![]() |
![]() |
Дьявол - это древний ритуальный дефлоратор в маске животного, еще до недавнего времени выполнявший свои функции во время шабашей.
Согласно Маргарет Мюррей, дьяволом является рогатое божество эпохи палеолита, против которого церковь с XIII до XVII столетия вела ожесточенную борьбу.
В эпоху палеолита совершался ритуал, главная роль в котором принадлежала мужчине с рогами на голове, одетому в звериную шкуру.
Археологи нашли и описали 74 рисунка, изображающих танцоров в масках животных и с рогами. Движения персонажей свидетельствуют о ритуальном характере танцев.
Наскальный рисунок, обнаруженный в Арьеже и относящийся к началу палеолита, считается самым древним из всех известных изображений божества (грот Трех братьев).
Речь идет о выполненном на скале рисунке высотой 75 сантиметров. В центре изображена фигура, представляющая человека с совиными глазами, заостренными, как у волка, ушами, ветвистыми оленьими рогами, бородой серны, медвежьими лапами вместо рук и лошадиными гривой и хвостом. Фигура находится в окружении животных. Наиболее важной характеристикой считается танец или, скорее, жестикуляция этого странного существа.
Изображения людей в масках животных и с рогами (маски лошади, рога серны и козла) довольно часто встречаются среди археологических находок эпохи палеолита, сделанных в Вавилоне, Уре, Египте... В Фивах статуя Амона была покрыта козлиной шкурой.
Недалеко от реки Эланд, у подножия гор Малути, обнаружили наскальную фреску с изображением танцовщиц разного возраста в сладострастных позах, трех персонажей с рогами и хвостами, напоминающих сатиров, и двух мужчин, которых сатиры избивали палками.
Когда на смену поверженным государственным религиям старых империй приходит католицизм, став государственной религией Римской империи на основании эдикта императора Константина, у него остается могучий соперник в лице деревенской религии - язычества. В городах, в среде социальной элиты, дворянства и буржуазии, это соперничество быстро разрешилось в пользу новой религии, но простой народ продолжал упрямо держаться за тысячелетние культы.
Борьба католической церкви с автохтонными религиями и рогатыми божествами оказалась более трудной и продолжительной, нежели с великими религиями Рима, Греции и Египта.
Разве можно, к примеру, узнать в великолепном Аполлоне страшное и грубое существо с рогами?
Процесс метаморфозы начался в Азии. Некогда во Фригии поклонялись рогатому богу по имени Сабациус. Он был одновременно супругом и сыном великой богини. Сабациус, считавшийся солнечным божеством, почитался в Финикии и догомеровской Греции. Со временем греки стали изображать его с длинными волосами и изнеженными чертами лица. Таким образом Сабациус превратился в Аполлона.
Бахус носит виноградную лозу, оплетенную плющом. Его рога стали сосудами, из которых пьют вино (самыми древними сосудами после черепа), а также символом изобилия. Его имя, синоним пьянства, связано с оргиастическими мистериями.
До сената дошли слухи об этих разнузданных оргиях, и он вынес постановление, предписывавшее вешать мужчин и душить женщин, принимавших в них участие.
Это типичный пример конфликта между официальным духовенством, находящимся под патронажем государства, и народными религиозными традициями.
Так римляне изобрели бога Пана, изображаемого с козлиными ногами и фаллосом в состоянии эрекции.
Так родился Фавн - полукозел-получеловек, и сатир - полулошадь-получеловек.
На протяжении столетий до наступления эпохи христианства сельские жители, особенно в отдаленных, горных областях, отправляли традиционный культ, которому они были очень привержены. И даже будучи обращенными в христианство, как, к примеру, сегодня некоторые африканские племена, они продолжали тайно совершать свои церемонии, зачастую привнося в них христианские элементы.
Крестьянский культ был грубым, даже кровавым и включал в себя ритуальные совокупления. Тем не менее он был адаптирован к нравам тех, кто его практиковал, и со временем утратил многие из своих наиболее отталкивающих черт.
Ведьмы, выполнявшие в деревнях функцию оказания социальной помощи, были жрицами рогатого бога. Шабаш представлял собой церемонию, включавшую молитвы, песнопения, танцы, пиршество, окропление (вином). Вилы были атрибутом "дьявола"-крестьянина, а метла - атрибутом ведьмы-крестьянки.
Если во время шабаша имели место какие-либо сверхъестественные явления, они были результатом транса, которому способствовала коллективная истерия. Воображение теологов и инквизиторов, а также церковная пропаганда породили "дьявольские чудеса", которые так поражали людей средневековья.
Танцы шабаша были грубы в сравнении с салонными, однако все народные и фольклорные танцы ведут свое происхождение именно от них.
Танцоры, обнаженные или в рубашках, танцевали вокруг "дьявола", который сидел в центре, издавал время от времени нечленораздельные звуки и вопли, рычал или мычал, подобно животному, и колотил дубиной по стволу дуба или лошадиному черепу.
Существовал танец, который заключался в том, что мужчина и женщина поворачивались друг к другу спиной и, совершая ритмичные движения, удалялись и снова сближались.
В Северной Италии инквизиторы заставляли детей 8-12 лет исполнять "танцы шабаша и отмечали в их движениях сверхъестественную ловкость".
В Бельгии танец шабаша, называемый "пауана", сопровождался пением непристойных песен.
В августе 1590 года в Стране басков Николя Лагернхард, "проходя в полдень мимо лесной поляны, увидел мужчин и женщин, танцевавших в кружке, повернувшись спиной к его центру".
В Кастилии шабаш устраивали по понедельникам, средам и пятницам.
В Испании церемония начиналась в 9 вечера и завершалась на рассвете. Все эти небольшие празднества носили название "эсбат".
Четыре раза в год, на Пасху и по большим праздникам, устраивался собственно шабаш. Самый торжественный из них происходил в ночь святого Иоанна Крестителя, во время летнего солнцестояния.
У народов Севера место проведения шабаша называлось "блокула". Это была огромная поляна с возвышавшимся посредине домом внушительных размеров.
Жан де Беллок, посещавший шабаши с юных лет, рассказывает, что эта церемония напоминала ярмарку.
Колдун-дьявол представал в виде большого черного козла. Между его рогов был закреплен факел, от которого участники церемонии зажигали лучины. Колдун усаживался на трон. Голос его искажался надетой на лицо маской.
В прошлом веке в церкви Вендувра (Индре) стояла скульптура того же самого персонажа (музеи Шатору). Третье подобное изваяние находится в музее Реймса. В Отуне в 1840 году хранилась похожая статуэтка, правда, без рогов.
Эти образы, введенные скульпторами в среду латинских божеств в галло-римскую эпоху, происходят из кельтского культа, существовавшего в доисторические времена.
В VI веке в Геводане (Лозер) организовывали процессии, участники которых носили маски и рога оленя. Этот ритуал христианские священники называли "цервулум фацере", и время от времени он становился объектом запретов, даже еще в VIII столетии. Маскарадные процессии являлись неотъемлемым компонентом всех культов. Со временем маски животных на карнавалах были заменены на капюшоны с прорезями для глаз.
Им не хватает одного: простодушия. Некоторые эрудиты, иногда даже из религиозной среды, изучая долгое время древние традиции, проникаются чувством ностальгии по ним. Так, в феврале 1969 года в журналах появились упоминания о существовании некоего братства почитателей сатаны в лондонском пригороде Чизвик. Это привело к отстранению от должности одного профессора, доминиканского монаха, преподававшего в католической школе в Суссексе.
В феврале 1967 года в Сан-Франциско 26-летний Джон Рэймонд, колдун, женился на Джудит Кэйс в присутствии большого числа любопытствующих и сочувствующих, которые пришли для участия в церемонии, совершаемой "согласно сатанинскому ритуалу". Невеста была в черном.
В декабре 1965 года в прессе появились статьи о ведьме, живущей в Швейцарии, в Гран-сюр-Сьерр кантона Вале. Судя по всему, эта женщина пользуется всеобщим уважением.
Речь идет о мусульманской секте, члены которой традиционно носят черные хитоны, белые брюки и красные пояса и тюрбаны.
По некоторым сведениям, они совершают в подземельях кровавые ритуалы в честь дьявола. Их идолами являются Паон и черный змей. Во главе секты стоит "папа", которому каждый вечер дарят девственницу.
1. Марсиро Ж. История сексуальных ритуалов М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -320 с ISBN 5-232-00878-1.
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? |
|
|
|
|