Искусство скани получило в древней Руси широкое развитие почти
повсеместно и достигло высоких вершин мастерства. Золотые и серебряные
изделия, украшенные сканью и зернью, встречаются при раскопках
древнерусских городов и деревенских курганов начиная с IX века. Височные
кольца, лунницы, бусы, касты, и другие предметы были найдены при
раскопках в Киевской Руси, землях Черниговской, Переяславской,
Владимиро-Суздальской и во многих других местах.
Не только узоры, но и детали технологических приемов использование скани
были разнообразны: то она ложилась плотно припаянной к поверхности
золота или серебра, то составляла ажурный орнамент, украшенный зернью,
иногда не располагалась в два яруса, из которых один возвышался над
другим. Наряду с драгоценными, иногда изысканно-тонкими образцами
сканного мастерства встречаются изделия ремесленной работы, а в
деревенских курганах — грубоватые бусы из медного проволочного каркаса с
серебряной зернью.
Исключительное значение по своим художественным качествам имеют
украшения, найденные при раскопках Старорязанского городища.
На городище в 1822 году был найден широко известный клад золотых
украшений с перегородчатой эмалью и тончайшей сканью (Рисунок 3)
Скань эта, частично совсем особого вида, не встречающая в других местах,
представляет исключительный интерес. Сканный орнамент расположен в два
яруса — витые золотые веревочки, пропущенные через вальцы и
преобразовавшиеся в тонкие ленточки с рубчатым верхним краем, припаяны
на ребро к поверхности металла, а поверх них, образуя второй ярус,
напаяны узоры из тонкой, свитой в веревочки скани.
Опустошительные набеги Золотой Орды и междоусобные войны унесли
множество сокровищ культуры и искусства, и среди них предметы, созданные
ювелирами домонгольской Руси.
1.1 Новгородская скань
Новгород меньше других городов подвергся бедствиям в тяжелые годы, когда
на Русь обрушилось монголо-татарское нашествие.
Искусство Новгорода во всех своих отраслях носит ярко выраженный
индивидуальный характер. Новгород был крупнейшим центром серебряного
искусства.
Новгородские серебрянники широко применяли скань в XV и XVI столетиях. В
это время в Новгороде особенно распространен сканной орнамент крупных
сердец, образованных соединенными по два спиральными завитками, сплошь
покрытым мелкими спиральными кружками.(Рисунок 4.а)
В Новгородском искусстве XV, XVI и XVII столетий встречается несколько
вариантов очень изящного сканного орнамента растительного характера:
стилизованные цветы и травы поднимаются из цветка лилии; или же это
легкие, волнообразно вьющиеся стебли с побегами и трилистниками со
сложным контуром зубчатых лепестков.
1.2 Московская скань
В 1382 году, когда татары ворвались в Московский Кремль, вспыхнул пожар,
в котором погибло немало сокровищ русской культуры.
О Московском сканном искусстве можно судить по двум значительным
сохранившимся памятникам, созданным вскоре после пожара: серебряный
оклад Евангелия Федора Кошки и сканной золотой венец с иконы Дмитрия
Солунского.
Золотой венец с оклада иконы Дмитрия Солунского отчетливо показывает
отражение византийской художественной культуры в ювелирном деле Древней
Руси. Среди густого растительного орнамента, покрывающего венец,
расположено восемь кругов, заполненных различными узорами. Все
пространство между кругами заполнены сканными спирально изогнутыми
растительными завитками, также как и в кругах.
2 Технология
Скань делают из “чистоты”, то есть из чистых золота и серебра, которые
благодаря полному отсутствию или очень малому количеству примесей
настолько мягки, что способны вытягиваться в особо тонкую проволоку. С
трудом представляешь себе, что из одного грамма золота может быть
вытянута нить длиной 2500 метров.
Дешевые сканные изделия делают из медной проволоки с последующим
серебрением или золочением.
2.1 Инструменты и приспособления
Сканные работы не требуют сложного оборудования и многочисленных
инструментов. Проволоку протягивают вручную, щипцами через ряд отверстий
в стальной пластине (волочильной доске). Прием вытягивания проволоки
вручную щипцами существовал вплоть до XX века, когда их применяли даже в
крупных ювелирных мастерских. В частных ювелирных мастерских с единичным
выпуском этот способ применяется и по сей день.
Сканные веревочки, проволока пропускается иногда через плоские вальцы,
после чего получается ленточка с рубчатыми нижним и верхним краями и
гладкими боками.
Если сканной орнамент делается на металлической основе, то на
поверхность металла наносится рисунок карандашом или чертилкой, по
которому щипчиками выгибают, а затем раскладывают небольшие отрезки
гладкой или, свитой, обмазывая при этом каждую частичку клеем. Когда
весь рисунок выложен, нужно плотно окрутить пластину с набранным сканным
узором тончайшей железной проволокой, чтобы при дальнейшей работе
наклеенная скань не сдвинулась с места и не сбился рисунок.
Набранную на пластину и закрепленную проволокой скань смачивают водой,
посыпают легкоплавким серебряным припоем в виде опилок, смешанных с
бурой, кладут на кусок асбеста и напаивают скань при помощи паяльной
горелки.
При изготовлении ажурной скани рисунок делается на не очень плотной
бумаге, к которой приклеивают плотно набранные, тесно соприкасающиеся
отдельные детали сканных узоров. Посыпая их легкоплавким припоем, паяют
обычным способом.
Объемные предметы — коробки, ларцы, вазы — делают из отдельных деталей,
которые затем монтируют и спаивают в целый предмет.
Для придания сканным изделиям округлых, сферических форм, используют
выколотки нужной формы.
2.2 Зернь
Сканные изделия часто украшаются зернью. Зернь — это мелкие гладкие
шарики из золота, серебра или меди. Применение зерни очень разнообразно:
она бывает разбросана по всему орнаменту, иногда окаймляет части
предмета полосами или располагается в качестве самостоятельного
орнамента из ромбов и треугольников, а также образует рельефные
пирамидки и грозди.
Техника изготовления и закрепления зерни требует от мастера большого
искусства, точности и терпения. Для того чтобы получить большое
количество одинаковых шариков, нужно нарезать равные отрезки проволоки.
Затем их раскладывают щипчиками рядами в углубления, после чего
направляют струю пламени. Расплавленный металл скатывается в углубления
и застывает в виде шариков.
2.3 Припой
Один из важнейших вопросов для мастера-сканщика — это чистота припоя,
который не должен заливать мелкие детали и нарушать четкости узоров.
Большой чистоты работы достигали и древнерусские мастера сканного дела,
но каким образом неизвестно. Утерянный секрет невидимого припоя был
раскрыт Ф.Я. Мишуковым.
Сущность метода: вместо припоя использовалась амальгама из золота,
серебра и ртути. Этой амальгамой смазывали сканные узоры, после чего
сильно нагревали. Ртуть испарялась, а части орнамента прочно
соединялись.
2.4 Ложная скань и зернь
Сканные украшения с зернью требовали от мастера большого искусства и
затраты времени. Ювелиры XII - XIII веков нашли способ проще: они
отливали в каменных формах из сланца и известняка копии с драгоценных
предметов, украшенных сканью и зернью. В результате получились литые
украшения, сходные с теми, которые послужили для них образцом, но с
нечетким, слегка смазанным рунком.
В XV и XVI веках сканной орнамент служил иногда матрицей для тиснения
ручным способом на тончайших листах серебра. Выполненные таким образом
вещи на первый взгляд производят впечатление сканных работ.
3 Изготовление сканного пояса
Изделие представляет собой пояс из 20 малых пластин и одной большой,
подвижно скрепленных между собой. У изделия есть замок. (Рисунок 4)
Сначала изготавливаем полукруглые, сферические накладки. При помощи
пуансона делаем в пластине серебра полукруглые выемки, вырезаем их
ножницами по металлу, обтачиваем края надфилем. Приклеиваем на них зернь
клеем — шеллак. Теперь кладем на асбестовую пластину. Проводим пайку.
Изготавливаем пластины. Из толстой крученой проволоки с помощью щипчиков
создаем контур, спаиваем. Приклеиваем готовый контур на бумагу с готовым
рисунком филиграни. По рисунку набираем узор из отдельных кусочков,
приклеиваем. Приклеиваем сферические накладки. Кладем бумажку на
стальную пластину, приматываем стальной проволокой. Производим пайку.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат