В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ,
которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились
многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы
функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый
тип государственного механизма (аппарата). Появились или приобрели новое
значение такие органы государственной власти, как Президент РФ,
Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых
концепций построения нового государства стала теория разделения властей,
которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что
современный государственный аппарат в России проходит стадию
реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание
обществом места и роли всех органов государственного аппарата в
управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с
выдвижением общегосударственной цели — создания правового государства,
этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание
отечественных теоретиков права.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия
механизма государства, организации и деятельности государственного
аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения
властей и построения правового государства.
1. Понятие аппарата (механизма) государства
и его составные части.
1.1. Основные понятия аппарата (механизма) государства.
Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная
его экономическим строем политическая организация суверенной публичной
власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных
средств производства, а также обеспечивающая выполнение общих дел,
вытекающих из природы общества.
Механизм государства - есть система государственных органов,
посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается
государственное руководство обществом.
В широком смысле механизм государства включает в себя три составные
части: государственные учреждения, государственный аппарат и
государственные предприятия.
Государственные учреждения - это такие государственные организации,
которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по
выполнению функций государства в различных сферах: экономической,
социальной, культурной и т.п.
Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной
деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения,
выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для
удовлетворения потребностей общества.
В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с
аппаратом государства, представляющим собой сложную систему органов,
различающихся своим местом в общей структуре аппарата, характером и
объемом компетенции, формами и методами деятельности.
В свою очередь, орган государства является первичным элементом
государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные
между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями
властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач
государства и осуществлении его функций.
Каждый государственный орган представляет собой относительно
самостоятельное, структурно обособленное звено государственного
аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго
определенного вида государственной деятельности, наделенное
соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих
полномочий на организационную, материальную и принудительную силу
государства.
Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных
органов: правотворческую, направленную на разработку и издание
нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной
деятельности органов государства по реализации норм права;
правоохранительную - форму правовой деятельности государства,
обеспечивающую соблюдение правовых норм.
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие
органов государства, являются следующие:
- осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством
определенного вида деятельности в порученной области;
- обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных
учреждений и предприятий;
- имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач,
функций, прав и обязанностей (правомочий);
- характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам
отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный
масштаб деятельности;
- образуются в порядке, установленном законом.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного
характера является наиболее существенным признаком государственного
органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести
достаточно четкое различие между государственными органами, с одной
стороны, и государственными организациями (предприятиями и
учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с
другой стороны.
Основное свойство государственного органа, качественно его
характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические
акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять
меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих
актов, осуществлять надзор за их реализацией.
1.2. Органы государственной власти
Органы государственной власти занимают центральное место в структуре
государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков,
порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей
области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль
государства в обществе. Понятие органа государственной власти
складывается из совокупности трех основных признаков.
Каждый орган государственной власти создается в соответствии с
установленным конституцией, законами или другими правовыми актами
порядком.
Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его
решения носят обязательный для всех характер и при необходимости
подкрепляются принудительной силой государства.
Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и
методах, установленных правовыми актами. Ни при каких условиях орган
государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за
рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении
применения принудительных мер.
Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или
назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными
полномочиями. Но возможен и орган власти в лице одного человека -
Президента, Генерального прокурора, Уполномоченного по правам человека.
Органы государственной власти, в зависимости от критерия, могут
быть классифицированы на несколько групп.
По уровню деятельности: федеральные органы и органы государственной
власти субъектов федерации. Некоторые органы государственной власти
субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными
(например, прокуратура), поскольку они строятся на принципе строгой
централизации.
На федеральном уровне и на уровне субъектов федерации органы
государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы
исполнительной власти и органы судебной власти.
1.2.1. Положение Президента в системе органов государственной власти
Пост главы государства существует при всех формах правления. В
монархических государствах это наследственный монарх, в республиках -
президент. Глава государства обеспечивает конституционный порядок,
устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее
представительство в международных отношениях. Он воспринимается как
своеобразный символ государства и официальный представитель народа. При
различных формах правления функции главы государства выглядят
неодинаково:
в парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Япония и др.) они
номинальны, глава государства "царствует, но не управляет";
в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия и др.) функции главы
государства также выражены слабо;
в президентских или полупрезидентских республиках (США, Франция)
президентская власть сильна и наполнена реальным содержанием. Такая
власть может сливаться с одной из независимых ветвей власти, возглавляя
ее, или стоять как бы вне основных властей.
Власть главы государства в президентских республиках всегда единолична.
Он избирается народом и не может контролироваться парламентом. Он вправе
сам комплектовать состав правительства и действовать, в силу принципа
разделения властей, независимо от законодательной и судебной власти.
Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер
правового государства - напротив, она является инструментом и гарантией
сохранения конституционного порядка. Статус главы государства
максимально полно и точно определяется конституцией и принимаемыми на ее
основе законами.
Пост Президента России был учрежден в 1991 году всенародным
референдумом, а конституционный статус его прописан в Конституции 1993
года. Президент России является главой федеративного государства,
обладает неприкосновенностью, наделен широкими полномочиями и исполняет
следующие основные функции:
является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране
суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти;
в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет
основные направления внутренней и внешней политики государства;
представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных
отношениях.
Под руководством Президента РФ находятся все органы исполнительной
власти, вследствие чего его можно рассматривать не только как главу
государства, но и как главу исполнительной власти.
1.2.2.Органы представительной (законодательной) власти.
В ходе исторической борьбы против тирании феодальных монархов
выкристаллизовалась идея парламентаризма - главенства представительного
выборного органа (парламента), реализующего соединение суверенитета
народа с государственной властью, что придает всей системе правления
демократический характер. Идеи народного представительства, выдвинутые
Д. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. выдающимися мыслителями
в разных странах в зависимости от конкретных условий воплощались в
различных конституционно-правовых формах: в Англии - парламентское
правление, в США сразу и наиболее последовательно была реализована
концепция разделения властей: Конгресс оказался в равном положении с
независимым Президентом и Верховным Судом. Но независимо от формы
правления органу народного представительства отводилась, в качестве
основной функции, законотворческая деятельность, законодательная власть.
Как отмечает Д. Локк, "законодательная власть по необходимости должна
быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или
частей общества проистекают из нее и подчинены ей".
Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно
они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни,
основные направления внутренней и внешней политики страны, а,
следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и
формы деятельности исполнительной и судебной властей.
Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме
государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими
законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в
них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера.
Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами
человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем
народа и специальных конституционных органов, с помощью которых
обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
При этом, сосредоточив в себе законодательные функции, парламент
нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам. Так,
Федеральное собрание РФ, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное
собрание и Сенат Франции, равно как и высшие законодательные органы
других государств, зачастую вынуждены поручать подготовку и принятие тех
или иных актов правительству, отдельным министерствам и ведомствам.
В России, в силу ее федеративного устройства, следует различать
федеральные органы государственной власти (двухпалатное Федеральное
Собрание), а также органы государственной власти субъектов федерации.
Причем система органов государственной власти республик, краев, областей
устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами организации
представительных и исполнительных органов государственной власти,
установленных федеральными законами. Эти органы избираются гражданами РФ
и имеют исключительное право на принятие законов.
Положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти
определено Конституцией РФ в гл.2 "Основы конституционного строя". Т.о.
положение его обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией
настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть
свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ). Здесь же закреплена
самостоятельность Федерального Собрания по отношению к другим органам
государственной власти, неподконтрольность исполнительной власти.
1.2.3.Органы государственного управления (исполнительной власти)
Органы государственного управления - это исполнительно-распорядительные
органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному
управлению общественными процессами в интересах общества или его части
(политическими силами, стоящими у власти).
Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для
исполнения законов, издаваемых органами государственной власти. Во
исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также
право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные
и многообразные органы. "Силовые" органы, являющиеся частью
исполнительной власти, олицетворяют принудительную силу государства, а
потому постоянно находятся под пристальным вниманием со стороны
политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерного
ограничения свободы. Экономические органы (министерства и ведомства)
содействуют свободной экономике и росту благосостояния, но не должны
ограничивать право частной собственности и свободу предпринимательства.
В социально-культурной сфере от органов исполнительной власти зависит
практическая реализация принципа социальной справедливости и
государственной поддержки культуры.
В пределах своей компетенции органы государственного управления
наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной
самостоятельностью. Задачи, место и роль органов управления в
государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных
правовых актах. Так, согласно ст. 97 Конституции Франции, правительство
"руководит внутренней и внешней политикой, гражданской и военной
администрацией и обороной страны".
Главой органов государственного управления может быть монарх, президент
или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы
правления государства.
Правительственная власть может составлять прерогативу одного лица (в
президентских республиках) или коллегиального органа. В первом случае,
правительство выступает как группа ближайших советников главы
государства – президента, а полномочия правительства являются
производными от полномочий последнего. Во втором случае, правительство
формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно
должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского
большинства и обладать собственными полномочиями. Наиболее значимые
решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их
исполнение, правительство издает в форме регламентных актов.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий, органы
государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и
специальной (функциональной) компетенции. Органы общей компетенции
(например, советы министров) объединяют и направляют работу по
руководству всеми или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой и специальной компетенции (министерства, различные
государственные комитеты, специальные ведомства) осуществляют
руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.
В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы
обычно учреждаются, а их руководители назначаются руководителем
государства, правительства, главами администраций. Они могут действовать
как на началах коллегиальности (Правительство РФ), так и единоначалия
(министерства), и иметь различную подчиненность (непосредственно
Президенту, Председателю Правительства).
В Российской Федерации государственное управление, согласно ст. 110 п.1
Конституции РФ, осуществляет Правительство, состоящее из Председателя,
заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель
Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот
принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов,
т.к. при назначении Президенту придется считаться с парламентским
большинством. Правительство Российской Федерации обладает широкими
полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства.
Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.
Правительством Российской Федерации осуществляется разработка
государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и
экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите
прав населения.
В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной
деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной
власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними. Вся
система органов исполнительной власти действует под руководством
Президента РФ, являющегося одновременно и главой исполнительной власти.
Функции государственного управления в субъектах федерации принадлежит
различным по названию органам: правительствам, областной или краевой
администрации, которые возглавляются различными должностными лицами
(губернаторами, главами администраций, председателями правительства).
Государственное управление на местах осуществляется посредством либо
назначаемых центром местных органов исполнительной власти (местной
администрации), либо выборных органов местного самоуправления.
Роль исполнительной власти особенно важна и заметна там, где проводятся
реформы, совершается переход от тоталитаризма к демократии. В этих
условиях судьба реформ в основном оказывается в руках исполнительной
власти, что предопределяет необходимость в ее усилении и гарантиях
независимости. Конституционно-правовые институты закрепляют эту
общественную необходимость.
Кроме того, исполнительная власть повсеместно обнаруживает тенденцию к
разрастанию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему
произволу, что создает необходимость общественного контроля за ее
деятельностью.
1.2.4. Органы судебной власти
Важное место в структуре государственного аппарата занимает система
судебных органов, основной социальной функцией которых является
осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и
наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Правильное понимание
соотношения функций права и судов весьма точно выражено принципом,
утвердившимся в Великобритании: "право там, где средства его защиты"
(ubi jus ubi remedium).
Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти.
Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда
современных государств. Так, например, в ст. 117 Конституции Испании
(1978 г.) говорится, что «судебная власть исходит из народа и
осуществляется от имени короля судьями и магистратами, которые являются
независимыми, ответственными и подчинены исключительно закону».
Органы, осуществляющие правосудие, – третья ветвь государственной
власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти,
и в системе сдержек и противовесов. Особая роль органов судебной власти
определяется тем, что именно они являются арбитром в спорах о праве.
Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная,
отправляет правосудие. Структура судебных органов в разных странах
неодинакова. Именуются они также по-разному. В КНР, например, - это
Верховный народный суд, местные народные суды, «военные суды и другие
специальные народные суды». В США национальная судебная система состоит
из Верховного суда США, Верховных судов штатов, окружных судов,
апелляционных судов, военных трибуналов и других судов. Конституция США
в связи с этим устанавливает, что «судебная власть Соединенных Штатов
осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут
время от времени учреждаться Конгрессом» (ст.3, разд.1).
Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных
органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые
перед ними ставятся.
Так, например, в конституционных актах подавляющего большинства
современных государств провозглашается принцип непартийного характера
судейского корпуса, независимости судей, самостоятельности судов в
решении любых, в пределах юрисдикции, вопросов.
В большинстве конституций современных государств закрепляется принцип
гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством
конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства, это отражено в ч. 2, ст. 118 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд
РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ, г)
соответствующие суды субъектов федерации, действующие как части единой
судебной системы.
Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским,
уголовным, административным и иным делам (ст. 126 Конституции РФ).
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению
экономических споров (ст. 127 Конституции РФ).
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми
государственными органами в РФ, давать заключение о соответствии
издаваемых нормативных актах и заключаемых международных договоров
Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между
федеральными органами государственной власти России и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125
Конституции РФ).
В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Теперь это
высший судебный орган для России и ее граждан.
В настоящее время в Росси проводится судебная реформа, главными
направлениями которой являются: создание федеральной судебной системы;
признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных
в случаях, предусмотренных законом; дифференциации форм
судопроизводства; совершенствовании системы гарантий независимости судей
и подчинения их только закону.
Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран
играет система органов прокуратуры. Прокуратура, не входя ни в одну из
трех ветвей власти, призвана осуществлять надзор за точным и
единообразным исполнением законов органов государственного управления,
предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными
лицами и гражданами.
Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в
работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении
дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного
характера.
Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют
нормы, содержащиеся в конституциях и специальных законах, регулирующих
порядок организации и деятельности прокуратуры.
В Росси сформировалась единая централизованная система органов
прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и
Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются
Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные
прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и
порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Прокуратура РФ относится к федеральным органам государственной власти с
особым статусом. Сюда же относится Центральный банк РФ, счетная палата
РФ, Центральная избирательная комиссия, Уполномоченный по правам
человека, Академия наук РФ.
2. Местное самоуправление
Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ
системы управления обществом и государством, важнейший структурный
элемент устройства власти в большинстве стран мира.
Существование местного самоуправления, его эволюция связаны с проблемами
публичной власти, которая существует в классовом обществе как
государственная власть, осуществление которой доверено, прежде всего,
общенациональным государственным органам и должностным лицам в
соответствии с принципом разделения властей. Однако на местном уровне
публичная власть реализуется уже не государственными органами, а
непосредственно местным населением и образуемыми им органами и
соответствующим образом избираемыми или назначаемыми должностными
лицами.
Под местным самоуправлением понимается самостоятельная деятельность
граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством)
по регулированию, управлению и решению непосредственно или через
формируемые ими органами местного самоуправления, значительной части
вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с
учетом развития всего общества.
Местное территориальное самоуправление, вне всякого сомнения, имеет
прямое отношение к проблеме организации народовластия в государстве.
Государство, будучи выразителем общего интереса народа, обеспечивает
его реализацию, прежде всего, в форме закона, который обязателен для
всех, кому он адресован. Исполнение законов осуществляется
соответствующими органами, в том числе и органами населения районов,
городов и других поселений. Последние соединяют эту деятельность с
конкретными интересами местного населения, более того, население может
стать основным субъектом этой государственной работы. Следовательно,
местное население может становиться основным субъектом управленческих,
административно-правовых отношений, что является одной из характерных
черт местного самоуправления.
Вторая характерная черта местного самоуправления вытекает из первой.
Государственно-правовая природа местного самоуправления определяется не
только необходимостью децентрализации публичной власти, но и более
значимой проблемой организации государственной власти вообще.
Общеизвестно, что степень децентрализации власти в демократическом
обществе должна детерминироваться объективными потребностями развития
общества и государства, то есть на местном уровне «власти» должно быть
столько, сколько ее необходимо для эффективного жизнеобеспечения
территориальных сообществ и решения на местах, в пределах их территорий,
вопросов государственного значения.
В настоящее время муниципальные системы всех высокоразвитых стран мира
являются основой, фундаментом национальной государственности, частью
конституционного механизма государства.
Например, в Основном Законе ФРГ (ст. 28) содержится норма, в
соответствии с которой «в землях, уездах и областях народ должен иметь
представительства». Конституции субъектов германской федерации, развивая
норму федерального Основного Закона, предоставляют общинам статус
исключительных обладателей «всех полномочий местного публичного
управления, осуществляемого на основе их собственной ответственности.
Они могут решать любую задачу публичной власти…», кроме случаев, когда
решение этих задач возложено на другие ведомства.
Конституция России не только признает и закрепляет местное
самоуправление (ст. 3, ст. 12), но и устанавливает конституционный
принцип – норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах
его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти,
которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления
(ст.1 федерального закона «Об общих принципах организации местного
самоуправления РФ). Включение в Конституцию России статей, касающихся
местного самоуправления, вводит последнее в число основ конституционного
строя, свидетельствует о принципиальном изменении отношения государства
к местным органам власти и, несомненно, является признаком правового
государства.
Местное самоуправление – это одна из форм реализации народом
принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение
населением (под свою ответственность) вопросов локального значения,
владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Оно
организационно обособлено от системы государственных органов, но в
формах, только ему присущих как бы «продолжает» их деятельность на
местах.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ, местное самоуправление
осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного
самоуправления, подконтрольные населению.
Перечень полномочий органов самоуправления (правовое выражение их
деятельности) позволяет выделить следующие основные функции органов
местного самоуправления:
обеспечение участия населения в решении местных дел;
управление муниципальной собственностью;
обеспечение развития соответствующей территории;
охрана общественного порядка;
защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных
Конституцией РФ (ст. 4, 5 Федерального закона «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К исключительному ведению местного самоуправления относятся вопросы
утверждения местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
В целях защиты прав местного самоуправления и создания благоприятных
возможностей для их наиболее полной реализации, Конституция РФ (ст. 133)
гарантирует: судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления;
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти; гарантии местного
самоуправления более детального закрепляются федеральным
законодательством, а также правовыми актами субъектов РФ.
Необходимо отметить, что на конституционном уровне решена и такая
проблема, как наделение органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых ресурсов.
3. Единство и разделение властей
Одной из важнейших проблем, относящихся к организации государственной
власти, в течение нескольких столетий является вопрос о единстве и
разделении властей.
Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм
функционирования всех видов политической и неполитической власти.
Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах
формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и
институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции:
концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность
разделить власть, труд и ответственность. Отсюда двойственное отношение
к власти: борьба за власть уже разделённых институтов против её
разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения
разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними, с
другой.
Сама идея разделения власти на три ветви: законодательную,
исполнительную и судебную сопровождает поиск человечеством идеального
государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она
присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель,
Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о
демократическом государстве она была сформулирована Д. Локком и развита
впоследствии Ш. Монтескье. Последний придал теории разделения власти
вполне завершенный и стройный вид. В его интерпретации концепция
разделения властей получила свое отражение и закрепление в
конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по
сегодняшний день.
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках
ведет к "ужасному деспотизму" и предлагал разделить государственную
власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король
и министры) и судебную (независимые суды).
Впервые концепция разделения властей получила законодательное
закрепление в конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Наряду
с концепцией разделения властей, на эту конституцию оказали влияние идеи
Руссо о единстве власти, как выражении единства народа. Поэтому
организационно-правовое разделение властей сопровождалось не только
системой сдержок и противовесов, но и трактовкой единства власти.
Словами: "Мы, народ Соединенных Штатов …" создатели конституции
провозглашали его суверенитет, а затем "делили " органы государства по
трем ветвям власти. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
содержит бессмертные строки: "Всякое общество, в котором не обеспечено
пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет
конституции" (стр. 16).
В президентской республике разделение властей проводится наиболее
последовательно. Так в США этот принцип существенно дополнен системой
"сдержек и противовесов", позволяющих не только разделить три ветви
власти, но и конструктивно уравновесить их. В парламентских республиках
баланс властей поддерживается специфическими средствами, в частности
тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава
государства может распустить парламент.
Конституционная доктрина некоторых стран (Латинская Америка) исходит
из существования четырех властей: дополнительно называется избирательная
власть (корпус граждан-избирателей), которая находит свое
организационное выражение в создании избирательных трибуналов, от
общегосударственного до местных, которые рассматривают споры о выборах,
утверждают их результаты.
Иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти -
надзорная. В конституциях отдельных стран можно встретить упоминание о
контрольной или контрольно-надзорной власти, или же о соответствующих
органах, не входящих в структуру органов законодательной, исполнительной
или судебной власти.
Иногда выделяются только две власти: законодательная и исполнительная,
без характеристики судебной власти в качестве самостоятельной. Такую
точку зрения аргументируют следующим: суды действуют на основе законов,
принимаемых законодательной властью, поэтому судебные органы – это тоже
органы исполнительной власти, и говорить о самостоятельной судебной
власти нет оснований.
В федеративных государствах иногда дополнительно различают власть
федерации, представленную всеми ее органами (здесь, прежде всего,
имеется в виду особые полномочия федеральных органов в целом в отношении
органов субъектов федерации как самостоятельных государств), и власть
каждого из субъектов федерации.
А там, где существует должность президента, наделенного значительными
полномочиями и именуемого главой государства (но не главой
исполнительной власти), не входящего, таким образом, в структуру ни
одной из властей, есть определенные основания говорить об особой
президентской власти.
Говоря о характере взаимоотношений между тремя общепринятыми
ветвями власти, нужно обратить внимание на два основных момента:
- необходимо такое распределение полномочий, при котором создается
механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений
властью;
- необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения
максимальной эффективности в управлении обществом.
Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко
забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и
противовесов.
Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей
в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения,
сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти
каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.
Наиболее полное выражение принципа баланса властей присутствует в
конституции Казахстана 1995 г. (п.4 ст. 3 гласит: «Государственная
власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе
конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на
законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия их между
собой с использованием системы сдержек и противовесов»).
В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей
закреплен в качестве основы конституционного строя России, однако,
положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать,
что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях
новой Конституции.
Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в
следующем:
законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только
законодательным (правительственным) органом;
исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и
только ограниченным нормотворчеством, быть подчиненной главе государства
и лишь в некотором отношении парламенту;
между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен
баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а
тем более всей полноты власти на одного из них;
судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют
самостоятельно;
ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой, а
тем более сливаться с другой властью;
споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через
правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом;
конституционная система должна предусматривать правовые способы
сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные
противовесы для всех властей.
4. Правовое государство
В основе современных концепций правового государства лежали идеи
французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант
выдвинул категорический императив, согласно которому каждый человек
обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом чьих-либо
намерений. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним
все свои действия. По определению Канта «право есть совокупность
условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом
другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям
относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый
статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества
перед законом, разрешение споров в судебном порядке».
В России теорию правового государства развивали Б.Н.Чичерин,
Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Вот как определял
правовое государство Б.А. Кистяковский: "Основной принцип правового или
конституционного государства состоит в том, что государственная власть
ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы,
которые она не должна и не может переступить. Ограничение власти в
правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых,
ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав".
Советское государство за все время своего существования было антиподом
правового государства, и только принятая в 1993 году Конституция
провозгласила цель - построение правового государства.
На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные
признаки правового государства:
верховенство конституции, господство права во всех сферах общественной
жизни, связанность законом самого государства, всех его органов,
должностных лиц, граждан;
разделение властей, наличие эффективных форм контроля за исполнением
закона;
высший приоритет и незыблемость свободы личности, ее прав, чести и
достоинства, их охрана и гарантии;
взаимная ответственность государства и личности;
независимость суда;
приоритет международного права.
Таким образом, правовое государство – это демократическое
государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов,
равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и
гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации
государственной власти положен принцип разделения властей.
В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают
законы, основным среди которых является конституция. Никакой закон или
другой акт не должен исправлять или дополнять конституцию, а тем более
противоречить ей. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше.
Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал
инструкциями. Должна существовать система контроля за тем, чтобы в
законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля.
Верховенство законов, не отвечающих общечеловеческим ценностям, может
привести к установлению диктатуры; система контроля должна гарантировать
соблюдение законности, не допуская произвола.
В правовом государстве функции контроля за соблюдением законности
возложены на судебную систему. Суды являются проводниками конституции.
Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной
и исполнительной властей. Конституционные, Верховные и нижестоящие суды
в правовом государстве должны обладать огромной силой. Это гарантируется
их независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью судей,
демократическими принципами судопроизводства. Какие бы права и свободы
не гарантировались государством, они не могут быть безграничны. Во
всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в
1948 году) сказано: «при осуществлении своих прав и свобод, каждый
человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые
установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и
уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых
требований морали общественного порядка и демократического общества».
Там же утверждается, что «каждый человек должен обладать всеми правами и
свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка,
религии, политических или иных утверждений, имущественного положения,
национального и социального происхождения».
Любое демократическое общество встает перед проблемой создания механизма
защиты провозглашенных прав и свобод граждан. Гарантии прав и свобод –
это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического
их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть
экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде
всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством,
устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры
по их охране и защите, ответственность за их нарушения.
Приоритет международного права как бы дает правовому государству пропуск
в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом
принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны
противоречить нормам мирового сообщества. Таким образом, достигается
своеобразная унификация гуманитарных правовых норм различных государств
на самом высоком уровне.
Указанные признаки правового государства являются основными, на самом
деле их гораздо больше. Это и верховенства парламента в законодательной
сфере, и демократический контроль за использованием армии, и
невмешательство государства в работу средств массовой информации,
гласность внешнеполитических шагов правительства и многое другое. Право
и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и
особенно - связанных с принуждением.
Заключение
Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством
которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций
государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм.
Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими
факторами, в том числе формой правления государства,
социально-экономическими и политическими условиями, национальными
особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в
мировое сообщество и т.д. Устройство механизма государства и создание
правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой
конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально
механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы
регулирования, охватывая все стороны жизни общества.
Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет
интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или
кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой
опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и
теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения
наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное
самоуправление, права человека, гражданское общество, правовое
государство, социальное государство и т.д.
Так, разделение властей между государственными органами происходит
вследствие разнообразия стоящих перед государством
социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках
единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются
определенный круг задач государственной власти, соответствующих его
компетенции. Одностороннее ослабление законодательной,
исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с
неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Правовое государство, выступающее важнейшей составной частью
гражданского общества, основы которого декларируются Конституцией РФ
1993 года, является целью и перспективой развития Российской
государственности. Правовое государство предполагает взаимную
ответственность государственной власти и граждан, главенство закона
всегда и во всем, полная защищенность граждан от любого произвола
государственных органов, приоритет прав и свобод личности, равенство
перед законом и абсолютное подчинение закону всех без исключения членов
общества. Из этого вытекает множество задач по совершенствованию
механизма государства, особенно возрастает роль институтов
конституционного контроля за законностью. Укрепление законности остается
актуальнейшей задачей, как в плане законотворчества, так и в плане
юридических гарантий законности.
Необходимым условием становления и формирования правового государства
является также наличие единого правового пространства на территории РФ,
т.е. приоритет Конституции РФ над конституциями субъектов федерации и
непротиворечие всех принимаемых законов и нормативно-правовых актов
Конституции РФ.
Закончить хочется бессмертными словами из "Законов" Платона:
"…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над
правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все
блага, какие только могут даровать государствам боги…"
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993, 64
с.
Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" от 28
августа 1995 г. № 154 - ФЗ.
Всеобщая декларация прав человека. - М.: 1993, 54 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. -М.:Новый Юрист, 1998, 624 с.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.
-М.: Юрайт, 1998, 64 с.
Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко. - М.:
Зерцало, 1997, 416с.
Теория права и государства. Учебник /Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.:
Новый Юрист, 1997, 432 с.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия /Под ред. проф.
Т.Н. Редько. - М.: 1998, 938 с.
Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996, 112 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник -М.:
Норма, 1998, 741 с.
Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях.
– М.:Юрайт,1998. С.17.
Теория государства и права. Курс лекций./ Под ред. М.Н. Марченко. М.:
Зерцало, 1997. С.114.
"Теория права и государства" под ред. В.В. Лазарева, Москва, Новый
Юрист,1997 год, 186 стр.
М.В. Баглай "Конституционное право Российской Федерации", Москва,
"Норма",1998,132 стр.
«История политических и правовых учений» Москва, Юр. лит-ра, 1991год,
307 стр.
М.В. Баглай "Конституционное право Российской Федерации", Москва,
"Норма",1998,116 стр.
«Всеобщая декларация прав человека» Москва, 1993 год, стр.29
"История политических и правовых учений", Москва, Юр. лит-ра, 1991 год,
69 стр.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат