Предметом моей работы является борьба за власть и привилегии.
Особый размах этот процес приобрёл в период правления
Брежнева, само вхождение во власть которого является
великолепной иллюстрацией интриганства и противостояния
различных группировок в самых верхних эшелонах власти.
Несмотря на несомненный интерес данной проблемы и её остроту,
публикации на эту тему практически отсутствуют. Да, безусловно
есть материалы о перевороте, в результате которого был смещён
с должности Хрущёв. Однако связь борьбы за власть в Кремле с
получаемыми вследствие этого привелегиями, несмотря на её
полную очевидность, всегда обходили деликатным молчанием.
Для того, чтобы лучше понять суть данного явления нужно обратиться
к его истории.
2. Из истории вопроса
С самого начала идея власти, диктатуры стала характерной
чертой советской системы во всех ее проявлениях. Ленин опре-
деляет государство как дубинку, как инструмент создания ново-
го, социалистического общества и нового человека эпохи социа-
лизма. Вообще говоря, эта теория основана на идеях Маркса,
на его учении о производительных силах и производственных от-
ношениях как основе не только общественной структуры, но
и самого существования человека. Однако ленинская теория отхо-
дит от идей Маркса, как только начинает рассматривать в ка-
честве фундамента марксистской доктрины революцию и
власть - «диктатуру пролетариата», а не преодоление бесчело-
вечных, гнетущих условий жизни общества. Признав принцип,
что власть - основа всего в обществе, и узаконив насилие (Ле-
нин определял диктатуру как власть, не ограниченную никакими
законами), нельзя было построить ничего иного, как общество,
в котором властители - партийная бюрократия, номенклатура -
превращаются в привилегированную монополистическую
касту.
Конечно, Ленин считал это лишь временной формой, которая
исчезает с «отмиранием» государства. И все же уже в 1918 году
Ленин в беседе с рабочей делегацией высказался за то, чтобы
партактивисты получали дополнительным продовольственный
паек. Так вместе с властью стали расти и привилегии, государ-
ство же не проявляло никаких признаков «отмирания», а наобо-
рот, становилось все сильнее.
Дело в том, что бюрократия и не думает ограничивать свои
привилегии. Напротив, она расширяет их и укрепляет свое гос-
подство.
Цель бюрократии - власть и господство над другими. Этому и
посвящают себя ее руководители - партийные олигархи.
В своей работе я часто буду исрользовать слово“номенклатура”
Что оно означает ?
Слово «номенклатура» пришло к нам из глубины тыся-
челетий. В Древнем Риме раб, громко провозглашавший на
приемах имена входивших гостей, назывался «номенкла-
тором» (от латинского «nomen» - имя). Видимо, от этого
и пошло слово «номенклатура» как список имен или на-
званий.
Вот определение номенклатуры опубликовано в Советском Союзе
в учебном пособии для партийных школ «Партийное строительство». Вот оно:
«Номенклатура - это перечень наиболее важных долж-
ностей, кандидатуры на которые предварительно рассмат-
риваются, рекомендуются и утверждаются данным партий-
ным комитетом (райкомом, горкомом, обкомом партии
и т. д.). Освобождаются от работы лица, входящие в но-
менклатуру партийного комитета, также лишь с его согла-
сия. В номенклатуру включаются работники, находящие-
ся на ключевых постах»
Академик А. Д. Сахаров писал:
«Хотя соответствующие социологические исследова-
ния в стране либо не производятся, либо засекречены, но
можно утверждать, что уже в 20-е - ЗО-е годы и окон-
чательно в послевоенные годы в нашей стране сформирова-
лась и выделилась особая партийно-бюрократическая
прослойка - «номенклатура», как они себя сами назы-
вают, «новый класс», как их назвал Джилас».
Маркс считал основой классов отношение к собственности.
Но является ли обладание собственностью важнейшим признаком
номенклатуры?
3. Номенклатура - “особая прослойка” общества
Номенклатура возникла как историческое продолжение организации
профессиональных революционеров, сделавшихся после победы революции
профессиональными правителями страны. Номенклатура - это «управляющие».
Функция управления - стержень
номенклатуры.
С точки зрения исторического материализма, речь идет
об управлении общественным производством. Во всех фор-
мациях господствующий класс осуществляет такую функ-
цию. Но было бы неверно игнорировать существенную
разницу в этом отношении между классом номенклатуры
и классом буржуазии, управляющим общественным про-
изводством при капитализме.
Буржуазия руководит в первую очередь именно эко-
номикой, непосредственно материальным производством,
а уже на этой основе играет роль и в политике. Так пролег
исторический путь буржуазии от ремесла и торговли, от
бесправия третьего сословия к власти.
Иначе проходит исторический путь номенклатуры. Он
ведет от захвата государственной власти к господству и в
сфере производства. Номенклатура осуществляет в пер-
вую очередь именно политическое руководство общест-
вом, а руководство материальным производством явля-
ется для нее уже второй задачей. Политическое управ-
ление - наиболее существенная функция номенкла-
туры.
Главное в номенклатуре - власть. Не собственность,
а власть. Буржуазия - класс имущий, а потому господ-
ствующий. Номенклатура - класс господствующий, а по-
тому имущий. Капиталистические магнаты ни с кем не
поделятся своими богатствами, но повседневное осущест-
вление власти они охотно уступают профессиональным
политикам. Номенклатурные чины - сами профессио-
нальные политики и, даже когда это тактически нужно,
боятся отдать крупицу власти своим же подставным лицам.
Заведующий сектором ЦК спокойно относился к тому, что
академик или видный писатель имел больше денег и иму-
щества, чем он сам, но никогда не позволил бы, чтобы тот
ослушался его приказа.
Он фанатик власти. Это не значит, что ему чуждо
все остальное. По природе он отнюдь не аскет. Он охотно и
много пьет, главным образом дорогой армянский коньяк; с
удовольствием и хорошо ест: икру, севрюгу, белужий
бок - то, что получено в столовой или буфете ЦК. Если
нет угрозы скандала, он быстренько заведет весьма
неплатонический роман. У него есть принятое в его кругу
стандартное хобби: сначала это были футбол и хоккей,
потом - рыбная ловля и охота. Он заботится о том, что бы
достать для своей новой квартиры финскую мебель и купить
через книжную экспедицию ЦК дефицитные книги
(конечно, вполне благонамеренные).”
Стабильная и спаянная правящая верхушка,
удерживала власть благодаря согласию в главном: стремлении
интересы бюрократических структур и сохранить коллективное
руководство, сосредоточенное в окружении одного человека-символа.
Немалую роль в этом играл непрерывный и все парализующий
компромисс между трудносочетаемыми общими установками и
столь же противоречивой практикой как центре, так и на местах.
Политический консерватизм или экономическая реформа, стабильность
кадров или выдвижение новых поколений функционеров, личная преданность
или компетентность, жесткое администрирова-
ние или допущение элементов рынка, приоритет тяжелой и
оборонной промышленности или легкой, партийность или
технократические ценности, руковадящая роль партии или ак-
тивность масс в общественных организациях, более или ме-
нее надежно контролируемых,- все эти фундаментальные про-
блемы, решение которых предполагало выбор, никогда не дово-
дились до конца из-за боязни нарушить консенсус, коснувшись
сути вещей.
Такой подход к делу приводил к торможению, а затем и
провалу многих попыток реформ, проистекавших из желания
решить проблемы, не затрагивая причин их возникновения:
централизации, бюрократизма органов управления, утвердив-
шегося еще в ЗО-е гг, волюнтаризма.
КПСС оставалась главной структурой, привлекавшей людей к общественной
жизни. За пятнадцать лет - с 1965 по 1980 г,-число ее членов выросло на
42% (ежегодно в партию вступало полмиллиона че-
ловек), и к началу 80-х гг. партия насчитывала 17 млн. комму-
нистов. Значительно выросла доля членов КПСС с высшим об-
разованием: к концу 70-х гг. более четверти членов партии име-
ли высшее образование, среди вступавших в нее с высшим
образованием было уже более 45% . Партийный билет становил-
ся все более и более полезным дополнением к диплому, спо-
собствуя карьере и налагая лишь минимальные и формальные
обязательства на его владельца. Они состояли главным образом
в уважении к правилам игры, - что означало не критиковать
открыто режим, закрывать глаза на противоречия между поли-
тическими речами и реальной жизнью, в которой царила, апа-
тия, цинизм и коррупция и, в более общем плане, преоблада-
ние личных интересов над общественными. В этих условиях
коммунист жил с двойной моралью, лояльно служа режиму и
нередко не разделяя при этом в глубине души убеждений,
выражаемых во всеуслышание.
Из 17 млн. коммунистов почти четверть занимала выборные
посты в 400 тыс. первичных партийных организациях. Эти 4 млн.
коммунистов, с большим преувеличением называвшиеся акти-
вом, составляли своего рода банк данных из которого проводили
дальнейший отбор примерно 400 тыс. освобожденных работников
аппарата. В действительности путь поступенькам выборных
должностей, обеспечивавший выдвижение активистов из низовых
организаций (коммунисты из профсоюзов, Советов, различных
общественных организаций, первичных партийных организаций),
все реже приводил к желанным постам, входящим в союзную,
республиканскую, региональную номенклатуру. Кандидаты на такие
должности, все более тесно связанные с административными и политическими
функциями, все чаще подбирались и назначались непосродственно в
вышестоящих организациях. 70-80 гг. были от
мечены прочной стабилизацией элиты и прекращением ее по
полнения снизу. Система становилась замкнутой и закрытой.
Номенклатура - понятие, вошедшее в повседневные разговоры после успеха
одно именной книги М.Вселенского,-представляла собой настоящую касту, с
трудно поддающейся оценке численностью. Политическая стабильность
брежневского периода позволила расцвести могущественной элите. Уверенной
в себе, в своих правах и привилегиях, в возможности самовоспроизводства,
Однако укоренение этой, словно перенесенной из феодального общества
элиты со своей иерархией, территорией и двором входило во все большее
противоречие с другой стороной политики власти, заключавшейся в
вовлечении масс в общественную жизнь: стоило ли стремиться к ак-
тивному участию в ней, если достижим был лишь формально
почетный статус, но не реальная принадлежность к избранным?
В условиях, когда номенклатура смыкала свои ряды, когда
все глубже становилась пропасть между власть предержащими и
рядовыми гражданами, поощряемое властями участие в новых
общественных объединениях, которые могли бы составить
гражданское общество, становилось все более и более формаль-
ным.
4. Генеральный секретарь - вершина класса
номенклатуры
Византийский культ личности генерального секретаря
не способен скрыть от мира то, что на самой вершине
класса номенклатуры происходит борьба прежде всего
именно за этот пост, хотя обладатель его всегда изобра-
жается как незаменимый и как бы прямо для него рож-
денный.
Борьба за власть в Кремле ассоциируется с драматическими
дискуссиями чуть ли не как в западном парламенте. Между тем
ничего подобного нет. Борьба идет не при помощи парламентского
красноречия, а путем длительного - годами - подсиживания,
сложнейших хитросплетений и интриг, понять которые
политики демократического Запада вообще, вероятно, неспособны.
Красноречие же, если слово это можно применить к подготов-
ленным аппаратом и читаемым по бумажкам речам на
номенклатурно-бюрократическом жаргоне, используется
лишь на заключительном этапе, когда нужно наклеивать
политический ярлык на уже поверженного противника.
До того никаких открытых выступлений против него не
бывает; наоборот, его бдительность стараются усыпить де-
монстративной дружественностью.
Пост генерального секретаря может получить только
какой-то один человек, поэтому верхушка номенклатуры
старается при каждой смене генерального секретаря
создать более выгодные исходные позиции для очередного
тура борьбы в целом.
Кого эта верхушка стремится выбрать в генеральные
секретари: самого сильного и способного? Наоборот,
того из членов Политбюро, что кажется ей самым недале-
ким и безобидным. Таким казался Сталин в начале 20-х го-
дов на фоне членов ленинского Политбюро; таким казался
Хрущев после смерти Сталина (Маленков, наоборот, счи-
тался очень сильным); таким казался Брежнев после сме-
щения Хрущева, когда сильным считался Шелепин. Фео-
дальные князья всегда старались посадить на королевский
трон возможно более слабого монарха, князья класса но-
менклатуры избирают по этому же принципу Генераль-
ного секретаря ЦК. Вот почему тот из членов Политбюро,
кто очень хочет стать генеральным секретарем, должен
не поражать воображение своими талантами и динамизмом,
а выглядеть ограниченным и бескрылым, скромным, по
груженным в техническую работу бюрократом, как это
сделал Сталин; Иванушкой-дурачком, какого любил
разыгрывать из себя Хрущев; стандартным провинциаль-
С подачи К. У. Черненко, с поста директора ВПШ Молда-
вии на должность заведующего отделом науки и учебных
заведений ЦК КПСС был определен С. П. Трапезников.
Министром внутренних дел СССР, несмотря на противо-
действие ряда членов Политбюро, был поставлен - так-
же доверенное лицо Л. И. Брежнева - Н. А. Щелоков.
Первым зампредом КГБ стал работавший ранее в Молда-
вии С. К. Цвигун.
Так возникла традиция кланового руководства партией
и государством. Клана будет два-наряду с молдавской
ветвью будет крепнуть днепропетровская, которая станет
расти за счет партийных функционеров, директоров пред-
приятий или просто знакомых, кто в разные годы или
учился с Брежневым, или работал, или помогал ему в про-
движении. Позднее эти ветви разрастутся, раскинутся да-
леко за пределы Молдавии и Днепропетровской области
и вберут в себя всех тех, кто встретился Леониду Ильичу
Брежневу на длинной и извилистой дороге его политиче-
ской карьеры, кто обратил на себя его внимание или уго-
дил ему.
При этом борьба за абсолютную власть наверху продолжалась.
В начале 1971 г. пал В. П. Мжаванадзе, партийный
руководитель Грузии; он был обвинен в коррупции.Это был
первый удар генсека по высшей партийной коллегии. За предыдущие
годы правления Брежнева по его инициативе не было произведено
ни одного снятия среди членов Политбюро - его побуж-
дали считаться с необходимостью коллективности руко-
водства. За прошедшие семь лет Политбюро покинули
только трое: Ф. Р. Козлов - по болезни, А. И. Микоян и
Н.М. Шверник-по старости. Но затем, на Пленуме ЦК
в апреле 1973 года, из Политбюро сразу были выведены
П.Е. Шелест, Г. И. Воронов. Их место заняли трое, и
все - сподвижники Брежнева: Ю. В. Андропов, председа-
тель КГБ, А. А. Громыко, министр иностранных дел, и
А.А. Гречка, министр обороны.
Обстоятельства смещения Шелеста и Воронова нахо-
дились в тесной связи с противоборством генсека и премь-
ера. Брежнев долго и сложно маневрировал, прежде чем
решился нанести удар по Политбюро. Вначале, не будучи
в состоянии его подорвать извне, он решил его расшатать
изнутри - он сумел увеличить число его членов с 11 до 15
И сразу получил в нем большинство. Следующий шаг
был вопросом партийной техники. Проявив благосклон-
ность к Шелепину, он столкнул его с Шелестом, а потвор-
ствуя соперничеству между Косыгиным и Подгорным,
изолировал Воронова. Шелест был обвинен в национа-
лизме и переведен с Украины, где был первым секрета-
рем ЦК Компартии, в Москву. Став одним из многих
заместителей Председателя Совета Министров и лишенный
опоры в Киеве, он вскоре был выставлен из Полит-
бюро.
Г.И. Воронов же проиграл тогда, когда вместе с Ко-
сыгиным стал сомневаться в сельскохозяйственной про-
грамме Брежнева. Поначалу он был высечен публично:
его не удостоен правительственной награды по случаю
шестидесятилетия, хотя, как члену Политбюро, ему пола-
галась Звезда Героя, а затем в Протоколе Политбюро (по
месту стояния на приемах и в расположении портретов
на торжествах) упал с пятого-шестого места на четыр-
надцатое.
Возможно, Брежнев мог бы избавиться от Воронова
и раньше, уже в 70-м году. К тому времени распались свя-
зи, первоначально возникшие в Политбюро. Косыгин, те-
ряя влияние, терял и союзников (сперва от него отошел
Суслов, а затем оставил и Мазуров). Подгорный же, сми-
рившись с уходом из партаппарата, прижился в Президи-
уме Верховного Совета и больше не искал столкновений
с генсеком. Но тогда он не изгнал Воронова из Политбю-
ро, не желая пошатнуть зыбкое равновесие сил при об-
суждении политики разрядки, против которой регулярно
выступал Шелест.
Падение Воронова и Шелеста произошло на фоне воз-
вышения Г. В. Романова - еще один ловкий ход Бреж-
нева: впервые за десять лет-после ухода Козлова-
первый секретарь Ленинградского обкома партии стал пол-
ным членом Политбюро.
И чем больше усиливал свои позиции Брежнев, тем
больше падали престиж и влияние Косыгина. С конца
70-го и до середины 71-го года он едва ли не полностью
отстранился от дел в Совете Министров (там всеми де-
лами управлял Мазурок), проводя часть времени в боль-
нице, а часть - на даче. Косыгин был главным препоном
для установления единовластия Брежнева, но не единст-
венным. Оставался еще Полянский, затаивший обиду на
Леонида Ильича за то, что тот, пообещав, не сделал его
премьером. На него Брежнев быстро нашел укорот -
обвинил в развале сельского хозяйства и на XXV партий-
ном съезде (1976 г.) выдворил из Политбюро.
Наконец, Брежнев смог без лишней суеты присту-
пить к созданию собственного величия. Угодников, гото-
вых преклоняться и прислуживать ему, было более чем
достаточно, но для создания культа ему необходим был
жрец - он оказался под рукой: Черненко.
Удручающее положение, в котором оказалась страна,
вполне ассоциировалось с обликом дряхлевшего руково-
дителя Коммунистической партии и Советского государ-
ства. Л. И. Брежнев был утомлен, раздражен болезнями
и напуган неожиданно надвинувшейся старостью и не-
мощью. Все это находилось в кричащем противоречии с
неимоверным славословием в адрес генсека. Вышло шесть
томов сборников его выступлений и статей, ему присудили
Ленинскую премию за укрепление мира, издали пластинки
с его речами, напечатали марки, запечатлевшие его визит
на Кубу, тысячи его фотографий заполнили кабинеты,
улицы и прилавки книжных магазинов. Вновь было вве-
дено в оборот дискредитированное Сталиным опреде-
ление - вождь. «Ты наш вождь» - оттарабанил А. Л. Ки-
риленко при вручении ему Леонидом Ильичам звезды
Героя. Затем «вождь» прозвучало в устах Д. А. Кунаева,
А. Алиева, Э. А. Шеварднадзе, В. В. Щербицкого. На-
чалось стремительное возвышение К. У. Черненко. В мар-
те 1976 г. вне всякой связи с юбилеем ему, заведующему
общим отделом ЦК, с помпой вручили звезду Героя Соц-
труда. Изумленные обыватели на лекциях спрашивали:
«За какие заслуги наградили товарища Черненко?» Свы-
ше рекомендовалось отвечать: «За организацию XXV съез-
да КПСС». Через несколько дней после награждения
У. Черненко стал, наконец, секретарем ЦК КПСС.
К тому времени позиции соперников Л. И. Брежнева
в высшем эшелоне значительно ослабли. В ходе подготов-
ки к принятию Конституции в мае 1977 г. из состава
Политбюро был устранен Н. В. Подгорный, и Брежнев за-
имел новый пышный титул - Председатель Президиума
Верховного Совета СССР. Он перестал нуждаться в под-
держке Суслова, ибо стал хозяином положения настоль-
ко, что мог без особого труда, опираясь на свою команду,
устранить любого конкурента. В декабре 1978 г. из По-
литбюро был выставлен К. Т. Мазуров (о нем заблаговре-
менно была пущена молва; болен смертельной болезнью,
но он продюжил еще дюжину лет) - последний союзник
Н. Косыгина. Черненко из кандидатов был переведен в
члены Политбюро, а кандидатом стал Н. А. Тихонов.
В Секретариате ЦК вместо Ф. Д. Кулакова (в 1960-гг. был первым
секретарем на Ставрополье) обосновался совершенно неизвестный в
столице ставрополец С. Горбачев. Весьма символично то, что в эти годы
наступил не только пик власти немощного Брежнева, но
и пик эволюции системы.
В это же время в высшем эшелоне советского ру-
ководства начинает складываться новое соотношение сил.
Поскольку лидер часто бывал болен, то реальная власть
в центральном партийном аппарате все больше переходила
к К. У. Черненко, хотя Суслов и продолжал здесь с ним
конкурировать. Резко выросло влияние члена Политбюро,
руководителя КГБ Ю. В. Андропова. К этой тройке при-
мыкали Д. Ф. Устинов - министр обороны и А. А. Громы-
ко - министр иностранных дел. Именно в их руках сос-
редоточилась вся полнота власти.
Именно в это время произошло окончательное сближение
В. Андропова с избегавшим острых углов и конфлик-
тов М. С. Горбачевым.
Летом 1982 г. на политическом Олимпе стали просмат-
риваться некоторые подвижки. Председатель КГБ
В. Андропов был избран на пост секретаря ЦК КПСС
вместо ушедшего из жизни М. А. Суслова. Усиленно мус-
сировались слухи о неблагополучии в брежневском окру-
жении. Поговаривали, что, не вытерпев надругательства
над честью и законом со стороны брежневских родствен-
ников, покончил жизнь самоубийством С. М. Цвигун (об-
стоятельства гибели его до сих пор не выяснены, и, вполне
возможно, он стал жертвой борьбы за власть между раз-
личными группировками).
В высшем эшелоне политического руководства страны
складывалось новое соотношение сил. Пробным камнем
стала борьба за отстранение от власти брежневского лю-
бимца, всесильного краснодарского «деятеля» С. Ф. Ме-
дунова - первого секретаря крайкома КПСС. После труд-
ного разговора с Леонидом Ильичам, как свидетельствуют
устные предания, Андропову и Горбачеву удалось пере-
местить Медунова в кресло зам. министра второстепен-
ного ведомства - Минплодоовощхоз СССР (по тем вре-
менам весьма суровое наказание). В Краснодарский край
с подачи Андропова был направлен В. И. Воротников, ко-
торый был спешно отозван с поста посла в Республике
Куба. Новый первый секретарь крайкома попал в самую
гущу событий: на Кубани развертывались сочинское, ге-
ленджикское и другие дела. В едином мафиозном клубке
были здесь повязаны партийные, советские и хозяйст-
венные руководители. Причем коррупцией был «охвачен»
не только верхний, но и средний эшелон администрации.
Новый первый секретарь крайкома КПСС, опираясь на
поддержку своих патронов из ЦК, повел наступление на
коррумпантов. Только за 1984-1986 гг. в крае были ис-
ключены из КПСС более пяти тысяч человек, причем пол-
торы тысячи из них были преданы суду.
8. Номенклатурный бакшиш
Почему же забыв о совести, честности, порядочности карабкались
по лестнице власти эти далеко не самые глупые и бесталанные люди.
Ларчик открывался просто. Помимо официальных, ”легальных”
привилегий (зарплаты, в несколько раз превышающей зарплату
среднестатического труженика, машины, дачи, санаториев, поездок зарубеж)
принадлежность к номенклатуре, особенно её верхней части, давала ряд
привилегий, не указанных в официальных реестрах.
Казалось бы, номенклатурщик получает более чем
достаточно. Но ему и этого мало. Помимо официально
выплачиваемых классом номенклатуры дивидендов с полу-
Чем больше бесконтрольная власть бюрократии, тем боль-
ше возможности у бюрократических хапуг требовать
взятки. Недаром именно в средневековых восточных
деспотиях с их разветвленным чиновничьим аппаратом
и полным отсутствием свободной информации бакшиш
постепенно пропитал все поры общества. Вместе со мно-
гими другими эта традиция восточных деспотий была
перенесена на покоренную татарами Русь и прочно там
укоренилась. Важно понять: приход к власти класса
номенклатуры не ослабил, а наоборот - усилил традицию
бакшиша, ибо именно при реальном социализме господст-
во и бесконтрольность политической бюрократии дости-
гают своего апогея.
Брать взятки номенклатурщикам, конечно, официально
по разрешается, за взятки даже наказывают. Но наказы-
вают редко и мягко, а взятки берут номенклатурщики
часто и помногу. В классе номенклатуры существует
негласная терпимость в отношении взяток. Она особенно
очевидна в тех республиках Советского Союза, где истори-
чески традиция бакшиша укоренилась наиболее прочно:
в Закавказье и в Средней Азии.
Вот некоторые данные по Азербайджану. Данные
достоверны: они взяты из закрытых материалов ЦК КП
Азербайджана. Их опубликовал выехавший в Израиль
Илья Григорьевич Земцев, работавший в секторе инфор-
мации при азербайджанском ЦК. Приведем ряд цифр,
показывающих положение в Азербайджане, то есть не сен-
сационные вершины номенклатурного бакшиша, а его
относительно рядовые размеры.
Почем продавался в Азербайджане (по ценам 1969 года)
пост районного прокурора? Он стоил 30 000 рублей. За эту
относительно сходную цену член партии мог при наличии
вакансии приобрести такой пост у секретарей райкома
партии и стать блюстителем социалистической законности.
Заметно дороже была должность другого блюстителя -
начальника районного отделения милиции. Здесь цена
была 50 000 рублей.
За такую же цену можно было стать председателем
колхоза: пост, правда, теоретически выборный, но кол-
хозники, как и вес советские граждане, голосуют за
кого приказано, так что эта должность - в номенклатуре
райкома партии.
Подобная же номенклатурная должность директора совхоза
котировалась выше - в 80 000 рублей: она выгоднее и открывает
большие возможности продвижения в номенклатуре.
Конечно публичных торгов не проводилось.За указанную
сумму секретари райкома партии оформляли на покупа-
теля номенклатурное дело и утверждали на приобретаемую
должность решением бюро райкома. Полученные секре-
тарями деньги становились приятным дополнением к их
зарплате и номенклатурным пайкам.
Но зато, чтобы стать секретарями райкома, им тоже на-
до было в свое время раскошелиться - и гораздо щедрее,
чем райпрокурору. Должность первого секретаря райкома
КП Азербайджана стоила в 1969 году 200 000 рублей,
должность второго секретаря - 100 000. Эти деньги упла-
чивались секретарям ЦК, так как должности - в номен-
клатуре ЦК КП Азербайджана.
Посты секретарей райкома выгодные: власть большая,
как видим, есть возможность получать хороший бакшиш;
поэтому они так высоко ценятся. В той же номенклатуре
ЦК КП Азербайджана были должности и подешевле:
директор театра - по цене от 10 000 до 30 000, директор
научно-исследовательского института - 40 000, звание
действительного члена Академии наук Азербайджанской
ССР - 50 000 рублей.
А вот место ректора вуза оказалось намного дороже,
нежели звание азербайджанского «бессмертного» : до
200 000 рублей, в зависимости от вуза. Это определяется
тем, что в зависимости от вуза же ректор взимал плату
за нелегальное зачисление в студенты: в Институте
иностранных языков - 10 000 рублей, в Бакинском
университете - 20 000 - 25 000, в мединституте -
30 000, в Институте народного хозяйства - до 35 000 руб-
лей. Как видите, место ректора действительно стоит
рублей.
Реалистически обоснованный прейскурант был установ-
лен не только для должностей районных руководителей,
а также деятелей азербайджанской науки и культуры,
но и для самих членов правительства Азербайджанской ССР.
Пост министра социального обеспечения оценивался
в 120 000 рублей, то есть дешево: дополнительно нажиться
за счет и без того мизерных пенсий и пособий для населе-
ния вряд ли представляется возможным. Почти столь же
малообещающий пост министра коммунального хозяйства
Азербайджана отпускался покупателю за 150 000 рублей.
А вот место министра торговли, формально равное любому
другому министерскому посту, стоило 250 000 - четверть
миллиона рублей. В условиях хронической нехватки
товаров это место обещает огромные прибыли.
Эти цифры взяты из закрытого доклада тогдашнего первого
секретаря ЦК КП Азербайджана Г. Алиева на пленуме
ЦК КП Азербайджана 20 марта 1970 года.
Как и всегда в номенклатурных интригах, разоблачения
эти были связаны со смещением прежнего первого секре-
таря - Ахундова.
Азербайджан - не исключение и даже не сильнее всего
пораженная взяточничеством республика СССР. Через
три года после смещения Ахундова была раскрыта гру-
зинская панама. Она затрагивала уже самый высший
круг номенклатуры - Политбюро ЦК КПСС.
Не надо думать, что таковы только закавказские респуб-
лики. Их перегнала в этом отношении Советская Средняя
Азия. Возьмем для примера самую развитую из средне-
азиатских республик - Узбекскую.
Член ЦК КПСС, Председатель Верховного Совета Узбекской
ССР Насридинова, “мудрая мать народа” брала по
100 000 рублей за помилование.
9. Попытка борьбы с корупцией ?..
Что случилось с Насриддиновой? Отдали под суд?
Нет, она поднялась еще выше по номенклатурной лест-
нице: стала Председателем Совета Национальностей,
второй палаты Верховного Совета СССР. Позже она
стала замминистра промышленности строительных мате-
риалов СССР.
Номенклатура не наказывает своих членов за взя-
точничество и прочие преступления как таковые. Если
кто-нибудь из номенклатурщиков получает наказание,
все понимают, что просто он проиграл в какой-то интриге
и против него используется обвинение в преступлении.
Впрочем, даже уголовное наказание номенклатурщика,
если до этого доходит, обычно бывает весьма легким и
если его приговаривают к лишению свободы, то отправ-
ляют в созданную специально для такой цели приви-
легированную «колонию для ответственных работников».
Даже отбывая наказание за преступление,номенклатурщик не
должен смешиваться с обычными советскими гражданами.
Ласково спасая от наказания взяточников из своей
среды, номенклатура злобно наказывает тех, кто осмели-
вается их разоблачать. Так, по указанию Московского
горкома КПСС органами КГБ было сооружено дело о
«злоупотреблении служебным положением» на началь-
ника московского ОБХСС (отдела по борьбе с хищения-
ми социалистической собственности) Гришина, добивше-
гося отдачи под суд крупного взяточника Галушка -
первого секретаря Куйбышевского РК КПСС города
Москвы и члена бюро горкома партии. Гришин был
арестован и осужден. К. М. Симис, бывший долгие годы
адвокатом в Советском Союзе, описывает случай из
адвокатском практики, когда тракторист - член партии, выступивший с
разоблачением лихоимства директора деревоперерабатывающего завода, был
по указанию первого секретаря райкома КПСС не только выгнан из партии и
с работы, но отдан под суд «за клевету». Во
время суда набравшиеся смелости рабочие завода под-
твердили слова тракториста - но он все-таки был осужден,
и никакие заявления в ЦК КПСС и Прокуратуру СССР
ему не помогли ".
В Советском Союзе никто этому не удивляется: уди-
вились бы, .если бы было иначе. Ведь даже на самой
верхушке класса номенклатуры, где привилегии фак-
тически безграничны, не обходилось без взяточничества и
казнокрадства. Бывшая долгое время членом Президиума
и секретарем ЦК КПСС Екатерина Фурцева, спущенная
затем на пост министра культуры СССР, выстроила в
начале семидесятых годов под Москвой на деньги мини-
стерства роскошную дачу. Член ЦК КПСС, директор Института мировой
экономики и международных отношений (ИМЭМО)
АН СССР академик Н.Н. Иноземцев последовал ее примеру.
А чего стесняться? Ведь даже в хрущсвское время член Президиума
и секретарь ЦК КПСС Фрол Козлов, считавшийся вторым ли-
цом в руководстве после Хрущева, как выяснилось, брал
взятки за назначение на руководящие посты, прекращение
судебных дел и прочие услуги. Брал он деньгами и драго-
ценными камнями через посредство своего приближенного
Смирнова, председателя исполкома Ленинградского
горсовета.
По это в «застойные» времена. А как обстоит дели
во времена перестройки и гласности? «Узбекское дело»
ответило на этот вопрос.
Пока следователи Гдлян и Иванов разоблачали взя-
точничество узбекских номенклатурщиков, в Москве
взирали на это спокойно: ведь происходило разоблачение
назначенцев Рашидова, деятеля брежневской поры. Но
вот, возомнив, что им все можно, ретивые следователи
переступили границу дозволенного: появились в их ма-
териалах имена членов горбачевского Политбюро и
секретарей ЦК КПСС.
И сразу все изменилось. Прокуратура СССР занялась
не взяточниками, а следователями. Их обвинили в не-
дозволенных методах ведения дела; сознававшиеся взя-
точники, как по команде, отказались от своих признаний,
и суды стали их оправдывать.
Но ведь у этих людей действительно были изъяты
миллионы рублей! Такие суммы они не смогли бы и за
жизней накопить из своей зарплаты, даже не тратя
из нее ни копейки. Однако вопрос об источнике мил-
лионов никого не интересовал, велено было клеймить
Гдляна и Иванова, посягнувших на честь высших лиц
в номенклатуре. Нельзя на нее посягать!
Номенклатуре все дозволено, и номенклатурщику все
дозволено, пока он действует в интересах своего класса.
Во время междуцарствия ни одна ; серьезная проблема ни
внутренней политики (экономический кризис, социальная апа-
тия), ни внешней (кризис в отношениях между Востоком и За-
падом), унаследованная за 18 лет консервативной политики
олигархии стариков, не была решена хотя бы частично. Тем
не менее в первые месяцы после прихода Андропова к власти
создалось впечатление, что он собирается осуществить ряд пе-
ремен, морально очистить партию, приступить к экономиче-
сим реформам. В своей первой речи он установил срок в два
года, чтобы провести ряд изменений, которые позволили бы
приступить к выполнению следующей пятилетки в лучших ус-
ловиях, У него не хватило на это времени, поскольку он был у
власти всего пятнадцать месяцев, однако, учитывая его первые
шаги, можно усомниться в результатах, к которым привели бы
его реформы в будущем.
Во внутренней политике краткое пребывание Андропова у
власти было отмечено прежде всего попыткой покончить с на-
Неправильная кодировка в тексте? В работе не достает каких либо картинок? Документ отформатирован некорректно? Вы можете скачать правильно отформатированную работу Скачать реферат