« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Политика, выборы, власть /


Версия для печати

Реферат: Личность-субъект политики.


Тема:

Л И Ч Н О С Т Ь - С У Б Ъ Е К Т П О Л И Т И К И .

ВВЕДЕНИЕ.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для

людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные

группы, массовые общественные движения, политические партии, в

конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти

группы, движения, партии и другие общественные и политические

организации состоят из реальных личностей и только через

взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и

направленность политического процесса, всей политической жизни

общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет

многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более

полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого

самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку

наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное

преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию

человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе

широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности

становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни

заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики

является важным условием тесной связи политических институтов с

гражданским обществом, контроля за деятельностью

политико-управленческих структур со стороны народа, средством

противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате

управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет

потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛИЧНОСТЬ.

Участие в демократическом политическом процессе является способом

самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков

управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более

полного удовлетворения основных материальных потребностей человека,

роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут

развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической

жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный

деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет

сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей

для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни -

это способ возвышения человеческого в человеке.

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно

зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей

политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки

зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет

способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному

совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о

мотивации политического участия или неучастия является очень сложным.

Здесь с политологией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом

была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей

стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что

стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что

при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую

самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной

неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная,

однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение:

низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс,

снижает ее возможности в развертывании активной политической

деятельности.

И в том и другом случае проблема мотивации политического участия

сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической

деятельности сводится к личным, психологичесуим качествам участников

политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос

о мотивации политической деятельности следует поставить в более

широком социальном контексте.

Отмечалось, что участие в управлении государством и обществом, в

политическом процессе представляет для гражданина в одном случае право

реалмзовать свои возможности, в другом - морально-политическую

обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или

материальную).

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Активное включение личности в политический процесс требует

определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы:

материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт

показывает, что для участия человека в нормальной политической

деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в

основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых

условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и

профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь

благосостояния общества и его политической системы рассматривается по

крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем

оно более открыто демократическим формам функционирования. В

экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию

социальные группы не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно

богатым; резкая, по существу двухполосная, имущественная поляризация

исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему

положению в обществе и объективным интересам составляет опору

демократического режима.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на

политические убеждения и ориентации человека. С.М.Липсет пришел к

выводу, что материально более обеспеченные люди являются более

либеральными, а более бедные являются и более интолерантными

(нетерпимыми).

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит

необходимой базой формирования компетентной гражданской службы,

корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров. В

условиях бедности трудно добиться в массовом масштабе высокого уровня

общеобразовательной и профессиональной подготовки, необходимого для

эффективного управления на демократической основе.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ЛИЧНОСТИ.

Значительное влияние на формирование политических взглядов

личности, на становление ее в качестве субъекта политической

деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того,

сформируются ли у личности демократические убеждения и ориентация или

она будет отдавать предпочтение авторитарным и другим

недемократическим идеям и практике.

Особенно сильное воздействие на политическое сознание и поведение

личности оказывает образование. Известно ленинское высказывание о том,

что неграмотный человек стоит вне политики. Это следует понимать как,

что неграмотный человек стоит вне лично осознанной политики, а

является объектом политических действий, будучи втянутым и

манипулируемым, а не их субъектом, выражающим собственную осознанную

волю.

По этому поводу был сделан общепризнанный вывод: чем выше уровень

образования человека, тем более он политически ориентирован и

,главное, предрасположен к демократическим ориентациям, установкам и

поступкам.

В.Кей выявил влияние уровня образования на политическую роль

гражданина по четырем направлениям: у более образованных людей сильнее

развито чувство обязанности участвовать в политической жизни; у более

образованного гражданина сильнее чувство эффективности своего

политического участия, он считает, что может влиять на политический

процесс и что ему открыт доступ к политической власти; чем более

образован гражданин, тем более он интересуется политикой и тем более

вовлечен в нее; образование определяет большую вероятность того, что

гражданин будет политически активен.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ.

Существенной предпосылкой активного политического участия

являются также политико-правовые факторы. К ним относятся

демократический политический режим, доминирование в обществе

демократической политической культуры, правовая обеспеченность

демократических процедур формирования всех структур власти, принятия и

реализации политико-управленческих решений, участия членов общества на

всех стадиях политического процесса.

Политическая деятельность личности основывается на совокупности

определенных предпосылок, которые либо способствуют развитию

политической активности, раскрытию потенциальных качеств человека как

общественно-политического деятеля, формированию личности как

действительного субъекта политической жизни общества, либо существенно

затрудняют все эти процессы и консервируют политическую апатию и

пассивность.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ.

Принадлежащи личности права и свободы можно разделить на три

группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой

группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование,

охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет

личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные

потребности, создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и

местные органы государственной власти, право объединяться в

общественно-политические организации, право на проведение митингов и

демонстраций, право участвовать в управлении государственными и

общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы

способствовать формированию человека, как общественно- политического

деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития

общественно-политической активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность

личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и

др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного

развития того минимума личных благ, без которого нормальная

человеческая жизнь невозможна.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат