« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Законодательство и право /


Версия для печати

Реферат: Животный мир как объект правовой охраны.


Московский Центр Образования

Натальи Нестеровой

Новый Гуманитарный Университет

Факультет Правоведение

Экологическое право.

РЕФЕРАТ

ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ.

Исполнитель: Васильева Алена Михайловна

группа Л1Ю2

Москва - 1996

П Л А Н

I. ВВЕДЕНИЕ.

II. ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНЫМ МИРОМ.

Животный мир как объект эколого-правового режима.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
животного мира: понятие, органы, функции.

Право пользования животным миром и его виды.

Правовая охрана животного мира.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ

Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон, а
значит, и шага нельзя ступить, не задев чего-либо. Каждый шаг человека
по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых
насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть и снижающих свою
естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение
человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение
слона в посудной лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду
можно заменить вновь изготовленной, а погубленные природные объекты и
экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.

Животный мир, являясь составной частью природной среды, выступает как
неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в
процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на
функционирование естественных сообществ, структуру и естественное
плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические
свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с
тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник
получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного
сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный
ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов
промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное,
эстетическое, воспитательное, лечебное значение.



Животный мир как объект эколого-правового режима.

Объектом использования и охраны выступают лишь дикие животные
(млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также
моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свобод на
суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие
территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и
другие домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе
или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или
иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве
собственности государству, кооперативным, общественным организациям,
гражданам, и используются и охраняются в соответствии с
законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект
возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий,
непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении
условий их существования определенные виды животных могут окончательно
исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание
условий существования животного мира, регулирование численности
животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их
восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается
преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких
животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в
искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в
естественные места обитания.

Особенности государственного управления эколого-правовым режимом
животного мира.

В соответствии с действующим законодательством в области регулирования
отношений по охране и использованию животного мира относятся:
распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и
установление основных положений, правил и норм в этой области;
разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному
использованию животного мира; установление систем государственного учета
животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра
животного мира; государственный контроль за охраной и использованием
животного мира и установление порядка его осуществления; решение других
вопросов.

Государственное управление в области эколого-правового режима
пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной
администрацией, а также специально уполномоченными на то
государственными органами по охране и регулированию использования
животного мира и иными государственными органами. Специально
уполномоченными органами являются: по наземным животным и птицам -
Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете
Министров РФ (Главохота РФ), по рыбным запасам - министерства рыбного
хозяйства республик, их органы рыбоохраны.

Функции управления эколого-правовым режимом пользования животным миром
следующие: государственный учет животных и их использование,
государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в
области охраны и использования животного мира; государственный контроль
за охраной и использованием животного мира; разрешение споров, связанных
с пользованием животным миром.

Для обеспечения охраны и организации рационального использования
животного мира ( ст. 31 Закона) проводится государственный учет животных
и их использования и ведется государственный кадастр животного мира,
содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов
(групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им
угодий, современного хозяйственного использования животных и другие
необходимые данные.

На основании постановления Совета Министров СССР от 28 апреля 1984 года
“О порядке государственного учета животных и их использования и
государственного кадастра животного мира”, предусматривающего
необходимость обеспечения мероприятий по ведению государственного учета
животных и их использования с 1986 года, а ведение государственного
кадастра животного мира с 1988 года, государственный кадастр животного
мира включает данные государственного учета животных и их использования
по количественным и качественным показателям, а также сведения,
необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования,
размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других
отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных
с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния
животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию
численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные,
являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные
беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители
леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур),
животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные
Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также
находящиеся на территории государственных заповедников и природных
национальных парков. Наряду с дикими животными объектом государственного
кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные,
водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью
животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных
необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами, кооперативными и другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами
обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка
пользования животным миром и иных правил, установленным
законодательством, об охране и использовании животного мира.

Государственный контроль за охраной и использованием животного мира
осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также
специально уполномоченными на то органами.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный
контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в
ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся
объектами животного мира.

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья
инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях.
Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных
осуществляет также и лесная охрана.

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов
выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов
и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые
управления, инспекции рыбоохраны по областям, краям, автономиям,
районам.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел.
Совместно с государственными органами контроль за охраной и
использованием животного мира производится и обществами охотников и
рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира,
создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны.

Право пользования животным миром и его виды.

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной
сфере являются Закон РСФСР “Об охране и использовании животного мира”, а
также охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть
государственные, кооперативны и другие общественные предприятия,
учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие
виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание
беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты
и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и
эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности
животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота
(ст.12 Закона) - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская
и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5
января 1982 года “Об улучшении ведения охотничьего хозяйства” право на
охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие
испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с
соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие
разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на
производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на
отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные
общества - республиканские общества охотников, Всеармейское
военно-охотничье общество, охотничье общество “Динамо”, которые наделены
правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В
этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка,
выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов)
соответствующего вида и количества животных с указанием срока их
отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел
определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым
хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов
животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты
производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным
лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство (ст. 13 Закона) - промысловый лов рыбы, добывание водных
беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и
спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в
установленном порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для
промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют
значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются
рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его
контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам
и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других
водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова
ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных
орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках,
предоставляемых в пользование по договорам с государственными,
кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За
пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по
билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации
проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на
водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих
водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и
рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены
органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ
охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами
бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона)
разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и
рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных,
добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми
специально уполномоченными на то государственными органами по охране и
регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов,
добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных
свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за
исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование
животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается
без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды
их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29
Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или
отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение
необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях
охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации,
которым было предоставлено право пользования; невыполнение
пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и
использованию животного мира.

Правовая охрана животного мира.

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и
осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания
животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К
этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового
многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды
обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение
целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное
рациональное использование и воспроизводство животного мира;
регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и
предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование
предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по
регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться
гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных
и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые
требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так,
требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции
конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно:
при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов,
предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании
существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в
хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий,
прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель,
осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ,
добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона
сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и
организации мест массового отдыха населения, а также при размещении,
проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных,
трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи
и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть
обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования
(ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны
принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении
сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при
эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер
запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и
отходов производства.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим
использования животных в заповедниках, заказниках и других особо
охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром
и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой
исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона)
заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих
животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не
допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под
угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях,
специально уполномоченные на то государственные органы по охране и
регулированию использования животного мира должны принимать меры к
созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их
добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и
последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для
создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому
разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то
государственными органами по охране и регулированию использования
животного мира.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крупнейший русский ученый, академик В.И, Вернадский более полувека тому
назад отмечал, что мощь человеческой деятельности можно сравнить с
геологической силой Земли, поднимающей горные массивы, опускающей
материки, передвигающей континенты и т.п. С того времени человечество
далеко ушло вперед, и поэтому мощь человека возросла в тысячи раз.
Сейчас одно предприятие - Чернобыльская АЭС нанесло непоправимый вред
огромному региону, который связан неразрывными экосвязями не только с
отдельным континентом, но и имеет большое значение для жизни на Земле,
изменения планетарных процессов.

Поскольку отношение людей к природе существует только через
производственные отношения, то экологопользование связано в каждой
стране с существенными в ней социально-экономическими отношениями.
Различие социально-экономических систем, обусловливающие и различие
эколого-правового регулирования различных стран, требует внимательного
анализа правоприменительной практики.

Возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе
вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации
экологопользования и координации усилий в охране окружающей Среды в
рамках всего международного сообщества.

В последнее время в нашей стране произошли необратимые перемены -
распался Союз ССР и исчезли союзные структуры. Образование суверенных
государств с тяжелейшим экологическим наследием должно заставить
задуматься о создании единого экологического пространства для выхода из
экологического кризиса. Именно в объединении - путь к решению всех
стоящих перед республиками экологических проблем.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:



1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право. м., “Высшая школа”, 1992.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Закон РСФСР “ Об охране и использовании животного мира”.

4. Основы законодательства РФ “О здравоохранении”.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат