ненасильственные
действия , стремится достигнуть ещё больше единства , внутреннего
сотрудничества и солидарности . Ненасильственные действия
способствуют достижению этих результатов .

Подведение итогов

Ужасы двух мировых войн , контрационных лагерей нацизма и
сталинизма , конфронтация , в том числе и военная , между
различными государствами , расизм , этнонациональные конфликты ,
многочисленные факты насилия в обыденной жизни , - всё это
показывает , что и в 20 в. человечество не избавилось от
агрессивности и насилия . Уровень агрессивности и насилия отнюдь
не уменьшился . Они приобрели лишь новые , нередко психологически
изощрённые формы .

- 16 -

О 20 в. можно с одинаковым успехом говорить и как о веке
насилия и агрессивности , и как о веке , превратившем ненасилие
из моральной идеи в действенный принцип социально- политических
ненасильственных движений . В этом , действительно, нельзя не видеть
того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и который
задаёт новые обнадёживающие перспективы для грядущего столетия .

Какие же отдельные практические шаги можно было бы
предпринять для избавления человечества от насилия и агрессии ? В
стратегической сфере , на мой взгляд , - это радикальная
демилитаризация общества и пересмотр принципов внешней политики в
соответствии с описанным выше подходом . Полное ядерное
разоружение и уничтожение вместе с ним всех иных средств
массового поражения : радикальное и многократное сокращение армии
с переходом , в

конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и ,
возможно , к небольшим национальным гвардиям для борьбы со
стихийными бедствиями и катастрофами ; немедленное осуществление
права на отказ от службы в армии по соображениям совести и
обеспечение ” отказников ” альтернативной гражданской службой ;
переключение средств из военного бюджета на социальные программы
. Пересмотр системы образования с включением в него
гуманистических , ненасильственных традиций , естественно , отмена
военной подготовки в учебных институтах и школах , которая сейчас
всё ещё сохраняется под другим названием .

В области общественного устройства - это осуществление не
только выборной представительной демократии , но и демократии
участия людей , когда сами граждане имеют возможность влиять на
принятие решений от которых они зависят , и непосредственно
участвовать в их принятии . Отказ от

жёстких , вертикальных , иерархических структур , которые в итоге
ведут к диктатуре , коррупции и замкнутой самопроизводящей
бюрократической структуре .

Создание широкой системы местных и региональных
объединений гражданских движений , действующих на основе
самоуправления , способных самостоятельно решать жизненные вопросы .
Создание системы “ низовых” гражданских объединений - неотъемлемая
часть гражданской демократии наряду с соблюдением прав человека ,
отменой смертной казни и изменением уголовного законодательства .

Ненасильственные действия способны противостоять даже
наиболее безжалостным правителям и военным режимам , потому что
они задевают самые уязвимые места всех иерархических институтов
и правительств : зависимость от подданных . Если , несмотря на
репрессии , источники силы могут быть ограничены или в
достаточной степени разъединены , политическая система и силы
режима будут парализованы . В некоторых случаях сила правителей
просто отомрёт в результате политического голода .

Это понимание природы политической силы и межкультурное
истолкование ненасильственных санкций , основанных на нём ,
показывает , что ненасильственная борьба не замыкается в
культурных или национальных границах . Понимание этого
исключительно важно при решении проблем национального освобождения
, международной агрессии и внутренней узурпации во всех частях
света .

- 17 -

Список используемой литературы :

1) Политологический словарь ;

2) Холмс Э . Ненасилие как моральный принцип . Этика ненасилия .


3) Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе .

4) Евангелие .

5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.



-1-

Содержание :


стр.

Теория ненасилия ( Введение )
........................................................................
....2

Понятие
силы....................................................................
....................................4

Зависимость
правителей..............................................................
.....................5

Границы
принуждения.............................................................
..........................6

Объединённое
сопротивление...........................................................
.................7

Структурные основы
общества................................................................
......7

Ослабление силы
правителей..............................................................
..............9

Система ненасильственных средств
борьбы.................................................9

Овладение
силой...................................................................
...............................10


Репрессии...............................................................
...............................................11

Ненасильственная дисциплина в
действии......................................................11

Политическое джиу -
джитсу..................................................................
.........12

Перестановка
сил.....................................................................
...........................12

Четыре способа достижения
изменений........................................................13

Изменения источников
силы....................................................................
..........14

Изменения в сражающихся
группах.................................................................
15

Подведение
итогов..................................................................
..............................15

Используемая
литература..............................................................
......................17















Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат