« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Ценный бумаги /


Версия для печати

Реферат: Фондовый рынок



В В Е Д Е Н И Е .

Фондовый рынок является новой для России системой перераспреде-
ления денежных накоплений в экономике, пришедшей на смену директив-
ной системе. Поэтому государственное регулирование фондового рынка
особенно важно на этой начальной стадии его развития, так как только
установленная государством продуманная законодательная база и жест-
кий контроль за ее исполнением могут "запустить" этот рынок в его
цивилизованной форме.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг должно стать
гарантом надежности и доходности рынка для отечественных и иностран-
ных инвесторов, а также ограничить спекулятивные тенденции в его
развитии и направить в русло поддержки народного хозяйства страны.
В данной работе будут рассмотрены основные принципы и методы
государственного регулирования рынка ценных бумаг, которые являются
необходимой составной частью регулятивной инфраструктуры рынка и
обеспечивают нормальные условия для деятельности его участников Для
достижения поставленных целей государственные регулятивные органы
используют как правовые, так и экономические методы воздействия на
рынок ценных бумаг, включая делегирование части контролирующих пол-
номочий саморегулируемым организациям профессиональных участников
рынка ценных бумаг.

1. РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка
ценных бумаг, включающая:
- регулятивные органы (государственные органы и саморегулируе-
мые организации);
- регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистра-
ционные, лицензионные и надзорные);
- законодательную инфраструктуру рынка ценных бумаг (регулятив-
ные нормы, действующие на рынке ценных бумаг);
- этику фондового рынка (правила ведения честного бизнеса, ут-
верждаемые саморегулируемыми организациями);
- традиции и обычаи.
Регулятивная инфраструктура является одной из обеспечивающих
систем рынка ценных бумаг.
Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры,
используемые в международной практике.
1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие
подходы:
а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит
государству. Пример-Франция;
б) регулирование разделено между государством и саморегулируе-
мыми органами (добровольными объединениями профессиональных участни-
ков рынка ценных бумаг). Пример-Великобритания.
2. По критерию "жесткость регулирования" возможно выделить сле-
дующие модели регулятивной инфраструктуры:
а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и фор-
мальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);
б) базирующиеся на широком использовании, наряду с жесткими
предписаниями, неформальных договоренностей, традиций, рекомменда-
ций, согласованного стиля поведения, переговоров по разрешению слож-
ных ситуаций и т.п.(Великобритания).
В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг характер ре-
гулятивной инфраструктуры может быть банковским, небанковским или
смешанным.

Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характери-
зуется:
- смешанной моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной ролью государства в регулировании;
- значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
- жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
- отсутствием правил честной практики на рынке ценных бумаг,
формально предназначенных профессиональным сообществом фондового
рынка;
- отсутствием традиций и обычаев (в связи с 70-летним перерывом
в работе рынка).

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ФОНДОВОГО РЫНКА.

Государственное участие в регулировании фондового рынка необхо-
димо, поскольку этот рынок является очень масштабным и рискованным
для финансовой безопасности страны. Особенно активное участие госу-
дарство должно принимать в разработке концепции развития фондового
рынка, устанавливая разумные и вместе с тем жесткие правила и нормы
для участников рынка ценных бумаг.

2.1. Принципы государственного регулирования.
==============================================
Способы государственного регулирования можно подразделить на
два основных вида:
* Нормативно-правовое регулирование, которое включает создание
юридических норм, определяющих правила деятельности на фондовом рын-
ке, требования ,предъявляемые к участникам, а также структуру госу-
дарственных органов, регулирующих рынок.
* Экономическое регулирование, объединяющее различные инстру-
менты экономического воздействия: налогообложение, операции на отк-
рытом рынке, изменение ставки рефинансирования и изменение нормы
обязательных резервов.
Исходя из этих способов можно выделить следующие функции госу-
дарства на рынке ценных бумаг:
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа
ее реализации и т.п.);
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраст-
руктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, опера-
ционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
(надзор за финансовым состоянием профессиональных участников рынка
ценных бумаг, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюде-
нием правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и
обеспечение ее открытости для инвесторов;
е) формирование системы защиты инвесторов от потерь (в т.ч.
государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок
других видов государственного регулирования (монетарного, валютного,
фискального, налогового);
Другим аспектом роли государства на рынке ценных бумаг является
то, что оно выступает крупнейшим эмитентом (финансирование госу-
дарственного долга) и инвестором (государственная собственность в
ценных бумагах предприятий и банков); использует инструменты рынка
ценных бумаг для проведения макроэкономической политики; в лице
центрального банка является крупнейшим дилером на рынке госу-
дарственных ценных бумаг.

2.2. Нормативно-правовое регулирование.
========================================

2.2.1. Области приложения.

Нормативно- правовое регулирование рынка ценных бумаг должно
охватывать и четко регламентировать все возможные области деятель-
ности, связанные с ценными бумагами: определение, выпуск и обращение
ценных бумаг, определение видов профессиональной деятельности на
фондовом рынке, отношения доверительной собственности (траста) и
т.д. На сегодняшний день существует множество проблем в правовой ин-
фраструктуре фондового рынка, связанных с противоречивостью и не-
достаточной проработкой нормативных актов, регулирующих российский
фондовый рынок. Началом решения проблем правового регулирования фон-
дового рынка можно считать выход Закона о рынке ценных бумаг, кото-
рый устанавливает стратегию развития российского рынка ценных бумаг
на ближайшие пять лет.

Закон "О рынке ценных бумаг" устанавливает следующие области и
принципы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Характе-
ристика положений и комментарии к ним приведены в таблице.
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і Положения закона "О рынке ценных бумаг" і Комментарии і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Понятие и виды ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Эмиссионная ценная бумага - любая і Прекращается выпуск і
іценная бумага, в том числе бездокументар- і и обращение любых і
іная, которая закрепляет совокупность иму- і суррогатов ценных і
іщественных и неимущественных прав, подле- і бумаг. і
іжащих удостоверению и безусловному осу- і Вводится форма цен- і
іществлению с соблюдением установленных і ных бумаг на пре- і
ізаконом формы и порядка, размещается вы- і дъявителя ценных і
іпусками и имеет равные объем и сроки осу- і бумаг, что должно і
іществления прав внутри одного выпуска. і предполагать і
і Эмиссионные ценные бумаги могут вы- і жесткую систему і
іпускаться в одной из следующих форм: і контроля за рынком і
і - именные документарные ценные бумаги; і ценных бумаг. і
і - именные бездокументарные ценные бумаги; і і
і - документарные ценные бумаги на предъ- і і
іявителя. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Эмиссия и обращение эмиссионных ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Выпуск эмиссионных ценных бумаг дол- і Вводится понятие і
іжен пройти регистрацию; ценные бумаги, і "недобросовестная і
івыпуск которых не прошел регистрацию,не і деятельность",ко- і
іподлежат размещению. і торое позволяет і
і Эмиссионные ценные бумаги с одним і контролировать и і
ігосударственным регистрационным номером і пресекать непра- і
івыпускаются в одной форме. і вомерную деятель- і
і После завершения размещения эмиссион- і ность на рынке і
іных ценных бумаг эмитент обязан предста- і ценных бумаг. і
івить отчет об итогах выпуска в регистри- і Контроль за испол- і
ірующий орган. і нением требований і
і Вводится понятие недобросовестной і раскрытия информа- і
іэмиссии, т.е. действий, нарушающих проце- і ции, обязательной і
ідуры эмиссии установленные законом. По- і регистрации выпус- і
ідобные действия являются основанием для і ка эмиссионных цен- і
іотказа регистрирующими органами в регист- і ных бумаг и отчета і
ірации выпуска эмиссионных ценных бумаг, і о результатах эмис- і
іпризнания его несостоявшимся или приоста- і сии будет способс- і
іновления эмиссии ценных бумаг. і твовать повышению і
і Аккумулирование средств в процессе і надежности рынка и і
іэмиссии акций кредитными организациями і формированию сис- і
іосуществляется путем открытия банком-эми- і темы защиты инвес- і
ітентом накопительного счета (режим нако- і торов от потерь. і
іпительного счета устанавливается Банком і і
іРоссии). і і
і При обращении эмиссионных ценных бу- і і
імаг, переход прав, закрепленных эмиссион- і і
іной ценной бумагой, должен сопровождаться і і
іуведомлением держателя реестра, или депо- і і
ізитария, или номинального держателя. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Вводится понятие "профессиональный і Замена понятия і
іучастник рынка ценных бумаг" вместо поня- і "инвестиционный ин- і
ітия "инвестиционный институт". Выделяются і ститут" - понятием і
іследующие виды деятельности: і "профессиональный і
і 1) брокерская деятельность - совер- і участник рынка цен- і
ішение гражданско-правовых сделок с ценны- і ных бумаг" ведет к і
іми бумагами в качестве поверенного или і пересмотру всей сис-і
ікомиссионера, действующего на основании і темы организации і
ідоговора поручения или комиссии. і профессиональных і
і 2) дилерская деятельность - соверше- і участников фондово- і
іние сделок купли-продажи ценных бумаг от і го рынка и более і
ісвоего имени и за свой счет путем публич- і жесткому разграниче-і
іного объявления цен покупки и/или продажи і нию полномочий каж- і
іопределенных ценных бумаг с обязательст- і дого профессиональ- і
івом покупки и/или продажи этих ценных бу- і ного участника. Эти і
імаг по объявленным ценам. Дилером может і изменения позволят і
ібыть только юридическое лицо, являющееся і упростить контроль і
ікоммерческой организацией; і за правомерностью і
і 3) деятельность по управлению ценны- і деятельности профес-і
іми бумагами - осуществление юридическим і сиональных участни- і
ілицом или индивидуальным предпринимателем і ков фондового рынка.і
іот своего имени за вознаграждение в тече- і Признается возмож- і
іние определенного срока доверительного і ность создания иных,і
іуправления переданными ему во владение и і чем фондовая биржа, і
іпринадлежащими другому лицу в интересах і организационных сис-і
іэтого лица или указанных этим лицом і тем торговли ценны- і
ітретьих лиц: ценными бумагами; денежными і ми бумагами, т.е. і
ісредствами, предназначенными для инвести- і внебиржевых систем. і
ірования в ценные бумаги; денежными і і
ісредствами и ценными бумагами, получаемы- і і
іми в процессе управления ценными бумагами; і і
і 4) клиринговая деятельность - дея- і і
ітельность по определению взаимных обяза- і і
ітельств (сбор, сверка, корректировка ин- і і
іформации по сделкам с ценными бумагами и і і
іподготовка бухгалтерских документов по і і
іним) и их зачету по поставкам ценных бу- і і
імаг и расчетам по ним; і і
і 5) депозитарная деятельность - ока- і і
ізание услуг по хранению сертификатов цен- і і
іных бумаг и/или учету и переходу прав на і і
іценные бумаги. Депозитарием может быть і і
ітолько юридическое лицо; і і
і 6) деятельность по ведению реестра і і
івладельцев ценных бумаг - деятельность по і і
ісбору, фиксации, обработке, хранению и і і
іпредоставлению данных, составляющих і і
ісистему ведения владельцев ценных бумаг. і і
іДеятельностью по ведению реестра имеют і і
іправо заниматься только юридические лица; і і
і 7) деятельность по организации тор- і і
іговли на рынке ценных бумаг означает пре- і і
ідоставление услуг,непосредственно способ- і і
іствующих заключению гражданско-правовых і і
ісделок с ценными бумагами между участни- і і
іками рынка ценных бумаг. і і
і Деятельность профессиональных участ- і і
іников рынка ценных бумаг лицензируется і і
ітремя видами лицензий: лицензией профес- і і
ісионального участника рынка ценных бумаг, і і
ілицензией на осуществление деятельности і і
іпо ведению реестра и лицензией фондовой і і
ібиржи. і і
і Существуют ограничения на совмещение і і
іпрофессиональных видов деятельности на і і
ірынке ценных бумаг в отношении деятель- і і
іности по ведению реестра владельцев цен- і і
іных бумаг. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Вводится понятие "номинальный держа- і Определение статуса і
ітель ценных бумаг" - лицо, зарегистриро- і номинального держа- і
іванное в системе ведения реестра, в том і теля ценных бумаг і
ічисле являющееся депонентом депозитария, і закладывает право- і
іи не являющееся владельцем ценных бумаг. і вую основу взаимоот-і
і і ношений брокеров и і
і і их клиентов. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Фондовой биржей признается только і Основные требования і
іорганизатор торговли на рынке ценных бу- і к фондовым биржам і
імаг, не совмещающий деятельность по орга- і не изменяются. і
інизации торговли с иными видами деятель- і і
іности, за исключением депозитарной и кли- і і
іринговой деятельности. Фондовая биржа і і
ісоздается в форме некоммерческого парт- і і
інерства и организует торговлю только меж- і і
іду членами биржи. Служащие фондовой биржи і і
іне могут быть учредителями и участниками і і
іпрофессиональных участников рынка ценных і і
ібумаг. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Информационное обеспечение рынка ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Под раскрытием информации понимается і Использование поня- і
іобеспечение ее доступности всем заинте- і тия "недобросовест- і
іресованным в этом лицам независимо от це- і ная реклама" огра- і
ілей получения данной информации по проце- і ничивает возможнос- і
ідуре, гарантирующей ее нахождение и полу- і ти проведения круп- і
ічение. і ных афер на фондо- і
і Профессиональные участники рынка цен- і вом рынке (компания і
іных бумаг обязаны осуществлять раскрытие і "МММ" и т.п.) и ре- і
іинформации о своих операциях с ценными і гулирует раскрытие і
ібумагами, если произведены операции с од- і информации в рамках і
іним видом ценных бумаг одного эмитента и і правовых норм. і
іколичество ценных бумаг составило не ме- і і
інее 100% от общего количества ценных бу- і і
імаг за квартал или не менее 15% за разо- і і
івую операцию. і і
і Запрещается реклама эмиссионных цен- і і
іных бумаг до даты регистрации их выпусков. і і
і При признании рекламы недобросовест- і і
іной, договоры рекламодателя с рекламо- і і
іраспространителем считаются недействи- і і
ітельными. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Государственное регулирование рынка ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Все функции регулирования (за исклю- і Консолидируется сис-і
ічением банковской сферы) передаются Феде- і тема государствен- і
іральной комиссии по рынку ценных бумаг, і ного регулирования і
ікоторая разрабатывает концепцию развития і фондового рынка и і
ірынка ценных бумаг и координирует дея- і устанавливается чет-і
ітельность федеральных органов исполни- і кое разграничение і
ітельной власти по вопросам регулирования і полномочий всех ор- і
ірынка ценных бумаг. Банк России регулиру- і ганов власти, регу- і
іет деятельность коммерческих банков. Ми- і лирующих фондовый і
інистерство финансов РФ регламентирует і рынок. Снимается і
іправила ведения учета и составления отчет- і проблема противоре- і
іности эмитентами и профессиональными і чивости государст- і
іучастниками рынка ценных бумаг совместно і венного регулирова- і
іс Федеральной комиссией по рынку ценных і ния. і
ібумаг. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Саморегулирование участников рынка ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Саморегулируемой организацией про- і Расширяются возмож- і
іфессиональных участников рынка ценных бу- і ности саморегулиро- і
імаг признается добровольное объединение і вания рынка его про-і
іпрофессиональных участников рынка ценных і фессиональными уча- і
ібумаг, действующее в соответствии с зако- і стниками в области і
іном и функционирующее на принципах неком- і установления правил і
імерческой организации. і деятельности на фон-і
і Права саморегулируемых организаций: і довом рынке,контро- і
і - получать информацию по результатам і ля и обучения. і
іпроверок деятельности своих членов; і і
і - разрабатывать правила и стандарты осу- і і
іществления профессиональной деятельности і і
іи операций с ценными бумагами своими чле- і і
інами и осуществлять контроль за их испол- і і
інением; і і
і - в соответствии с квалификационными і і
ітребованиями Федеральной комиссии разра- і і
ібатывать учебные программы и планы, осу- і і
іществлять подготовку должностных лиц и і і
іперсонала организаций, осуществляющих і і
іпрофессиональную деятельность на рынке і і
іценных бумаг, определять квалификацию і і
іуказанных лиц и выдавать им квалификаци- і і
іонные аттестаты. і і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Ограничение спекулятивной деятельности на рынке ценных бумаг і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДїДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Введен запрет на манипулирование це- і Пресекается спеку- і
інами на рынке ценных бумаг и принуждение і лятивная деятель- і
ік покупке или продаже ценных бумаг путем і ность, что должно і
іпредоставления умышленно искаженной ин- і способствовать по- і
іформации о ценных бумагах, эмитентах і вышению стабильнос- і
іэмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные і ти фондового рынка. і
ібумаги, включая информацию, представлен- і і
іную в рекламе. і і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ
Таким образом, принятие закона "О рынке ценных бумаг" дает воз-
можность формированию следующих положительных тенденций в долгосроч-
ной перспективе: прекращение обращения суррогатов ценных бумаг и
неправомочной деятельности по ценным бумагам в обход требований ли-
цензирования, либерализация правил (снятие ряда ограничений по сов-
мещению видов деятельности и кругу обслуживаемой клиентуры), консо-
лидация системы государственного регулирования рынка ценных бумаг и
передачи части функций саморегулируемым организациям. Вместе с тем
остается проблема контроля за исполнением установленных законом
норм, а следовательно и проблема реализации этих норм на практике.
Для решения этой проблемы необходимо приведение других нормативных
актов в соответствие с Законом о рынке ценных бумаг.

Что касается трастового законодательства, то оно является
составной частью законодательства о рынке ценных бумаг. В соот-
ветствии с Указом Президента РФ "О доверительной собственности
(трасте)" N 2296 можно выделить следующие основные положения.
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДї
і Содержание трастовых і Передача имущества и имущественных прав,при-і
і отношений і надлежащих учредителю траста на праве собст-і
і і венности, на определенный срок доверительно-і
і і му собственнику, который обязуется управлятьі
і і собственностью в интересах бенефициария. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Право собственности і Учреждение доверительного управления имущес-і
і на имущество,находя- і твом влечет переход всех имущественных и і
і щееся в трасте і личных неимущественных прав к доверительно- і
і і му собственнику. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Право на учреждение і Учредителем траста может быть любое физиче- і
і траста і ское и юридическое лицо. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Бенефициарий траста і Бенефициарием траста может быть любое физи- і
і і ческое и юридическое лицо, в т.ч. учреди- і
і і тель траста. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Доверительный собст- і Может быть любое физическое и юридическое і
і венник і лицо, за исключением органов государствен- і
і і ной и муниципальной власти и бенефициариев. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
і Ответственность до- і Доверительный собственник несет ограничен- і
і верительного собст- і ную имущественную ответственность по обяза- і
і венника і тельствам, связанным с исполнением договора і
і і об учреждении траста, и в случаях причиненияі
і і ущерба интересам бенефициария траста. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДіДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДі
іОбъект траста і Любые виды отчуждаемого имущества, принадле- і
і і жащего учредителю на праве собственности, неі
і і исключенные из гражданского оборота и не ог-і
і і раниченные государством в передаче траст. і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Возможность прекра- і Прекращение договора об учреждении траста воі
і щения договора і всех случаях осуществляется по решению суда.і
іДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДґ
і Специальные виды и срок трастов в Указе не оговариваются. і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ
Следует отметить,что трастовое законодательство в нашей стране
практически не существует, а нормативные акты не достаточно проду-
манны и слабо детализированы. Проекты законов также противоречивы и
постоянно дорабатываются и изменяются.

2.2.2. Структура государственных органов, регулирующих
фондовый рынок.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок,
зависит от модели рынка, принятой в стране (банковской, небан-
ковской), степени централизации управления и автономии регионов. Об-
щей тенденцией с 30-х г.г. является создание самостоятельных ве-
домств или комиссий по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки,
которые занимают в развитых странах все большую долю финансовых ак-
тивов.
Закон "О рынке ценных бумаг" четко регламентирует полномочия
всех органов власти, контролирующих фондовый рынок. В схеме (см.
приложение ) приведены основные государственные органы, регулирующие
рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне.
Краткие характеристики содержания регулирования и структура
основных государственных органов, участвующих в регулировании рос-
сийского фондового рынка даны ниже.

Федеральное собрание
Разрабатывает проекты и законопроекты в области рынка ценных
бумаг. Так, в составе Государственной Думы действуют: Комитет по
собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Подкомитет
по банкам и Подкомитет по законодательству о финансовых институтах,
фондовом рынке и страховании в составе Комитета по бюджету, налогам,
банкам и финансам.

Администрация Президента РФ
Осуществляет управление через Главное правовое управление и
Контрольное управление Президента РФ. Главное правовое управление
непосредственно участвует в работе Комиссии по ценным бумагам и фон-
довым биржам при Президенте РФ. Контрольное управление осуществляет
специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента,
связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг.

Правительство РФ
Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка
ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет
законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов, Ука-
зов и Распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в об-
ласти ценных бумаг,назначает и контролирует работу головных исполни-
телей по подготовке нормативных актов (Госкомимущество РФ, Минфин РФ
и т.д.).

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее Федеральная
комиссия) является главным федеральным органом исполнительной власти
по проведению государственной политики в области ценных бумаг, конт-
ролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг
через определение порядка их деятельности и стандартов эмиссии цен-
ных бумаг. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на
процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства РФ и ценных
бумаг субъектов РФ.
При Комиссии создаются коллегия Федеральной комиссии и Эксперт-
ный совет.
Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов: председате-
ля Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей предсе-
дателя Федеральной комиссии, секретаря Федеральной комиссии, пяти
представителей органов исполнительной власти, в компетенцию которых
входят вопросы,связанные с рынком ценных бумаг, представитель Банка
России, председатель Экспертного совета при Федеральной комиссии по
рынку ценных бумаг, два представителя палат Федерального собрания РФ.
Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
является консультативно-совещательным органом, в состав которого
входят 25 членов: представители государственных органов и организа-
ций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка
и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бу-
маг, их саморегулируемых организаций, союзов, ассоциаций и независи-
мые эксперты.
Функции Федеральной комиссии:
1) разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг
и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти
по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждение стандартов и порядка регистрации эмиссии ценных
бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иност-
ранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг в России;
3) разработка и утверждение единых требований к правилам осу-
ществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;
4) установление обязательных требований к операциям с ценными
бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, об-
ращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.
Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и про-
фессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Феде-
ральной комиссией совместно с Министерством финансов РФ;
5) установление обязательных требований к порядку ведения ре-
естра;
6) установление порядка и осуществление лицензирования различ-
ных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а
также приостановление или аннулирование лицензий;
7) выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования
деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также
приостановление или аннулирование их действия;
8) установление порядка осуществления лицензирования и ведения
реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников
рынка ценных бумаг и аннулирование указанных лицензий при нарушении
требований законодательства о рынке ценных бумаг;
9) определение стандартов детельности инвестиционных, негосу-
дарственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих, а также
страховых компаний на рынке ценных бумаг;
10) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, про-
фессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми
организациями требований законодательства РФ о ценных бумагах, стан-
дартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;
11) обеспечение раскрытия информации о зарегистрированных вы-
пусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг
и регулирование рынка ценных бумаг;
12) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия инфор-
мации на рынке ценных бумаг;
13) утверждение квалификационных требований, предъявляемых к
лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с
ценными бумагами, к персоналу этих организаций,организация исследо-
ваний по вопросам развития рынка ценных бумаг;
14) разработка проектов законодательных и иных нормативных ак-
тов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, и конт-
роль за соблюдением законодательных и нормативных актов;
15) разработка соответствующих методических рекомендаций по
практике применения законодательства РФ о ценных бумагах;
16) осуществление руководства региональными отделениями Феде-
ральной комиссии;
17) ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных
лицензий;
18) установление и определение порядка допуска к первичному
размещению и обращению вне территории России ценных бумаг, выпущен-
ных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;
19) осуществление надзора за соответствием объема выпуска
эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;
20) установление соотношения между размерами объявленной
эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала;
21) применение санкций к нарушителям требований законодательст-
ва о ценных бумагах.
Кроме того, Федеральная комиссия вправе:
- выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования
профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля на рынке
ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти;
- квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации;
- устанавливать нормативы, обязательные для профессиональных
участников рынка и нормативы для эмитентов ценных бумаг;
Федеральная комиссия создает региональнве отделения для обеспе-
чения выполнения установленных законодательством норм, правил и
условий функционирования фондового рынка, практической реализации
принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятель-
ностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Центральный банк РФ (ЦБ РФ)
Выполняет двоякую роль на рынке ценных бумаг, являясь одновре-
менно его профессиональным участником и государственным органом,ре-
гулирующим рынок:
1. Обслуживает первичное размещение государственных ценных бумаг.
2. Создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая
на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению
правительства.
3. Выполняет функции депозитария,клирингового и расчетного центра
по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг.
4. Выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием
внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
5. Использует операции с государственными ценными бумагами в
качестве инструмента денежно-кредитной политики.
6. Выступает органом государственного регулирования для коммер-
ческих банков - профессиональных участников рынка ценных бумаг.
7. Выступает в роли консультанта правительства и парламентских
органов, соавтором разработки законодательных актов о фондовом рынке.
Кроме того, ЦБ РФ выполняет следующие регулирующие функции на
рынке ценных бумаг:
- установление для банков правил совершения операций на рынке цен-
ных бумаг, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
- лицензирование,регулирование и контроль операций банков с ценными
бумагами;
- аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценны-
ми бумагами;
- регистрация выпусков ценных бумаг банков;
- регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения госу-
дарственных ценных бумаг;
- ведение реестра ценных бумаг банков;
- регистрация и ведение реестра акционерных обществ-банков;
- подготовка специалистов по ценным бумагам через систему банковс-
ких колледжей;
- регулирование обращения ценных бумаг - валютных ценностей.
Особая сфера деятельности Банка России - "операции на открытом
рынке", инструментом которых являются ценные бумаги, а целью - регу-
лирование объемов денежной массы, находящейся в обращении.
За работу на фондовом рынке отвечает подразделение центрального
аппарата Банка России - Управление ценных бумаг Банка России. Значи-
тельная часть регулирующих функций передана ЦБ РФ своим территори-
альным управлениям.

Министерство финансов РФ
Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в ка-
честве:
1) представителя эмитента государства, выполняющего от имени
последнего функции эмитента по выпуску государственных - на феде-
ральном уровне - ценных бумаг;
2) государственного органа регулирования рынка ценных бумаг,
устанавливающего правила совершения операций на рынке ценных бумаг,
учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами.
По согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг
Минфин РФ:
- аттестует специалистов на право ведения операций с ценными
бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использова-
ние квалификационных аттестатов, применяет санкции;
- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бу-
маг банков);
- регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение госу-
дарственных ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ
ценных бумаг и обеспечивает его публикацию;
- контролирует приобретение крупных пакетов акций;
- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков цен-
ных бумаг;
- ведет государственный реестр акционерных обществ;
- ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через
подведомственную систему финансовых колледжей.
Основную ответственность за выполнение указанных функций несет
Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка Минфина
РФ. Для реализации части указанных функций Минфин создал и использу-
ет подведомственные структуры: Аттестационную комиссию при Минфине
РФ, Финансовый институт повышения квалификации Минфина РФ, Комиссию
Минфина РФ по рассмотрению заявок предприятий, организаций и учреж-
дений на получение лицензий на производство бланков ценных бумаг.

Министерство экономики РФ
С 1993 г. происходит последовательное усиление участия Минэко-
номики РФ в регулировании рынка ценных бумаг в плане разработки по-
литики формирования фондового рынка в рамках общеэкономической поли-
тики, законотворческой области (разработка закона о трасте и т.п.),
экспертизы и согласования создания финансово-промышленных групп.

Госкомимущество РФ
Госкомимущество РФ осуществляет на фондовом рынке регулирование
выпуска и обращения приватизационных чеков в качестве государствен-
ной ценной бумаги, а также другие вопросы, связанные с перераспреде-
лением, преобразованием и доверительным управлением собственностью и
связанных с нею ценных бумаг.

Российский фонд федерального имущества (РФФИ)
РФФИ выполняет такие функции на рынке ценных бумаг, как продажа
акций в процессе приватизации; управление портфелем акций, находя-
щихся в собственности государства, включая осуществление полномочий
собственника на собрании акционеров; приобретение от имени госу-
дарства участий в акционерных капиталах. РФФИ может выполнять мето-
дические и регулирующие функции в отношении этих операций в той ме-
ре, в какой они не будут реализованы Госкомимуществом РФ.
При РФФИ действует объединенная комиссия (совместно с Минфином
РФ) по аттестации сотрудников на право совершения операций с ценными
бумагами от имени фондов имущества.

Антимонопольный комитет РФ
Госкомитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур согласовывает вопросы, связанные
- с крупнейшими выпусками ценных бумаг;
- приобретением 35% или более акций одного эмитента, или акций,
обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
- созданием холдинговых компаний и акционерных обществ при пре-
образовании государственных предприятий , определение пакета акций
как контрольного;
- созданием финансово-промышленных групп;
- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных
контрактов через Комиссию по товарным биржам при Антимонопольном
комитете.

Другие государственные органы, регулирующие фондовый рынок:
* Государственный комитет РФ по промышленной политике и Межве-
домственная комиссия по содействию организации акционерных промыш-
ленных компаний и финансово-промышленных групп осуществляют регули-
рование создания и регистрацию (Госкомитет РФ) финансово-промышлен-
ных групп в России.
* Государственная налоговая служба РФ регулирует совместно с
Минфином РФ порядок налогообложения операций с ценными бумагами, ди-
видендов, процентов, курсовых акций и т.п., а также по согласованию
с Минфином РФ ведет Государственный реестр предприятий.
* Министерство социальной защиты населения РФ участвует сов-
местно с Госкомимуществом РФ в регулировании деятельности чековых
инвестиционных фондов социальной защиты и регулирует деятельность
негосударственных пенсионных фондов, как крупнейших институциональ-
ных инвесторов на фондовом рынке.
* Федеральная служба России по надзору за страховой деятель-
ностью регулирует деятельность страховых организаций, как крупнейших
институциональных инвесторов, а также управляющих инвестиционных
фондов.
* Государственный таможенный комитет РФ осуществляет совместно
с Банком России регулирование ввоза и вывоза из страны ценных бумаг.
* Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строи-
тельства регулирует совместно с Минфином РФ порядок выпуска и обра-
щения жилищных сертификатов.

2.3. Экономическое регулирование.
===================================
Экономическое регулирование является одним из аспектов госу-
дарственного регулирования фондового рынка и использует такие
инструменты, как налогообложение, изменение норм обязательных резер-
вов и ставки рефинансирования, операции на открытом рынке.

2.3.1. Налогообложение

Налоговое регулирование влияет на всю структуру общественного
воспроизводства, способствуя ускоренному накоплению капиталов в наи-
более эффективных отраслях народного хозяйства. Основными инструмен-
тами политики налогового регулирования являются: налоговые льготы
(налоговый минимум, исключение из облагаемой прибыли определенных
статей доходов и расходов и т.д.), скидки и кредиты.
В соответствии с налоговым законодательством, инвестиции в раз-
личные ценные бумаги подвержены различным налогам. Наибольшее влия-
ние на рынок ценных бумаг оказывают следующие налоги: налог на при-
быль, налог на операции с ценными бумагами, налог на добавленную
стоимость, подоходный налог с физических лиц и налог на содержание
жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Проанализируем принципы взимания этих налогов и последствия, к
которым может привести изменение налоговых ставок.
Большая часть доходов по ценным бумагам попадает под действие
закона "О налоге на прибыль". Общая схема уплаты налога на доходы по
ценным бумагам приведена ниже.
ЪДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДВДДДДДДВДДДДДДДДДДВДДДДДВДДДДДДДДДДДВДДДДДДДї
і і БиржиіБрокерскиеіБанкиіПредприятияіНебан- і
і Виды доходов по і іконторы і іи организа-іковскиеі
і ценным бумагам і і і і ции і учреж-і
і і і і і і ния і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДґ
і Прибыль, полученная от і і і і і і
і сдачи в аренду брокер-і і і і і і
і ских мест, совершенных і 43% і 43% і --- і --- і --- і
і на бирже сделок по цен-і і і і і і
і ным бумагам. і і і і і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДґ
і Прибыль от посредничес-і і і і і і
і ких сделок и операций і --- і --- і --- і 43% і 43% і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДґ
і Дивиденды и проценты поі і і і і і
іакциям,облигациям и пр. і і і і і і
інегосударственным ценнымі --- і --- і 18% і 15% і 15% і
ібумагам і і і і і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДЕДДДДДДДДДДЕДДДДДЕДДДДДДДДДДДЕДДДДДДДґ
іДоходы от долевого учас-і і і і і і
ітия в других предприяти-і --- і --- і 18% і 15% і --- і
іях на территории России і і і і і і
ГДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЕДДДДДДБДДДДДДДДДДБДДДДДБДДДДДДДДДДДБДДДДДДДґ
і Доходы по государствен-і і
іным ценным бумагам в і НЕ ОБЛАГАЕТСЯ і
івиде процента и дисконтаі і
АДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДБДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДЩ
Одной из главных льгот при налогообложении доходов по ценным
бумагам является необложение доходов по государственным ценным бума-
гам, что способствует росту популярности этого фондового инструмента
и способствует чрезмерной концентрации финансовых ресурсов на рынке
государственных ценных бумаг и снижению инвестиционной активности в
других секторах рынка ценных бумаг.
Другой льготой можно считать исключение расходов по организации
выпуска ценных бумаг (за исключением аудиторских и рекламных услуг)
из налогооблагаемой базы эмитента. Эта льгота направлена на поддер-
жание и развитие новых и повторных эмиссий преобразованных госу-
дарственных и вновь создаваемых предприятий, что должно способство-
вать развитию рынка негосударственных ценных бумаг.

Трастовые операции и услуги фондовых бирж (комиссионный сбор от
сделок, выручка от предоставления брокерских мест в аренду, плата за
право участия в торгах и информационные услуги) облагается налогом
на добавочную стоимость.

Физические лица уплачивают налог на различные доходы по ценным
бумагам по ставке подоходного налога, установленной в зависимости от
величины совокупного годового дохода. Стоимость ценных бумаг, полу-
ченных гражданами в дар или по наследству не подлежит обложению по-
доходным налогом, но при этом взимается налог на имущество.

Налог по операциям с ценными бумагами оказывает прямое действие
на объект налогообложения и подразделяется на два вида: налог, упла-
чиваемый при регистрации проспекта эмиссии по ставке 0.8% номиналь-
ной суммы выпуска; и налог на операции по купле-продаже ценных бу-
маг, взимаемый с реальной цены сделки.
И, наконец,налогом на содержание жилищного фонда и объектов со-
циально-культурной сферы облагаются следующие доходы профессиональ-
ных участников рынка ценных бумаг: доходы от долевого участия в дея-
тельности других предприятий,дивиденды по акциям, доходы по ценным
бумагам, за сдачу в аренду имущества и помещений, процентные от-
числения от размещения средств на депозитных счетах и за предостав-
ление кредитов при наличии лицензии банка (если не устанавливается
отдельных льгот).

Все эти налоги в той или иной мере воздействуют на участников
рынка ценных бумаг и их инвестиционные возможности, а следовательно
и регулируют рост или замедление активности на фондовом рынке. Повы-
шение ставок налога может привести к сокращению прибыли, остающейся
в распоряжении юридических лиц и, следовательно к снижению их ин-
вестиционных возможностей. В целом это может привести к снижению ак-
тивности на фондовом рынке.А понижение налоговых ставок способствует
увеличению инвестиционного потенциала, но в некоторых случаях может
способствовать развитию инфляционных тенденций, которые являются по-
казателем оторванности рынка капиталов от их доходной базы.
В российской практике налогообложения участников рынка ценных
бумаг в большей мере реализуется фискальная функция налогов, снижая
тем самым стимулирующее воздействие налогообложения. В связи с этим
можно выделить три основные проблемы, которые требуют немедленного
разрешения:
1. В отличие от развитых стран налогообложению подлежит не
только эффективный (реализованный) прирост капитальной стоимости ак-
тивов, но и потенциальный. Например, прирост стоимости ценных бумаг,
деноминированных в иностранной валюте, при пересчете на рубли обла-
гаются налогом независимо от того, был ли получен этот доход от про-
дажи ценной бумаги или же никаких операций с ней не происходило.
2. Ставки налогообложения установлены без учета срока получения
дохода. Как правило, для дохода долгосрочного периода налогообложе-
ние должно быть более льготным,чем для краткосрочных (спекулятивных)
доходов.
3. Законодательная база по налогообложению фондового рынка не
соответствует в целом уровню его развития (прежде всего рынка ценных
бумаг для населения и государственных ценных бумаг).
Своевременное решение указанных проблем позволит наиболее эф-
фективно использовать налогообложение как инструмент государственно-
го регулирования рынка ценных бумаг.

2.3.2. Ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования является одним из факторов, влияющим на
изменение инвестиционной активности на рынке ценных бумаг. Ее
действие проявляется следующим образом: повышение ставки рефинанси-
рования ведет к снижению избыточных резервов коммерческих банков, а
следовательно и к снижению их инвестиционного потенциала. А посколь-
ку коммерческие банки являются одними из крупнейших инвесторов на
российском фондовом рынке, то резкое повышение ставки рефинансирова-
ния может привести к определенному "сужению" фондового рынка. И на-
оборот, снижение ставки приводит к увеличению избыточных средств у
банков и повышению их инвестиционной активности.
Следует отметить, что ставка рефинансирования является также
индикатором доходности финансовых инструментов. Так при увеличении
ставки необходимо приближать к ней и уровень доходности всех фи-
нансовых инструментов (например, доходность ГКО четко реагировала на
изменение ставки рефинансирования).

2.3.3. Норма обязательных резервов.

Норма обязательных резервов также относится к инструментам,
косвенно влияющим на рынок ценных бумаг, поскольку существует за-
висимость между нормой обязательных резервов и инвестиционной актив-
ностью банков на фондовом рынке. При повышении нормы обязательных
резервов уменьшаются избыточные банковские резервы, т.е. прямо огра-
ничивается развитие инвестиций, и наоборот, снижение резервных тре-
бований способствует развитию инвестиций.

2.3.4. Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке - это операции центрального банка по
покупке-продаже государственных и муниципальных ценных бумаг, других
инструментов денежного рынка. Эти операции являются одним из главных
инструментов государственного регулирования и обеспечивают немедлен-
ное и крупномасштабное воздействие на денежный рынок и банковский
кредит, а через них и на экономику в целом. Операции на открытом
рынке являются наиболее гибким орудием кредитно-денежной политики ЦБ
РФ.
Государственные ценные бумаги применяются как надежные и лик-
видные активы для поддержания ликвидности балансов финансово- кре-
дитных учреждений.
Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства
с денежного рынка, приводя к резкому сокращению инвестиционных
способностей участников рынка ценных бумаг. Подобная тенденция наб-
людается в нашей стране: чрезмерная концентрация деловой активности
на рынке государственных ценных бумаг, преимущественно на рынке ГКО,
может создать реальную опасность системного кризиса в финансовом
секторе экономики. Проблема заключается в том, что рынок госу-
дарственных ценных бумаг, являясь наиболее надежным и значит более
привлекательным для инвесторов, отвлекает инвестиционные ресурсы
от,и так достаточно слабого, рынка негосударственных ценных бумаг на
нужды сокращения дефицита бюджета. Для преодоления этой тенденции
было принято решение снизить ставку доходности ГКО, как наиболее по-
пулярной среди инвесторов государственной ценной бумаги.
Скупка государственных ценных бумаг, напротив, приводит к уве-
личению денежной массы в обращении, а следовательно высвобождает
свободные инвестиционные средства для вложений в рынок негосу-
дарственных ценных бумаг.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг входит в общую
регулятивную инфраструктуру фондового рынка и оказывает решающее
воздействие на участников рынка и их деятельность.
Эффективное регулирование фондового рынка является одной из
важнейших задач правительства, поскольку этот рынок является
настолько масштабным и колеблемым, что может угрожать устойчивости
всей экономической системы страны. Для этого необходимо всестороннее
и продуманное воздействие государства на фондовый рынок, включающее
как правовое регулирование, так и экономические способы воздействия.
В области законодательного регулирования рынка ценных бумаг од-
ной из первоочередных задач является принятие долгосрочной госу-
дарственной программы развития и регулирования фондового рынка, Пер-
вые шаги в этом направлении были сделаны с принятием закона "О рынке
ценных бумаг", который решил многие проблемы регулирования фондового
рынка. Законом установлен новый режим для ценных бумаг и профессио-
нальных участников фондового рынка, позволяющий избежать "суррогат-
ной" деятельности на рынке , а также определена четкая структура
государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Необходимо
принятие и других законов и нормативных актов в соответствии с изб-
ранной линией регулирования, способствующих дальнейшему развитию и
упрочнению фондового рынка в Россиии, и осуществление контроля за их
исполнением.
Экономическое регулирование рынка ценных бумаг - это другой
аспект государственного регулирования, который призван воздейство-
вать на фондовый рынок при помощи различных экономических инструмен-
тов: налогообложение, ставка рефинансирования, нормы обязательных
резервов и операции с государственными ценными бумагами на открытом
рынке. В этой области перед государством стоит задача преодоления
отрицательного воздействия других видов государственного регулирова-
ния (фискального, монетарного), ограничивающего инвестиционный по-
тенциал участников фондового рынка.
Но возможно самым главным аспектом роли государства на рынке
ценных бумаг является обеспечение защищенности рынка от отклонений
политического маятника и создание условий для формирования устойчи-
вого рынка экономического роста.









Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат