Козловые краны применяют для обслуживания открытых складов и погрузочных
площадок, монтажа сборных строительных сооружений и оборудования ,
промышленных предприятии , обслуживания гидротехнических сооружений ,
перегрузки крупнотоннажных контейнеров и длинномерных грузов. Козловые
краны выполняют преимущественно крюковыми или со специальными захватами.
В зависимости от типа моста , краны делятся на одно- и двухбалочные.
Грузовые тележки бывают самоходными или с канатным приводом. Грузовые
тележки двухбалочных кранов могут иметь поворотную стрелу.
Опоры крана устанавливаются на ходовые тележки , движущиеся по рельсам.
Опоры козловых кранов выполняют двухстоечными равной жёсткости , или
одну -жёсткой , другую -гибкой(шарнирной).
Для механизмов передвижения козловых кранов предусматривают раздельные
приводы. Приводными выполняют не менее половины всех ходовых колёс.
Обозначение по ГОСТ : Кран козловой 540-33 ГОСТ 7352-75
2. Цель и задачи работы :
Цель настоящей работы-освоение основных расчётов грузоподъёмных машин на
примере бесконсольного козлового крана общего назначения.
Непосредственные задачи работы :
1. Изучение конструкции козлового крана
2. Определение основных массовых и геометрических характеристик
козлового крана
3. Определение внешних нагрузок на кран
4. Проверка устойчивости крана
5. Определение опорных давлений
6. Расчет и подбор механизмов подъема груза , передвижения тележки и
крана.
3. Исходные данные для выполнения работы :
тип крана без консолей
грузоподъемность 50 тонн
ширина обслуживаемой площадки 29 метров
высота подъема грузов 20 метров
скорость передвижения тележки
скорость передвижения крана
режим работы 4м
4. Определение основных геометрических и массовых характеристик крана :
масса тележки ,траверсы крюка т. Gт=0.15Q=7.5
масса подъемных лебёдок т. Gпл=0.2Q=10
масса тяговой лебёдки т. Gтл=0.03Q=1.5
масса ходовых тележек т.
Gхт=0.27(Gкр-Gт-Gпл-Gтл)=16.47
масса металлоконструций т.
Gm=0.73(Gкр-Gт-Gпл-Gтл)=44.53
масса гибкой опоры т.
Gго=0.29Gм/(1+L/H)=4.97
масса жёсткой опоры т. Gжо=2.5Gго=12.43
масса моста т.
Gмот=Gм-Gго-Gжо=27.13
Принятые значения дают вожможность определить координаты центров масс
отдельных элементов и крана в целом , относительно оси абсцисс ,
проходящей через головни рельсов и оси ординат , проходящей через точку
опоры на рельсы жёсткой опоры крана.
значение координат центра масс крана и его элементов и их статические
моменты:
наименование масса х у Gx Gy
тележка с траверсой 7.5 хт=(L-B)/2= 1.5 yт=(h+H)/2=24 11.25 180
мост 27.13 хм=(L-lж)/2=13.9 ум=h-hm/2=18.7 377.65 507.3
Определение координат центра масс всего крана :
хк=828.74/80=10.36 ук=1250.31/80=15.63
5. Определение внешних нагрузок на кран.
5.1 Определение ветровых нагрузок (ГОСТ 1451-77)
Для рабочего состояния:
*c*n
F-наветренная площадь
-коэффициент сплошности
с-аэродинамический коэффициент
n-высотный коэффициент
Площадь моста :
Fm=lhm=36.8*3.2=117.76 m2
Площадь жёсткой опоры :
Fжо=0.5lж(h-hm)=0.5*4.16*(28-3.2)=51.58m2
Площадь гибкой опоры :
Fго=lго(h-hm)=0.8*(28-3.2)=19.84
Ветровая нагрузка в в рабочем состоянии
23.96
283.78 415
груз 25 1 1.25 1.2
24.8
139.50
Поскольку опоры лежат в разных ветровых с мостом , то и значение n
выбираем соответственно.
Для нерабочего состояния :
Ветровая нагрузка в нерабочем состоянии :
121.57
1430.8 2101.5
5.1. Определение инерционных нагрузок.
Инерционные нагрузки определяются для периодов неустановившегося
движения крана, рагона и торможения крана в целом , его грузовой тележки
, а также механизма подъема. Для погрузочно-разгрузочных козловых кранов
принимаем допустимое ускорение а=0.3м/с2. Координату точки подвеса груза
принимаем равной h, поскольку грузовая тележка движется по верхней
панели моста.
Инерционные нагрузки , действующие в направлении подкрановых путей :
движущаяся масса сила инерции Р координата силы у опрокидывающиймо
момент
Она возникает при поднимании и опускании , раразгоне и торможении груза
Ргр=1.1Qа=1.1*50*0.3=16.5
6. Проверка устойчивости крана в рабочем и нерабочем состоянии :
Устойчивость в рабочем состоянии оценивается коэффициентом , который
определяется отношением удерживающего момента , создаваемого массовыми
силами крана и груза с учётом влияния допустимого при работе уклона, к
опрокидывающему моменту , создаваемому внешними нагрузками, отросительно
ребра опрокидывания. это отношение во всех случаях должно быть не менее
1.15
Рассмотрим сумму удерживающих моментов для 1-го расчётного состояния :
)=5062.94
=00101
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов для 1-го расчётного случая :
ру+Wгрупг=1301.62
Проверка устойчивости К=5062.94/1301.62=3.9
Рассмотрим 2-ое расчётное положение :
Условия : кран движется под углом к горизонту с углом ( , ветровая
нагрузка направлена в сторону движения крана .
Рассмотрим сумму удерживающих моментов :
)=3163.72
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов :
y=790.12
Проверка устойчивости К=3163.72/790.12=4
Проверка устойчивости крана в нерабочем положении
Рассмотрим сумму удерживающих моментов :
sin()=3163.72
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов :
y=2101.5
Проверка устойчивости К=3163.72/2101.5
7. Опредиление опорных давлений .
7.1 . Максимальная нагрузка на одну из четырёх опор :
Для рабочего состояния :
Для нерабочего состояния :
7.2. Расчётная нагрузка на одно колесо .
Поскольку грузоподъёмность расчитываемого крана 50 т. , принимаем число
колёс в каждой опоре равной 2 .
Выбираем двухребордное колесо , конического исполнения по ГОСТ 3569-74 с
нагрузкой на рельс 320kH,диаметром D=710 мм , шириной В= 100мм , рельс
КР-80 , радиус r=400мм
7.3. Выбор материала крановых колёс .
- контактное напряжение смятия
mk - безразмерный коэффициент , зависящий от соотношения D/2r
, по таблице принимаем 0.47
=2200мПа
8. Расчёт и подбор механизма подъёма груза .
8.1. Краткая характеристика и задачи расчёта .
Механизм подъёма груза предназначен для перемещения груза в вертикальном
направлении . Он выбирается в зависимости от грузоподъёмности . Для
нашего случая механизм включает в себя сдвоенный пятикратный полиспаст .
Привод механизма подъёма и опускания груза включает в себя лебёдку
механизма подъёма . Крутящий момент , создаваемый электродвигателем
передаётся на редуктор через муфту . Редуктор предназначен для
уменьшения числа оборотов и увеличения крутящего момента на барабане .
Барабан предназначен для преобразованя вращательного движения привода в
поступательное движение каната .
Схема подвески груза :
8.1. КПД полиспаста :
=5
=0.98
8.2. Усилие в ветви каната , навиваемой на барабан :
z -число полиспастов z=2
=1.1
8.3. Расчётная разрывная нагрузка :
К=5.5 коэффициент запаса прочности
8.4. Выбор каната по расчётному разрывному усилию :
Выбираем канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6*36 ГОСТ 7669-80 с
разрывным усилием не менее 364.5 кН и диаметром d=27 мм
8.5. Конструктивный диаметр барабана :
е- коэффициент пропорциональности в зависимости от режима работы е=25
Окончательно диаметр выбираем из стандарного ряда , ближайшее большее
Dб=710
8.6. Рабочая длинна барабана с однослойной навивкой каната :
а-число ветвей каната а=2
t-шаг винтовой нарезки , принимаемый в зависимости от диаметра барабана
t=31.25
Полная длинна барабана :
8.8. Толщина стенки барабана :
=27
8.9. Выбор материала барабана :
Напряжения сжатия равны :
Напряжения , возникающие при изгибе :
Напряжения , возникающие при кручении :
Суммарные напряжения возникающие в теле барабана :
Кз -коэффициент запаса прочности Кз=1.1
Следовательно нагрузки на барабан не превосходят допустимых .
8.10. Усилия в ветви каната , набегающей на барабан и закреплённой в нём
:
=0.12
8.11. Определение силы затяжения на одну шпильку :
8.14. Необходимая мощность механизма подъёма груза :
-кпд механических передач
-крутящий момент на барабане .
По таблицам принимаем двигатель типа МТКН 412-6
мощьность N=36 кВт , частота вращения n=920 об/мин , номинальный момент
двигателя Mн=0.37 кНм
8.15. Выбор редуктора :
Принимаем редуктор цилиндрический вертикального исполнения ВКУ-765 ,
передаточное число i=71 , межосевое расстояние а=765 .
8.16. Выбор муфты :
Выбираем зубчатую муфту с тормозным барабаном . Передаваемый муфтой
крутящий момент :
м2
8.17. Подбор тормоза :
Расчётный тормозной момент :
Кт-коэффициент запаса торможения Кт=1.75
Выбираем тормоз ТКГ-300 , тормозной момент 0.8 кН
8.18. Определение времени разгона механизма .
8.20. Проверка тормоза по мощности трения .
-допускаемая мощность торможения , значит тормоз подходит .
9. Расчет и подбор оборудования механизма перемещения крана.
Механизм передвижения крана служит для перемещения крана по рельсам .
Кинематическая схема механизма :
1-двигатель
2-муфта
3-редуктор
4-тормоз
5-шестерни
6-ходовое колесо
9.1. Общее статическое сопротивление передвижению крана без груза :
Dk -диаметр ходового колеса
f -коэффициент трения кочения f=0.0007
-коэффициент трения качения в подшипниках ходовых колёс
r-радиус цапфы r=0.071 м
9.2. Сопротивление качению крана без груза :
Kобщ -число колёс крана
Кпр-число приводных колёс
9.3. Проверка коэффициента сцепления :
-коэффициент сцепления колеса с мокрым рельсом
так как 3>1.2 , то по запасу сцепления механизм подходит
9.4. Суммарное статическое сопротивление передвижению жёсткой опоры :
xв -координата центра ветрового давления
9.5. Расчётная мощность одного двигателя :
Выбираем двигатель MTF-111-6 , мощность N=4.1 кВт , частота вращения
n=870 об/мин , момент инерции J=0.048 , максимальный момент М=85 Нм
9.6. Подбор редуктора .
Частота вращения колёс крана :
Необходимое передаточное отношение механизма передвижения крана :
Расчётное передаточное отношение редуктора :
iоп -передаточное отношение открытой передачи
Выбираем редуктор горизонтального исполнения серии Ц2У-250 , с
передаточным отношением i=40 .
9.7. Выбор тормоза механизма передвижения .
Выбираем тормоз типа ТКТ-200 , с тормозным моментом М=160 Нм
10. Расчёт и подбор механизма передвижения тележки .
Механизм передвижения тележки служит для перемещения по рельсам ,
положенной на балку моста , тележки , несущей на себе грузозахватное
устройство . Перемещение тележки осуществляется при помощи канатного
устройства , лебёдкой . Схема запасовки каната механизма перемещения
тележки :
10.1. Ориентировочное значение нагрузки на каток тележки :
Выбираем катки тележки - двухбордные колёса d=320 мм, ширина В=80 мм .
Напряжение сжатия колеса при точечном контакте :
=2200мПа
10.2. Общее сопротивление перемещения тележки :
r-радиус цапфы r=32 мм
С учётом дополнительного сопротивления от натяжения грузового каната и
провисания , тяговое усилие в канате :
Расчётная разрывная нагрузка на канат :
к-коэффициент запаса к=5.5
Принимаем канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6*36 ГОСТ 7669-80
, диаметр каната d=11.5 мм , разрывное усилие 75.1 мПа
маркировочная группа 1764 мПа .
10.3. Диаметр тягового барабана и частота его вращения :
Принимаем Dтб=300 мм
Частота вращения nтб=20.44 об/мин
10.4. Мощность приводного двигателя :
-кпд механическое
-кпд блока
n-число блоков n=3
Выбираем двигатель MTF-112-6 , мощность N=5.8 кВт , частота вращения
n=915 об/мин , максимальный момент М=137 Нм , момент инерции J=0.064
кг....
10.5. Необходимое передаточное отношение механизма :
Принимаем : мост крана выполнен из двух коробчатых балок , по которым
проложены рельсы грузовой тележки .
Па .
Вес одной балки(распределённаянагрузка) 0.94 кН/мвес груза и
грузоподъемной тележки F=57.5 кН
11.1.Построение эпюр .
Реакции опор от действия груза :
F/2=28.75 кН
Воздействие от распределённой нагрузки :
ql/2=0.99*32/2=15.04 кН
Построение эпюр изгибающих момеитов .
От действий груза :
От действия распределённой нагрузки :
11.2. Осевой момент сопротивления сечения :
11.3. Нормальные напряжения возникающие при изгибе балки моста :
так как расчётное сопротивление R=240 мПа , а напряжения , возникающие в
балке 12.9 мПа , то прочность балки , при статическом приложении
нагрузки , обеспечина .
12. Расчёт металлоконструкции при динамическом действии нагрузки .
12.1. Расчёт на ударное приложение нагрузки .
При расчёте , для его упрощения принимаем ряд допущении :
1. при ударной нагрузке в элементах конструкции возникают только упругие
деформации и расчитываемая система является линейно диформируемой
2. сам удар считается неупругим
3. потеря части энергии на нагревание соударяющихся тел и местные
деформации в зоне контакта не учитываются
Принимаем следующие условия расчёта :
груз весом 50кН падает с высоты на середину свободно лежащей балки моста
пролётом l=32 м , расчётное сопротивление стали R=240 мПа ,
допустимая величина прогиба для козловых кранов с гибкой опорой
fд=1/1000 или 32/32000 .
Прогиб динамический :
где k-динамический коэффициент
тогда :
k=0 , k=8 ,т.к. при k=0 рассчёты не имеют смысла принимаем k=8.
12.2 Нормальные напряжения от прогиба при ударе :
то балка удовлетворяет условиям на прочность при ударе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курсовое проектирование грузоподъёмных машин . Ред . Козак С.А.
-М:Высш. шк., 1989.-319 с.
2. Справочник по кранам . Александров М.П.,Гохберг М.М., том 1,2.
-Л:Машиностроение ,1988.
3. Подъёмно-транспортные машины . Атлас конструкций .,под ред.
Александрова М.П. и Решетникова Д.Н.-М.:1987.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат