« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Прочее /


Версия для печати

Реферат: Задачи и методы теории знания.


Задачи и методы теории знания

Исследованием знания занимаются три различные науки : теория знания (или
гносеология), психология знания и логика . И это неудивительно : знание
есть весьма сложный предмет , и в разных науках подвергается
исследованию не все содержание этого предмета , а лишь та или иная
сторона его.

Теория знания есть теория истины . Она исследует знание со
стороны истинности . Она исследует отношения между знанием предметом
знания, т.е. между предметом знания и бытием , о котором высказывается
знание . Она изучает вопрос, относительна или абсолютна истина и
рассматривает такие свойства истины , как напр., общеобязательность и ее
необходимость . Это есть исследование значения знания . Другими словами
круг интересов теории знания можно определить так : она изучает
объективную ( логическую) сторону знания .

Теория знания для того , чтобы построить теорию истины ,
должна провести подготовительное исследование , состоящее в анализе
состава знания , а так как всякое знание осуществляется в сознании, то
ей приходится заниматься также вообще анализом состава сознания и
развить какое-либо учение о строении сознания .

Так , например , с помощью анализа можно установить , что
знание ( суждение) имеет отношение к объекту, что оно принадлежит
познающему объекту , что в нем есть такие разнородные Элементы как, с
одной стороны ,”ощущения”, а с другой стороны , отношение причинной
связи , тождества , единства и т.д. Оценка роли этих разнородных
элементов и отношения их друг к другу имеет огромное значение при
построении теорий знания . Различные теории знания называют их весьма
различными именами . Так , одни называют эти элементы знания(ощущения ,
с одной стороны ,и отношения причинной связи ,единства , множества и
т.п. с другой стороны) - чувственными и нечувственными , другие называют
их апосториорными и априорными, третьи содержанием и формой знания, а
четвертые - изменчивыми и постоянными элементами знания . Под разными
именами кроются весьма различные учения о свойствах этих элементов
знания , а отсюда возникают также различия в учениях о свойствах истины.

Признав , что подготовительной работой к построению теории
истины служит анализ состава знания , легко затем прийти к мысли , что
эта теория должна опираться еще на одну подготовительную работу , именно
на исследование происхождения знания. И действительно , теории знания до
Канта в большинстве случаев основывались на учении о происхождении
знания , т.е. имели генетический характер . Только в наше время среди
гносеологов все сильнее укореняется убеждение в том , что свойства
истины вовсе не зависят от происхождения знания , так что наука о
происхождении знания в такой же мере не может служить основой для теории
истины , в какой языкознание не может служить основой для механики .

Чтобы понять , почему многие современные гносеологи считают
вопрос о происхождении знания не имеющим значения для теории знания ,
нужно точно определить , что следует понимать здесь под словом
происхождение.

Исследовать происхождение какого-либо предмета - это значит
найти причины его возникновения . В настоящее время под причиной принято
понимать всю совокупность условий , наличность которых необходима для
возникновения предмета .

Конечно ,поскольку изучение состава знания есть уже в
широком смысле слова указание на его происхождение , гносеология не
отказывается от исследования происхождения знания . Она борется лишь
против теорий истины , построенных на исследовании происхождения в узком
и точном смысле этого слова , т.е. на исследовании зависимости знания от
факторов , находящихся вне его состава и обуславливающих его реальным
процессом причинения .

Но , знание обусловлено не только своим составом , но и
факторами , находящимися вне его состава и реально причиняющими его ,
например , анатомо - физиологическими условиями . Знание есть сложное
явление : в его составе находятся истина , а кроме того процессы ,
необходимые для достижения истины , но не образующие ее . Нетрудно
представить себе , что исследование происхождения знания имеет значение
только для изучения этих сопутствующих и предшествующих обстоятельств ,
но не для выяснения свойств истины .

Можно доказать тезис в общем виде , а именно - всякая
попытка построить генетическую теорию знания , т.е. построить теорию
истины , основываясь на происхождении знания в узком смысле этого слова
, ведет к противоречиям .

В самом деле , генетическая теория знания объясняет свойства
истины реальным процессом причинения . Следовательно , она смотрит на
истину , т.е. на объективную сторону знания , как на событие
совершающееся во времени . Определим теперь точнее , где именно
генетическая гносеология ищет причины объективной стороны знания . Можно
допустить , что реальный процесс причинения , обуславливающий
объективную сторону знания , целиком состоит из факторов , находящихся
вне познающего индивидуума , как психо- физического целого , так что
некоторое транссубъективное А ( находящийся вне познающего субъекта )
служит причиной возникновения тоже транссубъективного или субъективного
В . следовательно , и это В становится объективной стороной знания для
индивидуума Г , который созерцает это В , следовательно , вступает с
этим В в отношение непричинное . В этом случае предметом знания служит В
, а не А и хотя А было причиной события В , вопрос об истинности знания
о В , как В , не требует исследования зависимости В от А , т.е. не
требует генетического исследования . Отсюда вытекает , что генетическое
исследование становится необходимым лишь в том случае , если допустить ,
что причина объективной стороны знания по крайней мере отчасти находится
и в самом познающем индивидууме , как психологическом или
психо-физическом целом , так что истина есть событие , разыгрывающееся в
познающем индивидууме , как действие , отчасти обусловленное свойствами
души или тела индивидуума . Такое учение об истине можно назвать
натурализмом , если условится понимать под этим термином направление в
науке , которое рассматривает все предметы своего исследования
исключительно , как совокупность событий ,совершающихся во времени и
причинно обуславливающих друг друга во времени , т.е. находит в них лишь
такие же отношения и реальные факторы , какие имеет ввиду физика ,
физиология или , например , психология эмоциональной жизни .

В теории знания , как это видно из предыдущего ,натурализм
имеет характер психологический или психофизиологический ,т.е. вообще
биологический . Но каков бы ни был этот натурализм , он как натурализм
,неспособен объяснить некоторые очевидные свойства истины , отрицание
которых невозможно потому , что само отрицание их содержит в себе
скрытом виде признание их . К числу таких свойств истины прежде всего
принадлежит ее общеобязательность . ( познающие одну действительность
обязаны утверждать одно и тоже суждение , иными словами истина не
зависима от познающего индивидуума ) . Но, генетическая теория приводит
к учению об относительности истины,

т.е. к учению , называемому релативизмом .

Загадочные свойства истины , независимость ее содержания от
познающего индивидуума , ее торжество и вечность , указывают на то , что
при построении теории знания нельзя опираться только на те факторы и
отношения , какие имеет ввиду физика , физиология и т.д. При
исследовании такого объекта , как истина , глубоко отличного от объектов
естествознания ,заранее приходится ожидать , что необходимо будет
допустить существование в мире факторов и отношений , не принимаемых в
расчет естествознанием и могущих быть названными идеальными
(принадлежащий к безвременному миру) .

Утверждая , что теория знания не имеет права брать посылки
из других наук , необходимо кроме того поставить , еще следующий вопрос
: должна ли теория знания обходиться без всяких предпосылок или она
может исходить из предположений , правда , незаимствованных из других
наук , поставленных ею самой , но все же еще не оправданных теорией
истины ? Этот вопрос принадлежит к числу труднейших и наименее
разъясненных в теории знания .

Услышав о требовании строить теорию истины на анализе фактов
сознания ,многие подумают, что это равносильно требованию опереться
исключительно на рассмотрение фактов психологической жизни , т.е.
требованию теории опираться на психологию . Такое понимание теории
знания ошибочно ; оно основывается на таких представлениях о сознании и
душевной жизни , которые покинуты во многих современных теориях знания .
Эти теории вовсе не считают сознание состоящим исключительно из
психологических процессов и не только не опираются на психологию при
построении теории истины , но даже решительно борются со всяким
психологизмом в гносеологии . Это стремление резко ограничить
гносеологическое исследование от психологического в высшей степени
характерно для современного состояния теории знания .

Борьба с психологизмом настоятельно необходима в том случае
, когда исследуемый объект имеет не только психологический состав и
подчинен не одним лишь психологическим законам . Например , в философии
религии решительную борьбу ведет с психологизмом всякий философ ,
который убежден в том , что явления религиозной жизни обусловлены не
только законами душевной жизни человека , но и наличностью в мире
подлинного , живого Бога .

На первый взгляд кажется несомненным , что знание вместе с
истиной , заключающейся в ней , есть с начала и до конца
психологический факт . Особенно если исключить из сферы исследования
анатомо-физические условия знания , то что же остается ? - только факты
сознания : суждения , умозаключения , представления . Повидимому , не
может быть сомнения в том , что это сплошь психические факты ,
следовательно , они должны быть подчинены законам , и теория ,
основанная на их рассмотрении , должна быть психологической . Таким
образом , психологизм в теории знания кажется вполне правомочным , и на
первых порах нельзя даже представить себе, как можно было бы

что- либо возразить против него .Между тем в наше время эти возражения
раздаются все чаще ; современные теории знания все более стремятся
освободиться от психологизма .

Укажем один из возможных путей освобождения от психологизма
. Несомненно , что всякий факт знания есть факт сознания . Но как
знание , так и вообще сознание всегда есть нечто сложное , и можно
усомниться в том , это сложное всегда состояло только из психических
элементов . Возможно , что хотя знание всегда имеет в своем составе
психическую сторону , все же другие его стороны могут быть не
психическими . В самом деле возможно , что ошибочны старые учения о
сознании и душевной жизни , до сих пор еще широко распространенные в
учебниках психологии , но уже начинающие исчезать в гносеологии ,
учения , согласно которым такие факты сознания , как высказывание “я
испытываю удовольствие ” и “камень катится с горы ” , одинаково целиком
состоят из психических явлений , так как представление “ камня ,
катящегося с горы ” , есть психическое состояние познающего индивидуума
. В противовес этому утверждению можно отстаивать мысль , что такое
представление осуществимо в сознании не иначе , как в том случае , когда
в сознании различны три разнородные стороны : 1) я , остающееся
тождественным несмотря на смену представлений и , следовательно , не
принадлежащее к временному реальному миру (подобно идеям Платона) ; 2)
скатывание камня с горы - материальный процесс , событие , совершающееся
во времени ; 3) деятельности я , такие как, например , внимание ,
направленное на материальный процесс движения камня ; эти деятельности
суть психологические события , совершающиеся во времени и основанные на
таком отношении между я и движением камня , в силу которого сам
материальный процесс движения камня становится содержанием знания .
Глубокая разнородность этих трех сторон , заключающихся в сознании ( и
знании ) о движении камня очевидна , если обратить внимание на то, что
одна из этих сторон (я) не есть событие , а два другие суть события ,
но принадлежат к различным мирам - к миру материальному ( движение камня
) и к миру психологическому ( внимание) . Психическую деятельность я ,
участвующую в процессе знания , можно назвать актом знания , а то , на
что она направлена ( камень) и что благодаря ей познается ( движение
камня ) , можно назвать предметом и содержанием знания . В приведенном
примере виденье , представление , внимание и т.п. составляют акт знания
, а предметом и содержанием знания служат видимое и представляемое , то
, на что направлено внимание ,- камень и его движение . Хотя акт
знания бывает всегда психическим , содержание знания вовсе не обязано
быть психическим , за исключением тех случаев , когда предметом знания
становятся психической жизни (например , в суждении “чувство ,
испытываемое мною , есть не зависть , а досада ” ) .

Несмотря на глубокую разнородность акта знания , с одной стороны , и
его предмета и содержания , с другой стороны , мысленно обособить эти
две стороны знания очень трудно , так как они всегда существуют вместе ,
и потому неудивительно , что усмотрев в знании психологическую сторону ,
мы воображаем , будто все знание состоит из психических процессов .
Вследствие недостаточного различения нами разных сторон знания ( и
сознания ) язык также не выработал достаточного количества обиходных
слов для их обозначения ; наиболее употребительные слова , обозначающие
сознание и знание , такие , как представление , восприятие ,
воспоминание , суждение , понятие и т.п. имеют два значения , именно
указывают то на акт , то на содержание : так , словом представление
обозначается то представливание , то представленное , словом восприятие
- воспринимание и воспринятое , словом воспоминание - деятельность
воспоминания и самый воспроизведенный образ , словом сознание -
сознавание и осознанное и т.п.

Для теории знания и логики существенное значение имеет , конечно , не
акт , а содержание знания ( например , не акт внимания , а то , на что
направлено внимание , не акт представления , а представленный образ и
т.д. ) . И если содержание знания не необходимо должно быть психическим
(строго говоря , только в редких случаях бывает психическим ) , то
отсюда становится особенно ясным и понятным утверждение , что теория
знания и логика не суть науки , основанные на психологии .

В заключение поясним с помощью сравнения , каким образом теория знания
может и должна строиться без исследования психологической и
физиологической стороны знания . Положим , что объектом исследования
служит кристалл поваренной соли . Этот предмет сложен и потому
подвергается исследованию в нескольких весьма различных науках ,
рассматривающих его разные стороны . Можно рассматривая кристалл ,
отвлечься совершенно от вещества его и тогда перед взором ученого будет
находиться кристалл лишь , как геометрическое тело , куб - его изучение
есть проблема математики . Точно также и человеческое сознание ,
обладающее истиной , есть сложный и различные его стороны должны быть
предметом исследования различных наук : процессы в нервных центрах ,
сопутствующие усмотрению истины , составляют предмет исследования
физиологии ; субъективно психологическая сторона сознания (например ,
внимание) , направленная на усмотрение истины , подлежит исследованию
психологии ; но кроме физиологической ( телесной) и
субъективно-психической ( душевной ) стороны в этом сложном целом есть
еще сторона объективная, не психическая , и именно от нее зависят
основные свойства истины , поэтому она то и составляет предмет
исследования теории знания . Ученый , не различающий в сознании
субъективную , индивидуально-психических процессов . Поэтому он
считает необходимым основывать теорию знания , т.е. теорию истины , на
психологии . Его ошибка подобна заблуждению того человека , который ,
взявшись за изучение куба соли с математической точки зрения стал
вместо этого изучать его физические свойства. Замена математической
точки зрения физической есть чудовищное заблуждение ; ошибка ученого ,
который смешивает гносеологическое исследование знания с психологическим
, не менее громадна .

Перечисленные вкратце черты , характерные для большинства современных
теорий знания , борьба с натурализмом , генетизмом , догматическими
предпосылками и психологизмом , ясно показывают , как резко отличается
теория знания от специальных наук , от физики , физиологии , истории
и т.д.



Использованная литература : Введение в философию Проф.Лосский

Издательство “
Наука и Школа” Петроград 1918 г.



Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат