« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Социология /


Версия для печати

Реферат: Социология


Оглавление.

Введение.

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на
принципах историзма. Это означает , что , во-первых , все социальные
явления и процессы рассматриваются как системы , обладающие определенной
внутренней структурой; во-вторых , изучается процесс их функционирования
и развития ; в-третьих , выявляются специфические изменения и
закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое .
Наиболее общей и сложной социальной системой является общество , а ее
элементами -люди , социальная деятельность которых обусловливается
определенным социальным статусом , который они занимают , социальными
функциями (ролями) , которые они выполняют , социальными нормами и
ценностями , принятыми в данной системе , а также индивидуальными
качествами ( социальные качества личности , мотивы , ценностные
ориентации , интересы и т. д. ).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах .
Первый аспект - как множество индивидов , в основе взаимодействия
которых лежат те или иные общие обстоятельства ( город , деревня,
трудовой коллектив и т. д. ) ; второй - как иерархия социальных позиций
( статусов ), которые занимают личности , включенные в деятельность
данной системы , и социальных функций (ролей) , которые они выполняют на
основе данных социальных позиций ; третий - как совокупность норм и
ценностей , определяющих характер и содержание поведения элементов
данной системы . Первый аспект связан с понятием социальной общности ,
второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием
культуры. Социальная система , таким образом , выступает как
органическое единство трех сторон - социальной общности , социальной
организации и культуры.

Особенности социальных общностей.

Характерной особенностью социальной общности ( город, деревня, трудовой
коллектив , семья и т. д. ) является то, что социальные системы
складываются именно на ее базе . Социальная общность представляет собой
совокупность людей , которую характеризуют условия их жизнедеятельности
( экономическое , социально-статусное , уровень профессиональной
подготовки и образования , интересы и потребности и т. д. ) , общие для
данной группы взаимодействующих индивидов ( нации классы,
социально-профессиональные группы , трудовые коллективы и т. п. );
принадлежность к исторически сложившимся территориальным образованиям (
город, деревня, регион) , принадлежность изучаемой группы
взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам( семья,
образование, наука, политика, религия, и т. д. ) .

Социальные связи.

Функционирование и развитие социальной общности происходят на основе
социальных связей и взаимодействия ее элементов-индивидов .

В самом общем виде связь представляет собой выражение
совместимости функционирования или развития двух или более элементов
объекта или двух ( нескольких ) объектов. Связь является наиболее
глубоким проявлением такой совместимости . В социальных исследованиях
выделяются различные типы связей : связи функционирования , развития ,
или генетические , причинные связи, структурные связи и т. д. В
гносеологическом плане важным является различие связей объекта и
формальных связей , т. е. связей , устанавливаемых только в плоскости
знания и не имеющих непосредственного аналога в сфере самого объекта ,
смешение этих связей неизбежно ведет к ошибкам как в методологии , так и
в результатах исследования .

Под « социальной » связью обычно понимают набор факторов ,
обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях , в
определенное время , для достижения тех или иных целей . Социальные
связи устанавливаются на продолжительный период времени независимо от
персональных качеств отдельных личностей . Это связи индивидов друг с
другом , а также их связи с явлениями и процессами окружающего мира ,
складывающиеся в ходе их практической деятельности . Сущность социальных
связей проявляется в содержании и характере действий людей ,
составляющих данную социальную общность. Можно выделить связи
взаимодействия , контроля , отношений , а также институциональные связи
.

Социальное взаимодействие.

Исходным моментом для формирования социальной связи может быть
взаимодействие индивидов или групп , образующих социальную общность для
удовлетворения тех или иных потребностей . Взаимодействие трактуется как
любое поведение индивида или группы , имеющее значение для других
индивидов и групп социальной общности или общества в целом . Причем
взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и
социальными группами , которые , являясь постоянными носителями
качественно различных видов деятельности , различаются по социальным
позициям ( статусам ) и ролям .

Социальное взаимодействие представляет собой взаимное влияние
различных сфер , явлений и процессов общественной жизни ,
осуществляющееся посредством социальной деятельности . Оно имеет место
как между обособленными объектами ( внешнее взаимодействие) , так и
внутри отдельного объекта , между его элементами ( внутреннее
взаимодействие ) .

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную
стороны . Объективной стороной взаимодействия выступают связи,
независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие
содержание и характер их взаимодействия . Под субъективной стороной
понимается сознательное отношение индивидов друг к другу , основанное на
взаимных ожиданиях соответствующего поведения . Это, как правило ,
межличностные ( или социально-психологические ) отношения,
складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент
времени . Механизм социального взаимодействия включает индивидов ,
совершающих те или иные действия ; изменения в социальной общности или
обществе в целом , вызываемые этими действиями ; влияние этих перемен на
других индивидов , составляющих социальную общность , и , наконец ,
обратную реакцию индивидов .

Социальные отношения, социальная структура и социальные системы.

Взаимодействие обычно приводит к становлению новых социальных отношений
. Последние можно представить как относительно устойчивые и
самостоятельные связи между индивидами и социальными группами .

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная
система» тесно связаны между собой . Социальная система - это
совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и
связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект .
Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы .
Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и
объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи .
Социальный состав - это набор элементов , составляющих данную структуру
. Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов . Таким
образом , понятие социальной структуры включает в себя , с одной
стороны, социальный состав , или совокупность различных типов социальных
общностей как системообразующих социальных элементов общества , с
другой- социальные связи составляющих элементов , различающихся по
широте распространения их действия , по их значению в характеристике
социальной структуры общества на определенной ступени развития .

Социальная структура означает объективное деление общества на
отдельные слои , группы , различные по их социальному положению , по их
отношению к способу производства . Это устойчивая связь элементов в
социальной системе . Основными элементами социальной структуры являются
такие социальные общности , как классы и классоподобные группы ,
этнические , профессиональные , социально- демографические группы ,
социально- территориальные общности ( город , село , регион) . Каждый из
этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со
своими подсистемами и связями . Социальная структура отражает
особенности социальных отношений классов , профессиональных , культурных
, национально-этнических и демографических групп, которые определяются
местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений.
Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и
опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.



Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей ,
социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие
социальные связи называются институциональными , а социальные системы -
социальными институтами . Последние действуют от имени общества как
целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так
как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях
удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах
общественной жизни .

Следовательно , социальные институты выполняют в обществе
функции социального управления и социального контроля как одного из
элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и
его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение
которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого
контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные
решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны
, к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные
ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение
индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть
удовлетворены различными способами , и выбор средств для их
удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной
общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы
ценностей способствует идентичности поведения членов общности .
Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам
установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности
.

Социальные институты руководят поведением членов общности
через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле
институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к
принуждению . В каждом обществе существуют институты , осуществляющие
гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества
и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и
величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д.
Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества
, поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются
исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических
решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки
зрения как их внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и
внутренней , содержательной .

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц,
учреждений, снабженных определенными материальными средствами и
осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны -
это определенная система целесообразно ориентированных стандартов
поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть
юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как
совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих
правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность
стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих
данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в
определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи ,
прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) .

Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию
социальной деятельности и социальных отношений посредством
взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов
поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от
содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт
характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями ,
обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а
также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление
отклоняющегося поведения .

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их
помощью устанавливается и поддерживается политическая власть .
Экономические институты обеспечивают процесс производства и
распределения благ и услуг . Семья также один из важных социальных
институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и
детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и
иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение
имеют и такие социально-культурные институты , как система образования ,
здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные
учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть
институт религии .

Институциональные связи , как и иные формы социальной связи ,
на основе которых складываются социальные общности , представляют собой
упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это
система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и
ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов ,
согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей ,
устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают
конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают
состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп
данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это
равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации ,
об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как
преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. ).

Основные виды социальных общностей.

Функционирование социальных отношений , институтов контроля и
организаций порождает сложную систему социальных связей , управляющую
потребностями , интересами и целями людей . Эта система сплачивает
индивидов и их группы в единое целое - социальную общность и через нее -
в социальную систему . Характер социальных связей определяет как внешнюю
структуру социальных общностей , так и ее функции . Внешняя структура
общности может быть определена , например , ее объективными данными :
сведениями о демографической структуре общности , профессиональной
структуре , об образовательной характеристике ее членов и т. п.

Функционально социальные общности направляют действия своих
членов на достижения групповых целей . Социальная общность обеспечивает
координацию этих действий , что ведет к повышению ее внутренней
сплоченности . Последняя возможна благодаря образцам поведения , нормам
, определяющим отношения внутри этой общности , а также
социально-психологическим механизмам , направляющим поведение ее членов
.

Среди многих видов социальных общностей особое значение с
точки зрения влияния на поведение имеют такие , как семья , трудовой
коллектив , группы совместного проведения досуга , а также различные
социально-территориальные общности ( поселок, небольшой город , крупные
города , регион и т. д. ) . Скажем , семья осуществляет социализацию
молодежи в ходе освоения ею нормативов общественной жизни, формирует у
нее чувство безопасности , удовлетворяет эмоциональную потребность в
совместных переживаниях , предотвращает психологическую
неуравновешенность , помогает преодолеть состояние изолированности и т.
д.

Территориальная общность , ее состояние также влияют на
характер поведения ее членов , в особенности в сфере неформальных
контактов . Профессиональные группы кроме возможности решения чисто
профессиональных вопросов формируют у членов чувство трудовой
солидарности , обеспечивают профессиональный престиж и авторитет ,
контролируют поведение людей с позиций профессиональной морали .

Причины дезорганизации социальных общностей.

Социальные процессы ( демографический , миграционный , урбанизации,
индустриализации ) в качестве нежелательного результата могут оказать
деструктивное , дезорганизационное воздействие на социальные общности .
Явления дезорганизации отражаются как на внешней ( формальной) структуре
общностей , так и на внутренней , функциональной их характеристике . Так
, если с внешней стороны процессы типа миграции , развития городов ,
промышленности и т. д. Ведут к распаду больших семей , складывавшихся
ранее из двух или трех поколений , в производственных группах - к
текучести кадров и т. д. , в территориальных общностях - к росту числа
мигрантов в составе коренного населения , к нарушению естественной
половозрастной структуре , то дезорганизация функций таких общностей
выражается в расшатывании ценностей , нарастания противоречивости
стандартов и образцов поведения , ослаблении нормативной структуры
общности , то в свою очередь ведет к росту отклонений в поведении ее
членов .

К числу социальных причин , дезорганизующих личность, можно
отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях , навязывающих
ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения , либо в таких
, для которых характерна неопределенность социальных ролей , т. е.
требований, предъявляемых к индивиду , отсутствие социального контроля ,
неясность критериев оценок поведения . Как правило , такого рода явления
связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности ,
служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания .

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности
не во всех случаях оказываются в состоянии обеспечить выполнение ряда их
существенных функций , т. е. снабдить индивида последовательной ,
внутренне не противоречивой системой нормативов поведения ,
стимулировать чувство солидарности и принадлежности к ней , предоставить
упорядоченную систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

Заключение.

Высокая степень единства людей в социальных общностях , их сплоченность
( коллективность ) , сходность их позиций объективно способствует
снижению числа правонарушений . Когда степень единства (
интегрированность) социальной общности ( класса , общества) достаточно
высока , то падает количество отклонений в поведении членов этой
общности . Наоборот , рост числа отклонений в поведении - показатель
распада ее интегрированности . В некоторых случаях неэффективность
влияния , например , на подростка со стороны ближайшей социальной
общности ( семьи ) , недостаточность его социализации ( в смысле
включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества
в целом ) могут привести к усилению влияния на него стихийно
складывающихся группировок , где бытуют противоправные взгляды и
представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно
отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением ,
воров-рецедивистов , алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных
общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным
эффектом семьи , школьного или производственного коллектива , звеньев
политической системы общества . Еще один момент , на который следует
обратить внимание , также связанный с ослаблением социальных связей
между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции:
урбанизация , возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически
прогрессивна , но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений ,
связанных с перемещением людей , миграцией населения.



Глоссарий.

Социальная общность - совокупность людей , которую характеризуют условия
их жизнедеятельности, общие для данной группы взаимодействующих
индивидов ; принадлежность к исторически сложившимся территориальным
образованиям , принадлежность изучаемой группы взаимодействующих
индивидов к тем или иным социальным институтам .

Социальная связь - набор факторов , обусловливающих совместную
деятельность людей в конкретных общностях , в определенное время для
достижения тех или иных целей .

Социальное взаимодействие - взаимное влияние различных сфер , явлений и
процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной
деятельности.









Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат